Автокредитование сильнее всех розничных сегментов кредитования просело из-за санкций - выдачи таких видов кредитов сократились в прошлом году более чем на треть. С российского рынка ушло большинство международных автоконцернов, дефицит машин усилился, параллельный импорт только начал набирать обороты. Опрошенные "РГ" эксперты и банки считают, что ситуация медленно восстанавливается, однако о возвращении показателей к уровню 2021 года речи не идет.
По данным Банка России, в прошлом году портфель автокредитов снизился на 3,7%, или на 47 млрд рублей, а выдачи сократились на 36%. В целом продажи автомобилей сократились на 58,8%, или на 979 тысяч штук, по сравнению с 2021 годом.
Ставки достаточно высоки, от 9 до 18%, а госпрограммы субсидирования касаются в основном приобретения отечественных машин и электромобилей, доля которых на рынке весьма и весьма незначительна. С учетом того, что цены на автомобили в существующих условиях выросли, общий объем кредитования тоже растет, но не по количеству взятых кредитов, а именно в стоимостном, рублевом выражении
Рынок автокредитования в 2023 году продолжил восстановление. И если за январь-февраль совокупные выдачи на рынке составили 154 млрд рублей, что на 13% ниже аналогичного периода прошлого года, то уже по итогам первого квартала объем выдач превысил 251 млрд рублей (в том числе более 96 млрд рублей в марте), на 22% превысив показатели первого квартала прошлого года.
В ВТБ в первом квартале 2023 года выдачи автокредитов выросли на четверть: заемщики получили 250 млрд рублей, что превышает даже уровень рекордного 2021 года на 8%. В кредитной организации отметили, что в условиях ограниченного выбора новых автомобилей на российском рынке высокую долю в выдачах кредитов по-прежнему занимают транспортные средства с пробегом.
В январе-марте 2023 года машины на вторичном рынке приобрели 60% клиентов ВТБ. Наибольший интерес заемщики проявляли к маркам Kia, Hyundai и Lada, а средний возраст приобретаемого авто составил 7,2 года.
Младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Анатолий Перфильев ожидает в 2023 году продолжения экспансии китайского автопрома и проведения государственных мер по стимулированию отечественного производства и параллельного импорта. "Однако указанные процессы находятся на стадии становления: покупатели присматриваются к китайским брендам, отечественный автопром налаживает производство, параллельный импорт сталкивается с бюрократическими сложностями, что в конечном итоге существенно ограничит возможности рынка автокредитов вернуться к уровню 2021 года", - полагает он.
Источник: Российская газета