Власти планируют заморозить бюджетное правило в 2022–2024 годах, следует из одной из версий правительственного плана первоочередных действий. Но в Минфине РБК сообщили, что не рассматривают такую инициативу.
«Президент подписал закон, который предусматривает временную приостановку - на 2022 год - отдельных положений бюджетных правил, связанных с использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также расширение перечня финансовых активов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния. Никаких иных инициатив Минфин России не рассматривает», - сообщили в ведомстве.
В правительственном проекте плана первоочередных действий также значится приостановка действия положения о возможности ежегодного расходования средств ФНБ в размере, не превышающем 1% ВВП. Согласно действующему Бюджетному кодексу, траты из фонда в размере не более 1% ВВП в год (и не более значения недополученных нефтегазовых доходов) разрешено направлять на покрытие дефицита федерального бюджета, бюджета ПФР, а также на софинансирование пенсионных накоплений россиян. Такое расходование ФНБ возможно, если объем ликвидной части ФНБ не превышает 5% ВВП.
С учетом введения антикризисных мер поддержки бизнеса и населения, а также сложной внешнеэкономической конъюнктуры вполне вероятен дефицит как федерального бюджета, так и бюджета ПФР, уверен главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. Именно на то, чтобы его оперативно закрыть, и направлена приостановка действия положения о расходовании средств ФНБ в размере 1% ВВП, полагает он. Иными словами, власти могут снять ограничение на расходование средств ФНБ и, соответственно, направить больше средств на покрытие дефицитов.
Судьба мегапроектов
Третья корректировка в сфере бюджетного законодательства, внесенная в версию проекта антикризисного плана от 9 марта, — это изменение характера требований к инвестициям, производимым из ФНБ. А именно, предлагается перейти от вложений в «самоокупаемые инфраструктурные» проекты к инвестициям, обладающим «высокой социально-экономической значимостью».
Изменение требований к проектам, которые могут быть профинансированы из ФНБ, объясняются невозможностью вкладывать средства в направления, которые были актуальны раньше и с которыми ассоциировалось долгосрочное развитие (инновации, ESG и т.д.), полагает Табах. Теперь логично переориентироваться на проекты, которые могут поддержать экономику в сложившихся условиях.
В целом перечисленные нововведения сводятся к одному: в условиях спецоперации на Украине и глобальных санкций законы мирного времени, в том числе бюджетные, не работают, говорит Табах. В такие моменты экономическая теория предписывает резко смягчать бюджетную политику, и именно это делает сейчас правительство. Тем более что опыт введения санкций показал неоднозначность самой концепции резервирования средств, поскольку они могут быть просто заблокированы.
Источник: РБК