Рейтинговые действия, 31.05.2024

Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг Томской области до уровня ruBBB и изменил прогноз на стабильный

Москва, 31 мая 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Томской области до уровня ruBBB и изменило прогноз по рейтингу на стабильный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruBBB- с позитивным прогнозом

Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой ряда экономических и бюджетных показателей в 2023 году. Наблюдается рост отношения среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума, снижение безработицы. Улучшилась бюджетная автономия и снизилась долговая нагрузка.

Рейтинг кредитоспособности Томской области (далее – регион, область) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, умеренным уровнем демографического развития и развитым рынком труда, низким уровнем инвестиционного климата, а также комфортным уровнем сбалансированности бюджета и долговой нагрузки. Давление на рейтинговую оценку оказывают уровень инвестиций в основной капитал к ВРП, а также негативная динамика населения; положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения и низкая безработица.

Томская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Экономика региона является диверсифицированной с упором на добычу полезных ископаемых, доля которой в ВРП за 2023 год, по оценке региона, составила 22,7%. Экономика северных районов области основывается преимущественно на добыче нефти и газа. Население южных районов занято сельским хозяйством, заготовкой и переработкой древесины. Область входит в десятку российских регионов, ведущих интенсивную добычу нефти и газа. На территории области работают дочерние предприятия ПАО «Газпром», а также других крупнейших российских компаний.

Обоснование рейтинга

Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 853,2 млрд рублей, что на 0,5% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+2,0% к уровню 2022 года), оборота розничной торговли (+10,5%), объема платных услуг населению (+0,7%) и объема строительных работ (+1,6%). Наиболее позитивное влияние в структуре промышленного производства оказывает развитие обрабатывающих производств (+6,7%), включая производство в сферах электронной промышленности, производства компьютеров и машиностроении. ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 6,4% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 0,8 млн рублей. По итогам 2024 года регион ожидает ВРП в размере 935,6 млрд рублей, что на 1,5% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах.

Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 2,6, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.  Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 18,5% и составили 41,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 3,3% до 14,5 тыс. рублей.

Умеренный уровень демографического развития и развитый рынок труда.  По предварительным данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1043,4 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 2,1% на фоне естественный и миграционной убыли населения. Безработица в регионе находится на низком уровне: по итогам 2023 года безработица составила 4,0%, снизившись на 1,4 п. п. относительно уровня 2022 года. По итогам 2024 года регион ожидает безработицу на уровне 2023 года.

Инвестиционный климат оценивается на низком уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 11,0% в сопоставимых ценах и составил 148,5 млрд рублей. Определяющее влияние на динамику оказал рост инвестиционных вложений в добычу полезных ископаемых (+26,9%), обрабатывающие производства (+21,5%), обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (+24,6%), транспортировку и хранение (+28,5%). Тем не менее отношение объема инвестиций к ВРП по-прежнему находится на низком уровне и за последние три года составило 15,9%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. Инвестиционная привлекательность региона оценивается как низкая. По итогам 2024 года регион ожидает инвестиции в основной капитал в размере 166,0 млрд рублей.

Сбалансированность регионального бюджета оценивается на комфортном уровне. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2023 года составил 104,4 млрд рублей, из которых 72,1% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2023 году выросли на 15,1% к уровню 2022 года, в том числе наиболее позитивную динамику показали налог на прибыль организаций (+23,8), НДФЛ (+19,6%) и акцизы (+10,5%).  Рост поступлений по налогу на прибыль организаций обеспечили предприятия обрабатывающих производств, финансового сектора, а также транспортировки и хранения, в том числе на фоне базы 2022 года. По НДФЛ рост поступлений сложился за счёт увеличения среднемесячной заработной платы работников по многим отраслям экономики и увеличения поступлений с дивидендов. Рост по акцизам связан с увеличением поступлений по акцизам на нефтепродукты, пиво и вино. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на сдержанном уровне: доля крупнейшего налогоплательщика, по оценкам региона, в 2023 году составила 11,2% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 30,5% налоговых доходов бюджета. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2023 году снизились на 4,4% относительно 2022 года, негативная динамика наблюдалась по всем видам трансфертов за исключением дотаций, которые выросли на 19,4%, в том числе за счет дотации на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы. В соответствии с данными из закона о бюджете региона на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, в текущем году ННД вырастут на 5,7% к уровню 2023 года, доля ННД в доходах сохранится практически на уровне 2023 года.

Объем расходов бюджета в 2023 году составил 103,9 млрд рублей, что на 11,3% выше уровня 2022 года. На долю расходов социального характера пришлось 62,9% расходов бюджета. В структуре расходов наибольший рост в абсолютном выражении сложился по расходам на национальную экономику (+2,9 млрд рублей, в связи с увеличением объема расходов дорожного фонда и реализацией инфраструктурных проектов), ЖКХ (+2,8 млрд рублей, в связи с увеличением расходов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда) и образование (+3,8 млрд рублей, в основном в связи с увеличением расходов на повышение заработной платы всех категорий работников бюджетной сферы). На долю капитальных расходов в структуре расходов в 2023 году пришлось 7,8% совокупных расходов бюджета, что позитивно характеризует гибкость расходной части регионального бюджета. В соответствии с законом о бюджете региона на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, в текущем году регион ожидает увеличение расходов на 8,7% к уровню 2023 года, в том числе за счет расходов капитального характера.

По итогам 2023 года региональный бюджет исполнился с профицитом. По итогам 2024 года регион планирует исполнение бюджета с дефицитом 2,9 млрд рублей или 3,6% от ННД, который будет покрыт остатками средств на счетах, инфраструктурными бюджетными кредитами (далее - ИБК) и привлечённым рыночным долгом.

Регион имеет комфортные позиции по долговой нагрузке. Долг региона на 01.01.2024 составил 48,1 млрд рублей, что на 2,2% ниже, чем на 01.01.2023 в связи с погашением части облигационных займов. Долговая нагрузка на фоне роста ННД снизилась до 64,0% (без учета ИБК, специальных казначейских кредитов и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств снизилась до 61,0%), что на 11,4 п. п. ниже предыдущей отчетной даты. Структура долга региона на 01.01.2024 представлена на 76,8% бюджетными кредитами, на 17,0% облигационными займами и на 6,2% банковскими кредитами. По итогам 2024 года регион ожидает увеличения долга до 48,8 млрд рублей в результате привлечения рыночного долга и ИБК, при этом долговая нагрузка на фоне прогнозируемого увеличения поступлений ННД снизится до 61,4% от ННД (до 58,0% без учета ИБК и специальных казначейских кредитов). Расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году снизились и составили 1,3%, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, по итогам 2024 года показатель прогнозируется регионом на уровне 2,1% от ННД. График погашения обязательств оценивается на умеренном уровне, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2024 составляет порядка 13%, в течение 13–24 месяцев – порядка 23%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Томской области был впервые опубликован 27.07.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 08.12.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Томской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Томской области принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Томской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024