Москва, 22 июля 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Свердловской области на уровне ruАА-, прогноз по рейтингу позитивный.
Рейтинг кредитоспособности Свердловской области (далее – регион, область) обусловлен умеренно сильным уровнем развития экономики и комфортным инвестиционным климатом, умеренно высоким уровнем демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными возможностями, высоким уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и невысокий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП, положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения и среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума.
Свердловская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Уральского федерального округа. Площадь территории региона составляет 194,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Екатеринбург. Экономика региона является умеренно диверсифицированной и охватывает все основные отрасли промышленного комплекса, ключевым сектором выступает обрабатывающая промышленность. Наиболее конкурентоспособными отраслями промышленности являются металлургическое производство и машиностроение.
Обоснование рейтинга
Умеренно сильный уровень развития экономики региона обусловлен в том числе высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год), по оценке региона, составил 4,4 трлн рублей, что выше уровня 2023 года на 3,5% в сопоставимых ценах. Поддержку ВРП оказал рост промышленного производства (+4,7% к уровню 2023 года, в том числе обрабатывающих производств +5,9%), оборота розничной торговли (+6,1%), объема платных услуг населению (+10,4%) и объема строительных работ (+11,0%). За январь-май текущего года промышленное производство увеличилось на 2,0% к аналогичному периоду отчетного года, оборот розничной торговли – на 0,1%, объем платных услуг населению – на 10,5% и объем строительных работ – на 15,0%. В структуре промышленного производства позитивное влияние оказывает обрабатывающая отрасль (+4,3% к уровню января-мая 2024 года), опережающие темпы прироста наблюдались в производстве прочих транспортных средств и оборудования (+18,0%), производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (+35,8%), лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях и ветеринарии (+45,4%), прочей неметаллической минеральной продукции (+12,0%), химических веществ и химических продуктов (+9,6%), электрического оборудования (+5,9%), в деятельности по ремонту и монтажу машин и оборудования (в 1,6 раза), при этом в металлургическом производстве наблюдается спад (-7,9% к уровню января – мая 2024 года) в связи со снижением спроса на продукцию. По итогам 2025 года регион прогнозирует рост ВРП на 3,0% в сопоставимых ценах к 2024 году до 4,8 трлн рублей, индекс промышленного производства ожидается на уровне 102,7%. Значительная часть промышленного производства региона сконцентрирована в 17 моногородах, что свидетельствует о социальных рисках в регионе и оказывает давление на рейтинговую оценку.
ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2024 года показатель прирос на 7,8% к уровню 2023 года в действующих ценах и, по расчетам агентства, составил 1,1 млн рублей. По итогам 2025 года ожидается рост показателя на 8,3%.
Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года сложилось на высоком уровне и составило 3,8, тем самым оказав поддержку рейтинговой оценке. Доходы населения в 2024 году выросли на 21,0% к уровню 2023 года и составили 64,6 тыс. рублей, величина прожиточного минимума увеличилась на 8,6% до 15,3 тыс. рублей. По итогам 2025 года, регион прогнозирует рост доходов населения на 14,5% до 74,0 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 17,6 тыс. рублей.
Умеренно высокий уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. Регион имеет высокую численность населения, которая на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 4221,5 тыс. человек, за последние три год численность снизилась на 1,0% на фоне естественный убыли населения, опережающей миграционный прирост. Безработица в регионе находится на рекордно низком уровне: в 2024 год средний уровень безработицы по методологии МОТ составил 1,8%, за март-май 2025 года – 1,2%, по итогам 2025 года регионом прогнозируется показатель на уровне 1,8%. В регионе сложился дефицит кадров, который является одним из ключевых барьеров для дальнейшего экономического развития.
Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году составил 898,2 млрд рублей, что по сравнению с уровнем 2023 года выше на 14,9% в сопоставимых ценах. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП находилось на низком уровне и за последние три года составило 18,1%, при этом инвестиционная привлекательность оценивалась на умеренно высоком уровне. В отчетном году наибольший объем инвестиций пришелся на сектор транспортировки и хранения, а также обрабатывающий сектор. По итогам 1 квартала 2025 года инвестиции в основной капитал увеличились на 3,4% в сопоставимых ценах и составили 162,8 млрд рублей. По итогам 2025 года инвестиции в основной капитал прогнозируются на уровне 1,1 трлн рублей, что выше уровня отчетного года на 21,2% в действующих ценах. На территории региона действуют 4 территории опережающего социально-экономического развития, ОЭЗ «Титановая долина» и ряд индустриальных парков, которые способствуют привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Высокий уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2024 года составил 471,0 млрд рублей, из которых 91,4% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2024 году увеличились на 7,9% к уровню 2023 года, межбюджетные трансферты из федерального бюджета снизились на 15,7%. За первые 5 месяцев текущего года доходы областного бюджета увеличились 8,5% к аналогичному периоду прошлого года, в том числе ННД приросли на 10,7%, при этом межбюджетные трансферты из федерального центра сократились на 5,8%. В структуре налоговых доходов положительная динамика сложилась по всем бюджетообразующим налогам за исключением налога на прибыль организаций, поступления по которому снизились на 0,4% к январю-маю 2024 года. Наиболее позитивная динамика поступлений сложилась по НДФЛ (+18,7%) в результате увеличения фонда заработной платы и численности работников, выплатой дивидендов рядом компаний, а также увеличением стоимости патента, выдаваемого иностранным гражданам; УСН (+22,4%) в связи с ростом количества налогоплательщиков и увеличением денежных оборотов их деятельности; акцизам (+12,2%) в результате роста с 1 января 2025 года ставок акцизов в среднем на 15% и увеличения облагаемых объемов реализации подакцизной продукции; налогу на добычу полезных ископаемых (+35,2%) в связи с ростом добычи сырья и увеличением коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого. По итогам 2025 года в соответствии с законом об областном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов доходы бюджета увеличатся на 2,7% к уровню 2024 года, в том числе ННД – на 3,5%, межбюджетные трансферты – на 5,6%.
Диверсифицированная налоговая база региона оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика, по оценкам региона, в 2024 году составила 2,2% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 13,6% налоговых доходов бюджета.
Объем расходов бюджета в 2024 году составил 462,9 млрд рублей, что на 16,5% выше уровня 2023 года. На долю расходов социального характера пришлось 64,5% расходов бюджета. Гибкость расходной части регионального бюджета оценивается на умеренно высоком уровне, доля капитальных расходов в структуре расходов в 2024 году составила 7,5% от совокупных расходов бюджета. Капитальные расходы в регионе финансируются в основном за счет собственных средств бюджета. За январь-май текущего года расходы областного бюджета увеличились на 15,4%, в структуре расходов в денежном выражении в значительной степени выросли расходы на образование (+10,0 млрд рублей), здравоохранение (+5,3 млрд рублей) и социальную политику (+15,6 млрд рублей) в основном в связи с ростом заработной платы работников бюджетной сферы и индексацией на уровень инфляции расходов на социальные выплаты гражданам и финансовым обеспечением социальных выплат отдельным категориям граждан. При этом расходы на национальную экономику и ЖКХ сократились на 1,6 млрд рублей и 2,3 млрд рублей соответственно. По итогам 2025 года расходы регионального бюджета регионом прогнозируются с ростом на 14,3% до 529,1 млрд рублей, расходы капитального характера – с ростом на 8,1% до 37,6 млрд рублей.
В отчетном году областной бюджет был исполнен с профицитом, который составил 8,1 млрд рублей или 1,9% от ННД. В 2025 году в соответствии с законом об областном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов исполнение бюджета регионом прогнозируется с дефицитом, который составит 45,3 млрд рублей или 10,2% от ННД. Источниками покрытия дефицита будут выступать остатки средств на счетах, коммерческие привлечения в виде облигаций, казначейский инфраструктурный кредит (далее – КИК), а также иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. На 01.01.2025 долг составил 92,6 млрд рублей, что на 14,3% ниже, чем на 01.01.2024 в связи с частичным погашением ряда бюджетных кредитов, а также облигационных займов. Долговая нагрузка на фоне сокращения долга и роста ННД снизилась на 5,6 п. п. и составила 21,5% (16,6% без учета инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) и специальных казначейских кредитов (далее – СКК)). По итогам текущего года долг региона прогнозируется с ростом в 1,3 раза до 120,8 млрд рублей в связи с привлечением КИК и облигаций на частичное погашение дефицита бюджета, в результате чего долговая нагрузка увеличится на 5,6 п. п. до 27,1% (без учета ИБК, СКК и КИК долговая нагрузка составит 22,1%). Структура долга региона на 01.01.2025 была представлена на 75,5% бюджетными кредитами и на 24,5% облигационными займами. По итогам 2025 года доля облигационных займов увеличится до 43,5%, доля бюджетных кредитов снизится до 56,5%. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание регионального долга в 2024 году составили 0,7% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года показатель прогнозируется на уровне 1,1% от ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruАА-
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен позитивный прогноз, что предполагает высокую вероятность повышения кредитного рейтинга на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Свердловской области был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 28.01.2025.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Свердловской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Свердловской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Свердловской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Свердловская область |
Глава региона | Паслер Денис Владимирович |
Основные отрасли экономики региона | Обрабатывающие производства, Оптовая и розничная торговля |
Площадь | 194, 8 тыс. кв. км. |
Численность населения | 4221.5 тыс. человек на 01.01.25 |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 372.8 | 448.5 | 471.0 | 483.8 |
темпы прироста | 3.8% | 20.3% | 5.0% | 2.7% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 375.4 | 397.4 | 462.9 | 529.1 |
темпы прироста | 9.2% | 5.9% | 16.5% | 14.3% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 305.4 | 399.0 | 430.6 | 445.6 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | -0.9 | 12.8 | 1.9 | -10.2 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Долг, млрд руб. | 106.4 | 108.1 | 92.6 | 120.8 |
темпы прироста | 7.0% | 1.6% | -14.3% | 30.4% |
Отношение долга к ННД, % | 34.8 | 27.1 | 21.5 | 27.1 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Свердловская область
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 3443.6 | 4128.1 | 4440.1 | 4791.8 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 99.6 | 108.6 | 103.5 | 103.0 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 810.0 | 975.7 | 1051.7 | 1138.8 |
темпы прироста | 12.3% | 20.5% | 7.8% | 8.3% |
Уровень безработицы, % | 3.5 | 2.4 | 1.8 | 1.8 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Численность населения, тыс.чел. | 4239.2 | 4222.7 | 4221.5 | 4193.9 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Свердловская область
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Региональные бюджеты в 2025 году: риски снижения ликвидности Экономическое здоровье российских регионов в условиях турбулентности относительно стабильноРегиональные бюджеты и экономика в условиях нестабильности: итоги 2024 годаМиграции населения в 2024 году: потоки ослабевают«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторовДинамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за I квартал 2025 года
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru