1. Общие положения

1.1. Настоящая Антикоррупционная политика (далее – Политика) является внутренним нормативным документом Акционерного общества «Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» (далее - Агентство), определяющим ключевые цели, принципы, в области предупреждения коррупции, а также требования и меры по соблюдению норм применимого антикоррупционного законодательства в Агентстве.

Настоящая Политика разработана в соответствии с Федеральном законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменений в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

1.2. Основные термины и определения

Антикоррупционные обязательства – обязательства работника Агентства о соблюдении и исполнении принципов, требований Антикоррупционной политики, в том числе обязанность не совершать коррупционные и иные правонарушения.

Антикоррупционная оговорка – положения договоров, заключаемых Агентством, устанавливающие обязательства сторон по предотвращению совершения коррупционных правонарушений при исполнении договора и ответственность за неисполнение указанных обязательств.

Антикоррупционный мониторинг – оценка и прогноз коррупционных факторов и сигналов, сбор, анализ и обобщение реализуемых в Агентстве мер в области предупреждения и противодействия коррупции. 

Взятка - получение лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

«Горячая линия» по вопросам противодействия коррупции – каналы связи для приема сообщений, содержащих сведения о фактах коррупции, хищения собственности Агентства, корпоративного мошенничества, недобросовестной конкуренции, конфликта интересов, иных сообщений.

Коммерческий подкуп - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).

Контрагент - любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым Агентство вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.

Конфликт интересов - ситуация, в которой личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащий, объективный и беспристрастный анализ, суждения и принятие решений в рамках рейтингового процесса и оказания дополнительных услуг.

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование работником Агентства своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Коррупционное правонарушение – противоправное виновное деяние (действие или бездействие), обладающее признаками коррупции, за которое законодательством установлена дисциплинарная, уголовная, гражданско-правовая или административная ответственность.

Коррупционные риски – риски совершения коррупционного правонарушения работником Агентства или иным лицом, действующим от имени и/или в интересах Агентства.

Кредитный рейтинг - мнение о способности рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства (кредитоспособность, финансовая надежность, финансовая устойчивость) и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств или финансовых инструментов, выраженное с использованием рейтинговой категории.

Личная заинтересованность работника Агентства - возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) работником Агентства, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми работник Агентства, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Материальная выгода - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить и определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Органы управления - Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление, Генеральный директор – Председатель Правления Агентства.

Предупреждение коррупции - деятельность Агентства, ее должностных лиц и работников, направленная на формирование корпоративной культуры, создание организационной структуры, установление правил и процедур, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Рейтинговый аналитик – работник Агентства, осуществляющий аналитические функции, необходимые для осуществления рейтинговых действий.

Рейтингуемое лицо - юридическое лицо или публично-правовое образование, способность исполнять принятые на себя финансовые обязательства которых (кредитоспособность, финансовая надежность, финансовая устойчивость) прямо или косвенно оценена в Кредитном рейтинге

Репутационный риск - риск возникновения убытков вследствие формирования негативного представления у клиентов, контрагентов и других заинтересованных сторон о финансовой устойчивости, финансовом положении Агентства, качестве оказываемых услуг или характере деятельности Агентства в целом. 

Служба внутреннего контроля и анализа рисков (далее - СВКиАР) - структурное подразделение Агентства, выполняющее функции внутреннего контроля и централизованного управления рисками Агентства, в соответствии с требованиями Рейтингового законодательства и Устава Агентства.

Третьи лица - любые физические или юридические лица, с которыми Агентство взаимодействует в рамках осуществления своей деятельности.

2. Цели и принципы Антикоррупционной политики

2.1. Настоящая Политика отражает непременную приверженность Кодексу профессиональной этики Агентства, стандартам и принципам открытого и честного взаимодействия, а также стремлению к совершенствованию корпоративной культуры, следованию лучшим практикам корпоративного управления и поддержанию деловой репутации на должном уровне.

2.2. Основными целями настоящей Политики являются:

2.2.1. недопустимость формирования условий существования коррупции в Агентстве;

2.2.1. минимизация риска вовлечения работников Агентства, независимо от занимаемой должности, в коррупционные правонарушения;

2.2.2. формирование у работников Агентства единообразного понимания настоящей Политики с точки зрения неприемлемости коррупции в любых формах и проявлениях; 

2.2.3. установление обязанности работников Агентства знать и соблюдать ключевые нормы антикоррупционного законодательства, требования настоящей Политики;

2.2.4. минимизация репутационных рисков.

2.3. Настоящая Политика основана на следующих принципах:

2.3.1. Принцип неприятия коррупции в любых формах и проявлениях;

2.3.2. Принцип соответствия настоящей Политики действующему законодательству.

2.3.3. Принцип личного примера руководства.

Ключевая роль руководства Агентства в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения коррупции.

2.3.4. Принцип вовлеченности работников

В Агентстве обеспечивается информированность работников о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.

2.3.5. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.

В Агентстве разрабатываются и выполняются мероприятия, позволяющие снизить вероятность вовлечения его работников в коррупционную деятельность.

2.3.6. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.

В Агентстве применяются антикоррупционные мероприятия, которые обеспечивают простоту реализации и приносят необходимый результат.

2.3.7. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.

Неотвратимость наказания для работников Агентства вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений, а также персональная ответственность руководства Агентства за реализацию настоящей Политики.

2.3.8. Принцип открытости.

Информирование клиентов, контрагентов и Третьих лиц о принятых в Агентстве антикоррупционных стандартах.

2.3.9. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

В Агентстве регулярно осуществляется мониторинг эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

3. Коррупционные действия

3.1. В соответствии с нормами антикоррупционного законодательства коррупционными действиями являются действия, указанные в п.3.2. настоящей Политики, совершенные:

3.1.1. в отношении Агентства либо от имени или в интересах Агентства в отношении Третьих лиц, в том числе государственных и муниципальных органов и их служащих, Банка России и его служащих, иных юридических лиц, их работников и органов управления;

3.1.2. прямо или косвенно;

3.1.3. лично или через посредничество третьих лиц;

3.1.4. независимо от цели, включая упрощение административных и иных процедур и обеспечение конкурентных и иных преимуществ;

3.1.5. в любой форме, в том числе в форме получения/предоставления денежных средств, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

3.2. К коррупционным действиям относятся:

3.2.1. дача взятки — предложение или обещание предоставить взятку за совершение каким-либо лицом действия, или бездействие какого-либо лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные или должностные полномочия получателя взятки и/или если получатель взятки может способствовать таким действиям (бездействию) и/или выполнить свои служебные или должностные обязанности не ненадлежащим образом;

3.2.2. получение взятки — получение или согласие получить взятку за совершение каким-либо лицом действий или бездействие какого-либо лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные или должностные полномочия получателя взятки и/или если получатель взятки может способствовать таким действиям (бездействию) и/или выполнить свои служебные или должностные обязанности не ненадлежащим образом;

3.2.3. посредничество во взяточничестве — непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя и получателя взятки либо иное способствование взяткодателю и/или получателю взятки в достижении, либо реализации соглашения о даче, либо получении взятки;

3.2.4. коммерческий подкуп – незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера (в том числе в случае, когда по указанию такого лица имущество передается или услуги оказываются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если обозначенные действия входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям;

– незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера (в том числе в случае, когда по указанию такого лица имущество используется или услуги оказываются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если обозначенные действия входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям.

3.2.5. посредничество в коммерческом подкупе — непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа в значительном размере;

3.2.6. подкуп иностранных должностных лиц — предоставление или обещание предоставить иностранному должностному лицу любую финансовую или другую выгоду/преимущества с целью оказания влияния на исполнение его должностных обязанностей для обеспечения конкурентных или иных преимуществ;

3.2.7. злоупотребление полномочиями — использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц;

3.2.8. иное незаконное использование своего служебного положения или должностных полномочий вопреки законным интересам Агентства и/или общества и/или государства в целях получения материальной или иной выгоды, или преимуществ.

4. Область применения Антикоррупционной политики

4.1. Основным кругом лиц, попадающих под действие настоящей Политики, являются работники Агентства, находящиеся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Настоящая Политика распространяется также на лиц, выполняющих для Агентства работы или предоставляющие услуги на основе гражданско-правовых договоров.

4.2. Обязанности работников Агентства в связи с предупреждением и противодействием коррупции:

4.2.1. неукоснительно соблюдать требования законодательства в сфере противодействия коррупции, настоящей Политики, Политики минимизации конфликтов интересов Агентства, Кодекса профессиональной этики Агентства;

4.2.2. не совершать и не участвовать в совершении коррупционных правонарушений;

4.2.3. воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как намерение или готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения;

4.2.4. незамедлительно информировать непосредственного руководителя и СВКиАР либо незамедлительно сообщить на «Горячую линию» по вопросам противодействия коррупции:

а) о случаях склонения работника Агентства к совершению коррупционных правонарушений;

б) о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками или иными лицами;

4.2.5. сообщать СВКиАР о возможности возникновения у работника Агентства конфликта интересов.

4.3. Исходя из положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон, в трудовой договор, заключаемый с работником при приеме его на работу в Агентство, могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные настоящей Политикой. 

4.4. Руководство Агентства должно формировать этический стандарт непримиримого отношения работников к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением.

4.5. Периодическая оценка рисков.

Агентство выявляет, рассматривает и оценивает коррупционные риски, характерные для ее деятельности в целом и для отдельных направлений.

4.6. Агентство разрабатывает и внедряет антикоррупционные процедуры.

4.7. Агентство доводит настоящую Политику до сведения своих работников под роспись, размещает ее в свободном доступе на своем официальном сайте в сети «Интернет», открыто заявляет о неприятии коррупции и требует соблюдение принципов и требований настоящей Политики всеми работниками.

4.8. Агентство осуществляет мониторинг антикоррупционных процедур, контролирует их соблюдение, а при необходимости пересматривает и совершенствует их.

5. Основные функции Органов управления и внутреннего контроля Агентства по противодействию коррупции

5.1. Правление Агентства осуществляет общий контроль соблюдения антикоррупционной политики в Агентстве.

5.2. Генеральный директор – Председатель Правления Агентства обеспечивает выполнение требований действующего законодательства о противодействии коррупции и соответствующих внутренних нормативных документов Агентства, а также оперативное и эффективное решение вопросов, возникающих в системе противодействия коррупции.

5.3. Ответственным за реализацию мер по предупреждению коррупции в Агентстве является СВКиАР, функции которой отражены в отдельном внутреннем нормативном документе.

6. Требования Политики

6.1. Подарки

6.1.1. Подарки, которые работники от имени Агентства могут предоставлять другим лицам и организациям, либо которые работники в связи с их работой в Агентстве могут получать от других лиц и организаций, а также представительские расходы, в том числе, расходы на деловое гостеприимство и продвижение Агентства, которые работники и иные лица от имени Агентства могут нести, должны соответствовать одновременно указанным критериям:

6.1.1.1. быть прямо связанными с законными целями деятельности Агентства;

6.1.1.2. быть разумно обоснованными, соразмерными и не являться предметами роскоши;

6.1.1.3. не создавать репутационных рисков для работников Агентства и в случае раскрытия информации о подарках или представительских расходах;

6.1.1.4. не противоречить принципам и требованиям федерального законодательства, настоящей Политики и иных внутренних нормативных документов Агентства.

6.1.2. Не допускаются подарки от имени Агентства, его работников в виде наличных или безналичных денежных средств, или их эквивалента в любом выражении.

6.1.3. О всех нарушениях, которое привело или может привести к нарушению п. 6.1. настоящей Политики работник Агентства должен уведомить СВКиАР.

6.1.4. Требования в отношении подарков, получаемых рейтинговыми аналитиками, отражены в Политике минимизации конфликтов интересов Агентства.

6.1.5. В случае несоответствия подарка требованиям настоящей Политики, он должен быть возвращен дарителю, передан в СВКиАР либо уничтожен с составлением акта. Работник, получивший подарок, должен проинформировать дарителя о настоящей Политике с просьбой не преподносить подобные подарки в будущем.

6.2. Участие в благотворительной и спонсорской деятельности

6.2.1. Агентство не финансирует благотворительные проекты в целях получения коммерческих преимуществ.

6.2.2. Благотворительная и спонсорская деятельность Агентства и участие в области социальной ответственности осуществляется в соответствии с решениями органов управления Агентства.

6.3. Отношение к политической деятельности

6.3.1. Агентство не финансирует политические партии, организации и движения, отдельные политические фигуры в целях получения коммерческих преимуществ или общего покровительства.

6.4. Взаимодействие с государственными и муниципальными служащими

6.4.1. Агентство не осуществляет оплату любых расходов за государственных и муниципальных служащих Российской Федерации, должностных лиц международных организаций и их близких родственников (или в их интересах) в целях получения коммерческих преимуществ или общего покровительства.

6.5. Взаимодействие с работниками 

6.5.1. Агентство требует от своих работников и лиц, выполняющих для нее работы или оказывающих ей услуги на основании гражданско-правового договора, соблюдения настоящей Политики, информируя их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за ее нарушение.

6.5.2. Вновь принимаемые работники Агентства обязаны проходить ознакомление с настоящей Политикой до подписания трудового договора в соответствии с установленным порядком ознакомления с внутренними нормативными документами.

6.5.3. Для формирования надлежащего уровня антикоррупционной культуры с новыми работниками Агентства в течение испытательного срока с момента зачисления в штат проводится вводный инструктаж по положениям настоящей Политики.

6.5.4. При необходимости проводятся индивидуальные консультирования работников по возникающим вопросам применения и соблюдения антикоррупционных стандартов и процедур, а также обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции.

6.5.5. Агентство обеспечивает безопасные, конфиденциальные и доступные для работников средства информирования руководства Агентства и/или СВКиАР о фактах коррупционных проявлений со стороны Третьих лиц.

6.6. Взаимодействие с Третьими лицами

6.6.1. Агентству и его работникам запрещается привлекать или использовать посредников, партнеров, контрагентов, агентов или иных лиц для совершения каких-либо действий, которые противоречат принципам и требованиям настоящей Политики и нормам применимого антикоррупционного законодательства.

6.6.2.Агентство обеспечивает наличие процедур по проверке контрагентов для предотвращения и/или выявления описанных выше нарушений в целях минимизации и пресечения рисков вовлечения Агентства в коррупционную деятельность.

6.7. Проведение антикоррупционного анализа, аудит и контроль

6.7.1. Агентство обеспечивает проведение антикоррупционного анализа проектов локальных нормативных актов в целях исключения рисков коррупционных правонарушений.

6.7.2. В рамках процедур внутреннего контроля в Агентстве осуществляются проверки ключевых направлений деятельности, включая выборочные проверки законности осуществляемых платежей, их экономической обоснованности, целесообразности расходов, в том числе на предмет подтверждения первичными учетными документами и соответствия требованиям настоящей Политики.

6.8. Информирование заинтересованных лиц о нетерпимом отношении к коррупции

6.8.1. Агентство с целью доведения до сведения неограниченного круга лиц размещает настоящую Политику на официальном интернет-сайте Агентства.

6.9. Взаимодействие с государственными и муниципальными служащими и иными должностными лицами

6.9.1. Работники Агентства должны воздерживаться от любых предложений, принятие которых может поставить государственного или муниципального служащего в ситуацию конфликта интересов.

6.9.2. Агентством принимаются меры, направленные на недопущение привлечения его к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 19.28 КоАП Российской Федерации, в том числе, помимо прочего, установлен запрет на:

6.9.2.1. передачу, предложение или обещание от имени и в интересах Агентства государственному или муниципальному служащему, должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного служащего действия (бездействия), связанного с занимаемым им служебным положением;

6.9.2.2. предложение, передачу и попытки передачи должностным лицам, осуществляющим государственный (муниципальный) контроль, государственный надзор, подарков, дарение которых запрещено применимым законодательством.

6.10. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции

6.10.1. Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем приверженности Агентства декларируемым антикоррупционным стандартам поведения.

6.10.2. Агентство принимает на себя публичное обязательство:

6.10.2.1. не применять какие-либо санкции в отношении своих должностных лиц и работников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей известной им в ходе выполнения должностных обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного и иного правонарушения;

6.10.2.2. не допускать неправомерное вмешательство работников Агентства в деятельность правоохранительных органов при проведении антикоррупционных мероприятий.

6.10.3. Агентство оказывает содействие правоохранительным органам при проведении ими проверок его деятельности по вопросам предупреждения и противодействия коррупции.

7. Информирование о проявлениях коррупции

7.1. Любой работник Агентства, контрагент, или любое другое лицо обязан в удобной для него форме сообщить о ставших ему известными фактах коррупционных правонарушений, конфликта интересов, нарушений положений настоящей Политики своему непосредственному руководителю и в СВКиАР. 

7.2. Агентство дополнительно обеспечивает работникам и любым другим лицам возможность выразить указанную обеспокоенность или сомнения через «Горячую линию» по вопросам противодействия коррупции:

7.2.1. контакты «Горячей линии» по вопросам противодействия коррупции размещаются на официальном сайте Агентства в сети Интернет;

7.2.2. в сообщении, направляемом в электронной форме, лицо в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество. Обратившееся лицо вправе приложить к такому сообщению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме на вышеуказанный адрес;

7.2.3. в случае получения сведений о совершении работником Агентства противоправных действий коррупционной направленности либо материалы, подтверждающие наличие у работника компании личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, об этом можно сообщить, направив указанные материалы или иную информацию в запечатанном конверте с пометкой «в Службу внутреннего контроля и анализа рисков, конфиденциально» по адресу: 109240, г.Москва, ул. Николоямская, д.13 , стр. 2, АО «Эксперт РА». Материалы должны содержать следующие сведения:

  • фамилию, имя, отчество работника АО «Эксперт РА», а также замещаемую им должность;
  • описание ситуации (действий) коррупционной направленности, признаков личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
  • данные об источнике информации;
  • сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, контактный телефон, адрес электронной почты).

Не подлежат рассмотрению обращения:

  • содержащие ненормативную лексику, некорректные высказывания;
  • содержащие текст, не поддающийся прочтению;
  • не касающиеся коррупционных действий;
  • рекламного характера.

7.3. При работе с обращениями Агентство обеспечивает полную конфиденциальность предоставляемой заявителем информации.

7.4. Агентство предоставляет возможность анонимных обращений. В то же время, анонимность заявителя создает трудности при проведении проверки таких обращений, что требует изначального предоставления полной и подробной информации обратившимся лицом.

7.5. Проверке подлежат все поступившие обращения, кроме обращений, в которых отсутствует конкретная информация, позволяющая провести проверку (например, не названо место совершения нарушения, отсутствует описание события, не указаны участники, обращение не имеет смысловой нагрузки и т.д.). В ходе проверки должна быть подтверждена достоверность изложенных фактов. По результатам проверки принимаются соответствующие меры реагирования и, в случае необходимости, инициируют проведение корректирующих мероприятий. Результаты рассмотрения обращения могут доводится до сведения заявителя, за исключением ответа на анонимные обращения.

7.6. Направление обращения, содержащего заведомо ложную информацию, рассматривается как нарушение настоящей Политики и соответствующих норм применимого законодательства. В этом случае заявитель может быть привлечен к ответственности в порядке и на основаниях, предусмотренных применимым законодательством.

8. Отказ от ответных мер и санкций

8.1. Агентство заявляет о том, что ни один его работник не будет подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен стимулирующих выплат), если он сообщил о предполагаемых или известных ему действиях/бездействии любых работников Агентства или иных лиц, взаимодействующих с ним, которые противоречат законодательству о противодействии коррупции или положениям настоящей Политики, включая, помимо прочего, случаи, когда такой работник отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве.

9. Ответственность работников за несоблюдение требований Антикоррупционной политики

9.1. Работники Агентства независимо от занимаемой должности несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за несоблюдение принципов и требований настоящей Политики, а также за действия/бездействие подчиненных им лиц, нарушающих эти принципы и требования.

9.2. К мерам ответственности за коррупционные правонарушения в Агентстве относятся меры уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством и внутренними нормативными документами Агентства.

9.3. Агентство оставляет за собой право обратиться в суд с требованиями гражданско-правового характера в отношении лица, нарушившего положения настоящей Политики, если такое нарушение повлекло ущерб для Агентства.

9.4. Агентство оставляет за собой право обратиться в правоохранительные органы с заявлением о привлечении лица к административной или уголовной ответственности в случае, если в его действиях или бездействии усматриваются признаки состава административного правонарушения или уголовного преступления

10. Заключительные положения

10.1. Настоящая Политика вступает в силу с момента ее утверждения Правлением Агентства

10.2. Любые изменения или дополнения, вносимые в настоящую Политику, утверждаются Правлением Агентства.

10.3. Отклонения от требований настоящей Политики, приводящие к нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных документов Банка России, не допускаются. Если в результате изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов Банка России отдельные пункты настоящей Политики вступают с ними в противоречие, работники Агентства руководствуются законодательством Российской Федерации.

10.4. Настоящая Политика пересматривается по мере возникновения необходимости внесения изменений, а также при изменении требований применимого законодательства Российской Федерации.