Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
ФНС проанализировала уровень налоговой нагрузки в регионах
Разница в уровне налоговой нагрузки между отдельными регионами России почти достигает порядка, раскрыла ФНС. Наибольшая - в нефтегазовых субъектах, наименьшая - в Дагестане и на Чукотке.
Налоговая нагрузка по регионам России у лидеров доходит до 57% к размеру региональной экономики, а наименьшая составляет 6% (разрыв более чем девятикратный). Это следует из аналитических данных Федеральной налоговой службы (ФНС).
По итогам 2023 года уровень налоговой нагрузки в среднем по России составил 25,7% суммарного валового регионального продукта (ВРП) - на 2 п.п. ниже, чем годом ранее, следует из данных ФНС. Суммарный ВРП регионов страны, как правило, меньше, чем ВВП этой страны. Согласно данным Минфина, налоговая нагрузка в целом на экономику России в 2023 году составила 30,7%.
ФНС рассчитывает уровень налоговой нагрузки на субъекты как отношение поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет (федеральный бюджет и бюджет региона) за 2023 год к валовому региональному продукту за 2022 год (более свежих данных по ВРП у Росстата нет). Данные приводятся без учета информации по Донецкой и Луганской народным республикам, а также Запорожской и Херсонским областям.
Регионы с низким уровнем нагрузки объединяет невысокий уровень экономического развития, регионы с высокой нагрузкой - сырьевая ориентация экономики, заявили РБК эксперты.
Регионы с низким уровнем нагрузки объединяют невысокий уровень экономического развития, говорит младший директор по суверенным и региональным рейтингам "Эксперт РА" Владислав Бухарский. "Для экономически отстающих регионов экономическая деятельность (в конечном итоге ВРП) в значительной степени поддерживается межбюджетными трансфертами из федерального бюджета, при этом зачастую в таких регионах повышен уровень теневой занятости или экономики, что влияет на занижение налоговых отчислений", - указал он.
Получение дотаций не демотивирует регион наращивать свою налоговую базу, полагает Бухарский. По его словам, в методике распределения дотаций есть множество механизмов, которые "минимизируют подрывы стимулов" к ее развитию собственной налоговой базы. "Например, определение размера дотации на несколько лет вперед (регионы могут планировать собственное развитие), при этом в случае увеличения налоговой базы региона сокращение дотации на выравнивание происходит в меньшей степени. Кроме того, в методике учитываются не все налоговые поступления, поэтому, например, увеличение поступлений по упрощенной системе налогообложения не должно повлечь сокращение дотаций, а сектор МСП - это как раз важная сфера развития", - сказал эксперт.
Источник: РБК