Реалистичность проектов ГЧП на железных дорогах неочевидна
Поделиться
VK


Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года изобилует описанием инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры для потребностей ресурсных и стивидорных компаний.

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года изобилует описанием инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры для потребностей ресурсных и стивидорных компаний. В документе говорится о сумме в 9 трлн инвестпроектов и утверждается, что многие из них будут реализованы на принципах государственно-частного партнерства. В то же время законодательно вопросы возврата инвестиций при взаимодействии с инфраструктурной компанией до сих пор не определены. В силу этого говорить о безусловной реалистичности всех упоминаемый в ДПР проектов несколько рано.

Переходя к деталям, все таки стоит внести сущностную правку: говоря о цифре 8,7 трлн руб. инвестиций, заложенных в базовый сценарий ДПР ОАО «РЖД», стоит говорить, что это ожидаемые к реализации инвестиции РЖД и партнеров, иначе может сложиться ощущение, что только РЖД планируют привлечь 9 трлн инвестиций. Все-таки на сами РЖД ложится только 4,7 трлн, и какая-то часть будет осуществлена из собственного денежного потока компании, без привлечения новых средств в капитал или долг.

Теперь о некоторых деталях. В стратегии под проекты, реализуемые сторонними инвесторами (без учета средств РЖД), приходится 3,986 трлн руб., из них на текущий момент твердо решена судьба только трех (из самых крупных) – уже реализуемых дороги Элегест – Кызыл – Курагино, Северного широтного хода и дороги Улак – Эльга.

Дальше идет проект ВСМ «Евразия», где активное обсуждение идет пока только в отношении участка Москва – Казань (1,6 трлн руб.), а участки Казань – Екатеринбург (420 млрд руб.) и Екатеринбург – Челябинск (402 млрд руб.) только в проработке. На таком же этапе находится и учитываемый в стратегии тоннель на Сахалин (537 млрд руб.).

Мы бы пока не стали говорить о том, насколько реально близок к реализации хоть один из трех проектов. Это проекты исключительно большого объема, и решения для них будут готовиться в индивидуальном порядке. Как показывает практика, даже для более приземленного проекта Элегест – Курагино решение готовилось очень долго, но оно несет сильные гарантии для инвестора (проект отрейтингован агентством «Эксперт РА» на довольно высоком уровне ruAA- для концессионера АО «ТЭПК «Кызыл – Курагино»). Структура сделки Северного широтного хода в деталях нам неизвестна. Самое простое условие для реализации – наличие грузовой базы. Тут, кстати, нужно упомянуть, что при соблюдении этого условия инициатива может идти и снизу, например как в случае озвучиваемого интереса группы «Сибантрацит» к строительству второй нитки Северомуйского тоннеля на БАМе. Но в стратегию он пока попал только на уровне финансирования разработки проектных решений непосредственно самого ОАО «РЖД».

Источник: ИА РЖД-Партнер.ру

Публикации по тематике


Кокс ищет покупателя

Коммерсантъ

Российские угольщики пытаются найти спрос вне Китая
23.07.2025

Почему растет спрос на российские удобрения

РБК

Как на это повлияли возможные санкции ЕС
20.02.2025

Розница в процентах

Российская газета

Маркетплейсы начали отбирать клиентов у банков
21.11.2024

Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024