Рейтинговые действия, 26.09.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Башкортостан на уровне ruАА+

Москва, 26 сентября 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Башкортостан на уровне ruАА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Республики Башкортостан (далее – республика, регион) обусловлен сильным уровнем развития экономики, умеренно сильным уровнем демографического развития и инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета, развитым рынком труда с ограниченными ресурсами и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий уровень ВРП на душу населения, отношения среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму, гибкость расходной части бюджета. Давление оказывает негативная динамика численности населения и зависимость от крупнейших налогоплательщиков.

Республика Башкортостан – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Республика – один из старейших нефтедобывающих регионов страны, центр химической промышленности и машиностроения. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающие производства и торговлю. Промышленность в регионе формирует более 33% валового регионального продукта. В обрабатывающих производствах преобладает деятельность по производству нефтепродуктов. В республике находится один из крупнейших в стране топливно-энергетический и нефтехимический комплекс, занимающийся переработкой нефтяного сырья, производством автомобильных бензинов и дизельного топлива. Регион входит в 10 регионов-лидеров по добыче нефти. Кроме того, республика является одним из крупнейших регионов по производству сельскохозяйственной продукции в России. Большая часть сельскохозяйственной продукции в Башкирии создается в животноводстве.

Обоснование рейтинга

Сильный уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 2,3 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 3,2% выше уровня 2022 года. Рост ВРП поддержан положительной динамикой промышленного производства (+8,0% г/г), строительных работ (+22,1% г/г), розничной торговли (+11,3% г/г), платных услуг населению (+3,1% г/г). Семь месяцев текущего года регион завершил с ростом промышленного производства (+5,1%), розничной торговли (+12,0%), строительства (+9,1%) и платных услуг населению (+2,8%). Позитивное влияние на динамику промышленного производства оказали предприятия обрабатывающей сферы (+8,4%), обеспечения электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (+1,3%). По итогам 2024 года регион прогнозирует рост ВРП в сопоставимых ценах на 3,6% до 2,5 трлн рублей, промышленного производства – на 5,9%.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос на 3,7% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился на уровне 0,6 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2024 года ВРП на душу населения, по расчетам агентства, увеличится на 8,7% в действующих ценах.

Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 9,7% и составили 40,0 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 12,7 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года сложилось на высоком уровне и составило 3,1, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года регионом прогнозируется рост доходов населения на 6,5% до 42,6 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 13,8 тыс. рублей.

Умеренно сильный уровень демографического развития и рынок труда с ограниченными ресурсами. Численность населения региона находится на высоком уровне. По данным Росстата на фоне естественной убыли и миграционного оттока населения за 2023 год численность населения снизилась на 0,3% и на 01.01.2024 составила 4064,4 тыс. человек. Уровень безработицы в республике в 2023 году составил 2,3%, что на 1,1 п. п. ниже уровня годом ранее. По данным Росстата безработица за май-июль текущего года составила 1,7%. Сложившийся в регионе крайне низкий уровень безработицы отражает наличие нехватки трудовых ресурсов, что ограничивает дальнейшее развитие экономики. По итогам 2024 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне 2,1%.

Инвестиционный климат находится на умеренно сильном уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год составил 620,0 млрд рублей, что на 7,6% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. По итогам 1 полугодия текущего года объем инвестиций увеличился на 26,6% в сопоставимых ценах и составил 273,0 млрд рублей. Наибольший прирост отмечен по предприятиям транспортной отрасли (в 1,7 раза) и обрабатывающих производств (в 1,5 раза). Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на умеренно высоком уровне и составило 23,8%, инвестиционная привлекательность региона оценивается также как умеренно высокая. По итогам 2024 года республикой ожидаются инвестиции в основной капитал в объеме 650,5 млрд рублей. В республике созданы и успешно функционируют 5 территорий опережающего социально-экономического развития, 19 технопарков и 12 индустриальных парков, ОЭЗ ППТ «Алга», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов. В 2023 году ОЭЗ ППТ «Алга» признана лучшей в номинации «Импортозамещение» VII Национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ РФ, дважды становилась самой динамично развивающейся ОЭЗ среди всех ОЭЗ в России.

Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов регионального бюджета за отчетный год вырос на 1,0% и составил 283,4 млрд рублей, из которых 71,1% приходилось на налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета (далее – ННД). ННД выросли на 11,1% относительно уровня 2022 года, межбюджетные трансферты сократились на 17,5%. По итогам семи месяцев текущего года доходы составили 157,6 млрд рублей, что на 4,0% выше аналогичного периода прошлого года в связи с ростом поступлений по ННД на 13,3%. Наибольший прирост в налоговых доходах наблюдался по НДФЛ (+23,8%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+34,1%). Рост НДФЛ связан с увеличением фонда заработной платы, а также установлением первоочередного порядка зачисления данного налога в бюджет. В связи с ростом налогооблагаемой базы и уточнений налогоплательщиками платежей увеличились поступления по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. При этом по налогу на прибыль организаций отмечено снижение поступлений на 23,1% из-за сокращения налогооблагаемой базы предприятий нефтеперерабатывающего комплекса. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета за 7 месяцев текущего года снизились на 14,4% относительно аналогичного периода прошлого годаи составили 42,0 млрд рублей. Снижение наблюдалось по всем видам трансфертов, кроме субвенций. Снижение межбюджетных трансфертов обусловлено передачей части полномочий Фонду пенсионного и социального страхования РФ, а также завершением основного объема работ по развитию инфраструктуры дорожного хозяйства. По итогам 2024 года в связи с планируемым снижением межбюджетных трансфертов на 12,0% и ростом ННД на 13,1%, доходы регионального бюджета увеличатся на 5,5% к уровню 2023 года, доля ННД в доходах составит 76,2%.

Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно негативном уровне, т. к. на долю крупнейшего налогоплательщика приходилось свыше 18% налоговых доходов, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков – 36,5% налоговых доходов консолидированного бюджета региона.

Расходы региона за 2023 год выросли на 1,8% по сравнению с 2022 годом и составили 300,6 млрд рублей. Доля капрасходов в общем объеме расходов снизилась на 2,1 п. п. относительно аналогичного уровня 2022 года и сложилась на уровне 13,7%, при этом гибкость расходной части бюджета региона осталась на высоком уровне. По итогам семи месяцев текущего года расходы увеличились на 1,2% относительно аналогичного периода прошлого года и составили 166,2 млрд рублей. Существенный рост отмечен по расходам на здравоохранение (+22,0%) и физкультуру и спорт (+23,2%). Рост расходов на здравоохранение обусловлен увеличением расходов на лекарственное обеспечение пациентов, на физкультуру и спорт – на строительство и реконструкцию объектов физкультуры и спорта. При этом снизились расходы на национальную экономику (-16,4% из-за завершения строительства объектов) и ЖКХ (-15,1% в связи с завершением программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и снижением расходов по модернизации коммунальной инфраструктуры). В связи с этим доля расходов социального блока за семь месяцев текущего года увеличилась на 4,3 п. п. до 71,0%.

По итогам 2023 года дефицит регионального бюджета составил 17,2 млрд рублей или 8,6% от ННД, который был покрыт за счет остатков средств на счетах, бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), специального казначейского кредита (далее – СКК) и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. По итогам 2024 года исполнение бюджета региона планируется с дефицитом 12,3 млрд рублей или 5,4% от ННД. За вычетом ИБК и остатков денежных средств на счетах дефицит составит 2,7% от ННД и будет покрыт за счет коммерческих заимствований.

Регион имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долг региона за 2023 год увеличился в 1,5 раза в связи с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета (+56,5%), увеличением объёма размещаемых облигаций (+26,7%) и обязательств по госгарантиям (+7,4 млрд рублей) и составил 58,8 млрд рублей, долговая нагрузка по расчетам агентства увеличилась на 8,0 п. п. и составила 29,2% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка составила 19,5%). В структуре долга наибольший удельный вес приходился на бюджетные кредиты из федерального бюджета – 55,2%, на долю облигационных займов и государственных гарантий – 32,3% и 12,5% соответственно. По итогам 2024 года регионом прогнозируется рост долга на 21,4% до 71,3 млрд рублей преимущественно за счет привлечения коммерческих заимствований. Долговая нагрузка при этом вырастет до 31,3% (без учета ИБК и СКК до 22,1%), но будет оставаться на комфортном уровне. Изменится структура долга: доля бюджетных кредитов снизится до 47,0%, увеличатся доли облигационных займов и гарантий до 35,1% и 15,9% соответственно, доля банковских кредитов составит 2,0%.

Расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 0,9% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. В 2024 году прогнозируется рост расходов на обслуживание долга на 43,9% или до 1,2% от ННД, что обусловлено планируемым привлечением банковских кредитов и размещением облигационных займов. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Республики Башкортостан был впервые опубликован 20.06.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 04.04.2024.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Башкортостан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Башкортостан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Башкортостан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о регионе:

НазваниеРеспублика Башкортостан
Глава регионаХабиров Радий Фаритович
Основные отрасли экономики регионаОбрабатывающие производства, торговля оптовая и розничная, деятельность по операциям с недвижимым имуществом
Площадь142,9 тыс. кв. км.
Численность населения4064,4 тыс. человек на 01.01.2024

Ключевые финансовые показатели региона:

Показатель2021202220232024 прогноз
Доходы бюджета, млрд руб.246.0280.6283.4298.9
темпы прироста11.9%14.1%1.0%5.5%
Расходы бюджета, млрд руб.255.2295.3300.6311.2
темпы прироста-1.6%15.7%1.8%3.5%
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб.157.5181.3201.4227.8
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД-5.9-8.1-8.6-5.4
01.01.2201.01.2301.01.2401.01.25
Долг, млрд руб.26.638.458.871.3
темпы прироста26.6%44.3%53.0%21.4%
Отношение долга к ННД, %16.921.229.231.3

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Башкортостан

Ключевые экономические показатели региона:

Показатель2021202220232024 прогноз
Валовый региональный продукт, млрд рублей2016.02242.62318.62518.8
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, %102.8101103.2103.6
ВРП на душу населения, тыс. руб.492.5549.0569.5619.0
темпы прироста19.3%11.5%3.7%8.7%
Уровень безработицы, %4.33.42.32.1
01.01.2201.01.2301.01.2401.01.25
Численность населения, тыс.чел.4091.64077.64064.44073.7

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Башкортостан

Оценка блоков анализа

Развитие экономики региона
Демография и рынок труда
Инвестиционный климат
Сбалансированность бюджета
Долговая нагрузка
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Башкортостан
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Башкортостан
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Башкортостан

Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:

RU000A1026B3
RU000A103DN5
Показать все

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru

Руководитель отдела по связям с общественностью

Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024