Рейтинговые действия, 24.05.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг г. Санкт-Петербурга на уровне ruААА

Москва, 24 мая 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности г. Санкт-Петербурга на уровне ruААА, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности г. Санкт-Петербурга (далее – город, Санкт-Петербург) обусловлен сильным уровнем развития экономики, демографического развития и сбалансированности бюджета, комфортным уровнем инвестиционной привлекательности, развитым рынком труда, сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, а также высокие значения ряда социально-экономических показателей. Давление оказывает низкое значение показателя отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за три последних года.

Город Санкт-Петербург – город федерального значения, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Санкт-Петербург является одной из крупнейших агломераций страны и крупнейшим транспортным узлом северо-запада Российской Федерации. Городская экономика акцентирована на оптовой и розничной торговле, помимо которой значимую долю в структуре ВРП занимают также деятельность по операциям с недвижимым имуществом и обрабатывающие производства. Обрабатывающие производства города представлены предприятиями машиностроения, судостроения, чёрной и цветной металлургии, а также предприятиями других подотраслей.

Обоснование рейтинга

Сильный уровень развития экономики города обусловлен высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке города, 12,2 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 2,4% выше уровня 2022 года. Основной вклад в формирование ВРП города вносит оптовая и розничная торговля (44,7%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (12,1%) и обрабатывающая промышленность (10,8%). По итогам 2023 года продемонстрировали рост предприятия оптовой и розничной торговли на 19,2%. Индекс промышленного производства в 2023 году составил 109,9% к 2022 году. Поддержку в росте промышленного производства оказали обрабатывающие производства (индекс роста 109,6%). На текущий год ожидается рост ВРП на 2,6% в сопоставимых ценах до 12,8 трлн рублей.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения города по итогам отчетного года вырос на 9,6% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился на уровне 2,2 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в городе за отчетный год сложилось на высоком уровне и составило 4,8. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 13,0% до 71,7 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 15,1 тыс. рублей. По итогам текущего года, городом прогнозируется рост доходов населения на 1,2% до 72,6 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 16,3 тыс. рублей.

Сильный уровень демографического развития и развитый рынок труда. Численность населения города находится на высоком уровне, по состоянию на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 5598,5 тыс. человек, наблюдается незначительное снижение численности за отчётный год на 0,03% за счёт естественной убыли населения. При этом, за последние три года зафиксирована положительная динамика на 0,2 %. Уровень безработицы в городе в 2023 году составил 1,6%, что на 0,4 п. п. ниже, чем в 2022 году. По итогам 2024 года городом ожидается значение данного показателя на уровне 1,5%.

Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год сложился на уровне 1,2 трлн рублей, что на 3,4% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. Положительная динамика поддерживается реализацией ряда крупных инвестиционных проектов по ключевым видам экономической деятельности: транспортировка и хранение, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, обрабатывающие производства. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на низком уровне и составило 9,6%, при этом инвестиционная привлекательность города оценивается как высокая. По итогам 2024 года городом ожидаются инвестиции почти на уровне 2023 года.

Сбалансированность бюджета характеризуется высоким уровнем. Объем доходов городского бюджета за отчетный год снизился на 1,3% и составил 1,2 трлн рублей в связи со снижением поступлений по налоговым и неналоговым доходам бюджета (далее – ННД) и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. По сравнению с предыдущим годом ННД за 2023 год снизились на 1,2% и составили 1,1 трлн рублей. Доля ННД в доходах бюджета города за 2023 год составила 96,6%, что выше предыдущего года на 0,1 п. п., что связано со снижением межбюджетных трансфертов более опережающими темпами. В структуре налоговых доходов основные поступления сформированы за счет НДФЛ (доля в структуре налоговых доходов составила 43,4%) и налога на прибыль организаций (37,6%). По итогам 2023 года наибольший рост поступлений сложился по НДФЛ (+11,1%), что связано с ростом оплаты труда. При этом поступления по налогу на прибыль организаций снизились на 19,0% до 380,2 млрд рублей, что связано с отменой института КГН, а также с сокращением поступлений от организаций наиболее пострадавших от санкций отраслей. По итогу 2024 года городом ожидаются поступления ННД в бюджет с ростом на 3,7% к уровню 2023 года. Диверсификация налоговой базы города оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку, т. к. на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 11,3% налоговых доходов городского бюджета, на крупнейшего налогоплательщика – 2,3% налоговых доходов.

Межбюджетные трансферты за отчетный год снизились на 11,3% и составили 33,6 млрд рублей за счет снижения субвенций на 39,0%, что обусловлено с передачей части полномочий Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации и уменьшением выплат безработным гражданам в связи с улучшением ситуации на рынке труда. По итогам 2024 года городом ожидается сокращение межбюджетных трансфертов на 16,4% до 28,1 млрд рублей.

Расходы бюджета города за 2023 год выросли на 12,5% по сравнению с 2022 годом и составили 1,2 трлн рублей. Доля расходов социального блока за отчетный год почти не изменилась и составила 55,8% или 655,3 млрд рублей в абсолютном выражении. Наибольший прирост в абсолютном выражении зафиксирован по расходам на образование (+42,3 млрд рублей) и ЖКХ (+27,3 млрд рублей). Рост расходов на образование обусловлен увеличением расходов на создание новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, а также с приобретением учебных материалов для обучающихся в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Увеличение расходов на ЖКХ связано с ростом расходов на реализацию государственной программы «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга», а также расходов по выполненным строительно-монтажным работам на объектах ЖКХ. Капитальные расходы за отчетный год выросли на 11,8% и составили 210,0 млрд рублей. Доля капрасходов в общем объеме расходов осталась почти на уровне 2022 года – 17,9%, что характеризует гибкость расходной части бюджета города как высокая. На 2024 год капрасходы прогнозируются в объеме 235,2 млрд рублей, что выше значения за отчетный год на 12,0%.

По итогам 2023 года дефицит городского бюджета составил 26,3 млрд рублей или 2,3% ННД, который был покрыт за счет остатков средств на счетах. Исполнение бюджета города за 2024 год планируется с дефицитом в сумме 157,8 млрд рублей или 13,7% от ННД, который в основном будет покрыт за счет использования остатков средств.

Город имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долг города за 2023 год снизился на 0,4% и составил 88,1 млрд рублей, долговая нагрузка осталась на уровне 2022 года и составила 8,0% (без учета инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка составила 5,8%). В структуре долга наибольший удельный вес приходится на облигационные займы – 72,1%, на долю бюджетных кредитов – 27,9%. В случае благоприятного сценария по итогам 2024 года городом прогнозируется снижение долга на 17,2% до 72,9 млрд рублей в связи с плановым погашением части облигационных займов, а также плановым погашением бюджетных кредитов. Долговая нагрузка при этом снизится до 6,3% (без учета ИБК до 3,8%).

Расходы на обслуживание долга в отчетном году снизились на 0,9% и составили 6,1 млрд рублей или 0,6% от ННД. По итогу текущего года ожидается снижение данных расходов на 16,7% до 5,1 млрд рублей. Город имеет достаточный запас ликвидности. На 01.01.2024 остатки на депозитах в кредитных организациях составляли 239,0 млрд рублей.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг г. Санкт-Петербурга был впервые опубликован 01.12.2023. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 01.12.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Санкт-Петербурга, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Санкт-Петербурга принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало г. Санкт-Петербургу дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Татьяна Тирских на РБК ТВ об экономике российских регионов (Ростовская и Тамбовская области и Республика Коми)

Руководитель отдела региональных и суверенных рейтингов агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских в программе «День» на РБК ТВ, эфир от 6 ноября 2024 года 07.11.2024

НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024