Верификация инструментов устойчивого развития. Пособие для эмитентов
Поделиться
VK


Рынок устойчивых финансов сделал большой скачок в 2020 году. Объем размещений в секторе устойчивого развития в мире составил 380 млрд долл., в России – 1,8 млрд долл., из которых 75% пришлось на выпуск облигаций ОАО «РЖД».

Рынок устойчивых финансов сделал большой скачок в 2020 году. Объем размещений в секторе устойчивого развития в мире составил 380 млрд долл., в России – 1,8 млрд долл., из которых 75% пришлось на выпуск облигаций ОАО «РЖД».

Безусловно, 2020 год для российского рынка устойчивых финансов стал дебютным во всех направлениях. Состоялись первые выпуски вечных зеленых облигаций, социальных еврооблигаций банка и социальной секьюритизации, а также зеленых облигаций по новым стандартам эмиссии.

Мы считаем, что рынок устойчивых финансов обладает высоким потенциалом дальнейшего роста и совершенствования. К участникам рынка приходит понимание устойчивых инструментов – в их портфелях уже есть зеленые и социальные проекты к финансированию. На фоне низких ставок это создает благоприятные условия для дальнейших размещений. Мы наблюдаем высокий спрос на выпуск таких инструментов со стороны компаний из разных отраслей. И он неуклонно растет: за один только 4 квартал 2020 года мы провели больше встреч и zoom-звонков с потенциальными эмитентами зеленых и социальных облигаций, чем за первые 9 месяцев 2020 года. Мы видим большое желание компаний выпускать esg-инструменты, их готовность внедрять принципы устойчивого развития, улучшать внутренние процедуры и быть более информационно открытыми перед инвесторами.

В этой статье мы хотим разобрать популярные вопросы компаний и дать наш взгляд на то, как эмитентам подготовиться к выпуску и получению верификации.

Этапы оценки

Верификация по принципам ICMA и стандартам ЦБ предполагают в первую очередь соблюдение четырех базовых принципов: использование средств, оценка и отбор проектов, обособленность учета и раскрытие информации.

Как правило, в том числе и в международной практике, эмитенты готовят единую концепцию (Green/Social Bond Framework), в которой раскрывают сразу все четыре основополагающих принципа ICMA. Такая практика зарубежных эмитентов нами также приветствуется. Принцип использования средств является ключевым при проведении верификации. В частности, на этом этапе эмитент должен уже понимать, какие проекты он хочет профинансировать с обоснованием их зеленой/социальной направленности. При отборе проектов мы рекомендуем использовать опубликованные принципы ICMA, в которых раскрываются категории зеленых и социальных проектов, а также таксономию CBI (Climate Bonds Initiative). Если рассматривать зеленые проекты, то в соответствии с указанными таксономиями проекты можно разделить на те, где заведомо известно улучшение экологических показателей, и те, где этого не происходит. К примеру, строительство солнечных батарей или приобретение электротранспорта являются, бесспорно, зелеными проектами согласно таксономии CBI1. Во втором случае необходимым условием становится наличие экологической экспертизы с понятными количественными метриками и экологическим эффектом. При этом принципы допускают возможность проведения экологического расчета собственными силами эмитента, но только при наличии достаточной экспертизы и ресурсов.

Дополнительно перед выпуском инструмента эмитенту необходимо иметь зарегламентированный бизнес-процесс оценки и утверждения будущих зеленых/социальных проектов к финансированию. Готовясь к выходу на «устойчивый» рынок, эмитенту нужно уделить внимание организационным изменениям. Важно создать единое положение, которое задает четкие критерии отбора проектов для финансирования. Это в дальнейшем поможет эмитенту сделать раскрытие экологического или социального эффекта от реализации проекта более простым. Соответственно, также необходимо утвердить коллегиальный орган, который будет следовать этому положению, а именно - утверждать проекты к финансированию и контролировать ход их исполнения. Важно отметить, что компании необходимо вести раздельный учет средств от выпуска облигаций, чтобы упростить процедуру контроля и мониторинга потраченных денег. Так сделали АО «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант-Инвест» и ПАО «МТС».  В случае, если эмитентом является банк, анализ международной практики допускает вести аналитический учет вместо создания отдельного счета. То есть, банк контролирует баланс между суммой, привлеченной за счет размещения выпуска облигаций, и суммой непогашенных выданных кредитов, заявленных к рефинансированию в рамках концепции. Однако, по нашему мнению, желателен прямой, а не аналитический, учет с использованием выделенного счета для мониторинга баланса полученных средств. Лучшей практикой, как мы уже отметили выше, является описание функционала и обязательств коллегиального органа, а также критерии, процедуры отбора проектов и форма учета в единой концепции в разделах «процедура оценки и отбора проектов» и «обособленность учета».

Выпуск облигаций также предполагает обязательство эмитента публично раскрывать информацию, касающуюся текущего статуса исполнения проекта, размер неиспользованных средств, экологический или социальный эффект, а также утвержденную концепцию. Таким образом, соблюдая эти 4 принципа, верифицированные нами облигации попадают в реестр ICMA, поскольку «Эксперт РА» входит в перечень аккредитованных независимых верификаторов ICMA. Однако действующие правила листинга, касающиеся отнесения облигаций к Сектору устойчивого развития «Московской биржи», предъявляют более строгие требования. Изменения вступили в силу в декабре 2020 года, что связано с синхронизацией обновленных стандартов эмиссии ценных бумаг Банка России.

Дополнительные требования стандартов эмиссии

Эмитенту требуется прописать зеленый/социальный титул и дополнительно идентифицировать свои облигации как «зеленые» или «социальные» в эмиссионной документации. Это значит, что, помимо соблюдения международных принципов, необходима отдельная верификация проектов с предоставлением их качественных и количественных характеристик, экологического или социального эффекта. Несмотря на то, что стандарты требуют соблюдения принципа оценки и отбора будущих проектов, эмитент может финансировать или рефинансировать только утвержденные проекты в отличие от принципов ICMA. Эмитент не может отнести в целевое использование сопутствующие расходы по размещению облигаций, потому что стандарты предполагают направление всех собранных средств на реализацию проектов. Выпуск облигаций также должен предусматривать возможность досрочного погашения в случае нецелевого использования.

Стремление регулятора защитить инвесторов от рисков greenwashing в текущих условиях может серьезно затормозить развитие зеленого и социального финансирования. По нашему мнению, необходимость верификации текущих конкретных проектов закрывает возможность компаниям привлекать средства под будущие, а банкам – под новые кредиты.  В случае досрочного погашения в пуле действующих кредитов у банка возникает ситуация несоответствия фактического портфеля с первично верифицированным перечнем кредитов, что может рассматриваться как условие к досрочному погашению. Требование расходования 100% привлеченных за счет выпуска средств и отсутствие разъяснений механизма временного размещения свободных денежных средств также создают риски претензий и оснований к досрочному погашению уже с первого дня обращения облигаций, если на проект направлены не все средства. Если утвержденный проект только начинают свою реализацию, то 100% собранных денег невозможно использовать одномоментно в силу этапов исполнения техзадания. При таком сильном давлении эмитенты могут отложить внедрение практик устойчивого развития в «дальний ящик», что приведет к остановке роста рынка устойчивых финансов в России.

Мы считаем, что российские стандарты и требования к зеленым и социальным инструментам должны быть гармонизированы с западными, должны учитывать наработанный международный опыт и статистику. Это позволит сохранить темпы роста рынка, близкие к буму, и эффективно привлекать частные деньги в экологические и социальные проекты.

В 2020 году регулятивная база также успела пополниться Методическими рекомендациями и зеленой Таксономией ВЭБ.РФ, по которым уже было проверифицировано 2 выпуска зеленых облигаций. Однако самостоятельно верификация по методологии пока не дает пропуска ни в реестр ICMA, ни в Сектор устойчивого развития «Московской биржи». 

Виды верификация и критерии

Источник: Cbonds Review

1 https://www.climatebonds.net/standard/taxonomy

2 Методические рекомендации распространяются только на зеленые финансовые инструменты

3 При верификации по принципам ICMA допускается использование средств на транзакционные расходы и экспертизы в размере не более 10% от выпуска
Методические рекомендации ВЭБ.РФ позволяют направить не более 15% от выпуска на административно-хозяйственные и коммерческие расходы проекта

Публикации по тематике


Исследование: большинство российских регионов не вовлечено в ESG-повестку

Ведомости

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" выпустило обзор "ESG-трансформация регионов: пауза затянулась?". ESG-рейтинги регионов пока не пользуются популярностью, также как и финансовые инструменты устойчивого развития, отмечают исследователи агентства. Аналитики объясняют это низкой осведомленностью респондентов о региональной ESG-тематике.
19.12.2024

Ставка на персонал

Ведомости

Современный тренд устойчивого развития компаний – забота о сотрудниках
18.11.2024

"Эксперт РА": банки РФ в I полугодии выдали ESG-кредитов на 5,5 трлн рублей

ТАСС

Наибольшая доля приходится на кредиты, привязанные к ключевым показателям эффективности устойчивого развития, и зеленые кредиты, говорится в обзоре рейтингового агентства
15.11.2024

Доля крупных банков в ESG-кредитовании опустилась ниже 50%

Российская газета

Доля системно значимых банков (СЗКО) в ESG-кредитовании, целью которого является финансирование экологических и социальных проектов, опустилась ниже 50%. Она снижается не первый год, говорится в обзоре рейтингового агентства "Эксперт РА", с которым ознакомилась "Российская газета".
11.11.2024

"Эксперт РА": объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое

Ведомости

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" оценило ESG-кредитование в первом полугодии 2024 г. в России. В исследовании приняли участие почти 70 кредитных организаций. По оценке агентства, с 1 июля 2023 г. по 1 июля 2024 г. объем портфеля ESG-кредитов вырос вдвое и достиг 5,5 трлн руб. При этом 48% составили системно значимые кредитные организации (СЗКО). Это меньше, чем годом ранее: тогда крупные банки обеспечили 70% портфеля ESG-кредитов. Аналитики отмечают, что в этом году развивается ESG-кредитование у средних и небольших по масштабу банков.
11.11.2024