Региональные финансы, 13.03.2024

Под давлением долга и дефицита
Поделиться
VK


РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов

Риски для "разбалансировки" региональных бюджетов – а именно роста дефицита и госдолга – в 2024 году усилятся, считают в "Эксперт РА". Пока бюджеты сохраняют устойчивость, хотя долговые обязательства достигли максимума за 10 лет

Внешние риски, напряженность на рынке труда и инфляционные ожидания будут оказывать давление на развитие экономик регионов и финансовую устойчивость их бюджетов в 2024 году. К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства "Эксперт РА" в обзоре "Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциями" (РБК ознакомился с материалом).

"Разбалансировка региональных бюджетов в целом усилится", – прогнозируют в агентстве. Аналитики ожидают продолжения роста долгов регионов и увеличения дефицита. Впрочем, у регионов есть "запас прочности" в виде накопленных на конец 2023 года остатков на счетах в размере 2,9 трлн руб., и это может сгладить эффект негативных тенденций, следует из обзора.

Рекордный долг

Региональный госдолг в 2023 году продолжил расти, его объем увеличился на 14,4% в годовом выражении и составил 3,2 трлн руб., что является максимальным значением за последние десять лет, указывается в обзоре. Рост долговых обязательств был обусловлен тем, что регионы привлекали инфраструктурные бюджетные кредиты на проекты, важные для экономики и социальной сферы, а также специальные казначейские кредиты. Они выдаются на длительный срок и имеют низкую стоимость обслуживания (3% годовых). Кроме того, субъекты брали бюджетные кредиты на опережающее финансирование расходных обязательств – эти ссуды должны быть погашены до 30 апреля 2024 года за счет межбюджетных трансфертов.

"Несмотря на увеличение регионального госдолга [в номинальном выражении], долговая нагрузка не приросла, так как поступления по налоговым и неналоговым доходам увеличивались более опережающими темпами, чем долг, и составила 20,7%", – подчеркивает "Эксперт РА". Долговая нагрузка определяется отношением размера долга к налоговым и неналоговым (собственным) доходам региона.

Общая долговая нагрузка региональных бюджетов сохраняется на уровне 21% с 2022 года (для сравнения: в 2021 году она была выше – 27%). Среди всех регионов по итогам 2023 года наименьшие значения показателя сложились в Сахалинской области – 1,8%, а самые высокие – в Мордовии – 93,9%. Несмотря на то что в Мордовии традиционно уровень долговой нагрузки один из максимальных, за 2023 год он снизился на 4,3 процентного пункта, отмечает "Эксперт РА".

В то же время в номинальном выражении рост долга произошел в большинстве регионов, и только 11 субъектов продемонстрировали его снижение. Лидером по приросту стал Ямало-Ненецкий автономный округ, совокупный долг которого увеличился в десять раз в связи с выдачей государственной гарантии почти на 10 млрд руб. (для строительства детских садов и школ). По снижению долговых обязательств лидирует Ненецкий автономный округ, где они сократились на 23% за счет амортизации облигаций.

Эффект списания кредитов

Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию 29 февраля поручил списать две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам, кроме инфраструктурных. По его словам, такая мера сохранит субъектам 200 млрд руб. ежегодно с 2025 по 2028 год, эти средства должны быть направлены на поддержку инвестиций и инфраструктурных проектов. Вместе с тем пакет инфраструктурных бюджетных кредитов регионам со следующего года будут наращивать не менее чем на 250 млрд руб. ежегодно, заявил президент.

В 2023 году на облигационный рынок выходили только пять регионов (Новосибирская, Ульяновская, Магаданская области, Башкирия и Москва), указывают в "Эксперт РА".

В 2024 году показатель долговой нагрузки субъектов не изменится, ожидают в агентстве. В номинальном выражении сумма регионального долга, по их прогнозу, увеличится до 3,4 трлн руб.

Рост дефицита

Общие доходы региональных бюджетов по итогам 2023 года увеличились почти на 10%. В частности, налоговые и неналоговые доходы выросли на 16%, тогда как межбюджетные трансферты снизились на 11%. Расходы бюджетов увеличились на 11,2%, однако они все-таки росли более высокими темпами по сравнению с доходами, что привело к исполнению бюджетов с дефицитом, указывают аналитики. Агрегированный дефицит региональных бюджетов составил 0,2 трлн руб. Это существенно ниже, чем ранее прогнозировало "Эксперт РА". В майском обзоре, посвященном регионам, аналитики агентства ожидали агрегированный дефицит региональных бюджетов по итогам 2023 года на уровне 1,9 трлн руб.

В 2024 году дефицит может составить примерно 0,4 трлн руб., следует из обзора. На объеме поступления доходов, особенно в сырьевых регионах, может сильно сказаться неопределенность в макроэкономической и геополитической обстановке, указывает руководитель отдела суверенных и региональных рейтингов "Эксперт РА" Татьяна Тирских. "У нефтегазовых регионов есть риск недополучения запланированных доходов в связи с возможностью сокращения мировых цен на нефть и ростом санкционного давления на российский нефтегазовый сектор", – предупреждает она.

На фоне того, что межбюджетные трансферты вряд ли будут увеличиваться в 2024 году (согласно закону о бюджете, они сократятся на 0,16%), рост поступлений регионов по собственным налоговым и неналоговым доходам замедлится и составит около 5-7%, прогнозируется в обзоре.

На региональные финансы влияет также и "перегретый" рынок труда: рост спроса на рабочую силу наблюдается в большинстве регионов, указывают авторы. "В ближайшие годы ожидать значимого улучшения на рынке труда не приходится, в том числе и в связи с демографической ямой", – подчеркивают аналитики. Повышение производительности труда, призванное смягчить риски нехватки кадров, требует автоматизации, высокотехнологичного оборудования, значительная часть которого не выпускается в России, напоминают они.

Источник: РБК

Аналитика


Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

В соответствии с расчетами агентства по итогам 2023 года медианное число, характеризующее оценку инв... 07.10.2024
Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?

«Народные» облигации регионов в настоящее время играют эпизодическую и, возможно, недооцененную роль... 04.10.2024
«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?

Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 года

По итогам 1-го полугодия 2024-го доходы региональных бюджетов показали рост на 6,5% относительно ана... 15.08.2024
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 года

Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий

Для экономического здоровья российских регионов 2023 год стал этапом стремительного восстановления:... 10.07.2024
Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий

Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1 квартал 2024 года

По итогам 1 квартала 2024 года доходы региональных бюджетов показали рост почти на 2% относительно а... 28.05.2024
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1 квартал 2024 года
Вся аналитика