Первый зампред ВТБ Печатников: ВТБ начнет выдавать кредиты до зарплаты и рассрочки
ВТБ намерен активизировать работу в массовой рознице, запустив кредиты до зарплаты и рассрочки. В сегменте состоятельных клиентов банку уже трудно расти, а в низкобюджетном есть потенциал, объясняет зампред ВТБ
ВТБ к 2024 году подготовится к выходу в сегмент массовой розницы, работа с менее обеспеченными клиентами станет частью новой стратегии группы, рассказал журналистам заместитель председателя правления госбанка Анатолий Печатников. Речь идет о продуктах, которые сейчас в основном предлагают микрофинансовые организации (МФО), и о рассрочках. Целевая аудитория – клиенты с доходом до 40 тыс. руб. в месяц. По данным Росстата за февраль, средний уровень зарплаты в России составил 65,1 тыс. руб.
"Мы запускаем новые формы кредитования, кредиты на малые суммы, материальные и нефинансовые программы для семей с детьми и пенсионеров. Будем развивать рассрочки, кредиты до зарплаты, сберегательные продукты для массового сегмента", – сказал Печатников. Он уточнил, что новые кредитные продукты будут продвигаться всеми банками группы: помимо ВТБ в нее входят недавно присоединенные "Открытие" и крымский РНКБ, у ВТБ также осталась неконтрольная доля в Почта Банке.
Изменение стратегии и активизация работы в массмаркете необходимы ВТБ, чтобы продолжать расти в рознице, пояснил топ-менеджер.
"Видим серьезный потенциал роста в этой сфере, так как по состоятельному сегменту наша рыночная доля по числу активных клиентов среди банкиризированного населения (тех, кто пользуется банковскими услугами. – РБК) уже больше 30%, там объективно есть предел роста", – сказал Печатников. По его словам, доля ВТБ в массмаркете гораздо ниже – около 7%, поскольку банк, например, меньше представлен в небольших населенных пунктах и преимущественно охватывает города с населением от 100 тыс. человек. Задача группы – нарастить присутствие до "справедливой доли" в 25%, но к какому году будет достигнут этот целевой параметр, Печатников не раскрыл.
ВТБ 21 апреля сообщил о старте выдач нового типа кредитов для клиентов – физических лиц. Это "кредит-малыш" на сумму от 5 тыс. до 30 тыс. руб. сроком до 11 месяцев. До запуска этого продукта банк анализировал именно рынок микрофинансов, пояснял замруководителя департамента кредитного розничного бизнеса ВТБ Евгений Благинин.
14 марта Почта Банк, доля в котором есть у ВТБ, учредил микрокредитную компанию "Финпост", следует из выписки ЕГРЮЛ. Уставный капитал компании – 5 млн руб., основной вид деятельности – микрофинансирование.
Как решение ВТБ оценивают эксперты
ВТБ не первый банк, решивший выйти в сегмент микрокредитования. В мае 2021-го Сбербанк стал предлагать клиентам займы до зарплаты на сумму от 1 тыс. до 30 тыс. руб. со сроком погашения один месяц. Похожие продукты есть в линейке Альфа-банка и Почта Банка.
В последние годы закредитованность населения в России выросла, качественных заемщиков стало меньше, и это дает основания для обострения конкуренции банков и МФО, замечает управляющий директор "Эксперт РА" по валидации Юрий Беликов. Он, впрочем, считает, что банки не заинтересованы бороться за всю клиентскую базу МФО, а пытаются "собрать сливки" в виде заемщиков "с хорошей платежной дисциплиной, пусть и по микрозаймам".
Источник: РБК