Российские финансовые организации ждут проверки регулятора об их готовности к снятию биометрических данных граждан. Далеко ли они продвинулись?
Центробанк требует, чтобы кредитные организации отчитались о готовности снимать биометрические данные граждан, пишет газета «Коммерсантъ». Руководителей банков и региональных филиалов приглашают к регулятору, где спрашивают, ведется ли сбор биометрии и если нет, то когда начнется.
Сбор данных для Единой биометрической системы стартовал в июле, около 400 отделений банков в 140 городах должны были начать собирать биометрические данные. К концу года к сбору биометрии банки должны были подключить 20% своих отделений. Однако сейчас, как отмечает «Ъ», во всей России биометрию принимают всего 355 банковских отделений, что не соответствует даже первоначально заявленным цифрам.
Зачем нужен сбор биометрии? Объясняет руководитель отдела предотвращения мошенничества «Тинькофф банка» Артем Харченко:
— Раньше, до 1 июля, по 115-му ФЗ, открывая первый счет в каждом новом банке, необходимо было очно явиться на встречу с представителем банка, как в нашем случае, или в отделение для того, чтобы пройти процедуру идентификации. Сейчас вы можете открывать счета удаленно. Зачем это нужно? Например, можно себе представить регион, который достаточно сильно удален, допустим, это Крайний Север, там есть города, где в принципе только один банк. Соответственно, у людей, которые проживают в этом населенном пункте, мало возможностей пользоваться банковскими услугами разных кредитных организаций, потому что банк, собственно, один. Здесь можно один раз сдать биометрию и открывать счета в удаленных [отделениях] других банков, которые территориально [расположены] в России.
— А это обязательно будет для всех клиентов банков или если человек не хочет, он может не сдавать?
— Нет-нет, по желанию. Это обязанность банка биометрию собрать, если человек захочет.
Почему банки не спешат со сбором биометрии, зачем ЦБ их торопит? Объясняет младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский:
— Причина, скорее всего, связана с тем, что это дорогостоящая технология, дополнительные мощности по хранению информации. Соответственно, не все банки готовы тратиться на это. Я думаю, обязанность банков к исполнению этих требований перенесена на более поздние сроки.
— Почему Центробанк торопит процесс?
— Дело не только в экономической полезности данных сведений (потенциальное снижение уровня мошенничества), но и в том, что это дополнительный способ контроля банковских операций самих граждан. Последние несколько лет общая тенденция на максимальное прекращение любых анонимных транзакций, в интернете снижается приватность. Я думаю, это явление одного и того же характера.
Не будет ли введение биометрии в банковском обслуживании потенциально опасным для клиентов? Комментирует генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачёв:
Роман Ромачёв
генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно»
«Уже известно, что с голосом все достаточно просто, то есть теоретически и практически его достаточно легко имитировать, на это есть и технические средства. Что касается лица, то огромная база данных наших лиц есть и в социальных сетях. Естественно, по такой схеме можно сделать любой макияж, одеться, подстричься, побриться и таким образом попытаться проникнуть в ваш банковский аккаунт. В любом случае технические нововведения — это хорошо, но должно пройти определенное время для того, чтобы действительно настроить системы безопасности таким образом, чтобы подобных инцидентов было достаточно низкое количество».
В будущем ЦБ сможет наказывать банки, затягивающие внедрение биометрии: им будут грозить штрафы в размере до 0,1% минимального уставного капитала, а также ограничения на проведение отдельных операций.
Источник: BFM.ru