Рейтинговые действия, 08.05.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Саратовской области на уровне ruА–

Москва, 8 мая 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Саратовской области на уровне ruА–, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Саратовской области (далее – область, регион) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики и демографического развития, сдержанным уровнем инвестиционного климата, умеренно сильным уровнем сбалансированности бюджета, развитым рынком труда и комфортным уровнем по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокие значения ВРП, ВРП на душу населения, низкая безработица. Давление оказывает негативная динамика численности населения.

Саратовская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Саратовская область – индустриально-аграрный регион и один из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Ведущими отраслями экономики региона являются обрабатывающие производства, сельское хозяйство, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, торговля. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители химических и нефтепродуктов, пищевых продуктов, компьютеров и электронных изделий.

Обоснование рейтинга

Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,3 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 2,8% выше уровня 2022 года. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Индекс промышленного производства в 2023 году составил 103,4% к 2022 году. Поддержку в росте промышленного производства оказали в основном обрабатывающие производства (индекс роста 107,3%). Также по итогам 2023 года продемонстрировали рост торговля и строительство. Оборот оптовой торговли по итогам 2023 года составил 650,2 млрд рублей или 111,5% в сопоставимых ценах к предыдущему году. За отчетный год индекс объема работ по виду деятельности «Строительство» составил 127,6% к 2022 году.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года вырос на 7,6% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился на уровне 0,5 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года сложилось на умеренном уровне и составило 2,6. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 12,8% и составили 32,5 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 12,1 тыс. рублей. По итогам текущего года, регионом прогнозируется рост доходов населения на 9,8% до 35,7 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 13,0 тыс. рублей.

Демографическое развитие и рынок труда находятся на умеренно сильном уровне. Численность населения региона по состоянию на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 2385,2 тыс. человек. При этом, наблюдается снижение численности, так за последние три года население уменьшилась на 2,9%, что связано с естественной и миграционной убылью. Уровень безработицы в области в 2023 году составил 2,7%, что на 0,7 п. п. ниже, чем в 2022 году. По итогам 2024 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне 3,2%.

Инвестиционный климат находится на сдержанном уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год сложился на уровне 286,5 млрд рублей, что на 24% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. Положительная динамика поддерживается реализацией ряда крупных инвестиционных проектов по ключевым видам экономической деятельности: сельское хозяйство и производство пищевых продуктов, строительство, обрабатывающая промышленность. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на низком уровне и составило 19,2%, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается как умеренно высокая.

Сбалансированность бюджета находится на умеренно высоком уровне. Объем доходов областного бюджета за отчетный год вырос на 7,2% и составил 175,4 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом налоговые и неналоговые доходы бюджета (далее – ННД) за 2023 год выросли на 16,2% и составили 112,9 млрд рублей. Доля ННД в доходах бюджета региона за 2023 год составила 64,4%, что выше предыдущего года на 5,1 п. п. В структуре налоговых доходов основные поступления сформированы за счет налога на прибыль организаций (35,7%), НДФЛ (33,6%), акцизам (12,9%), налога на имущество организаций (9,1%). В налоговых доходах наибольший рост поступлений сложился по НДФЛ (+15,6%) и налогу на прибыль организаций (+26,6%), что связано с увеличением налогооблагаемой базы. По итогам 2024 года регионом ожидаются поступления ННД в областной бюджет с ростом на 0,2% к уровню 2023 года до 113,2 млрд рублей. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на высоком уровне, т. к. на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 20,1% налоговых доходов бюджета региона, на крупнейшего налогоплательщика 2,5% налоговых доходов.

Межбюджетные трансферты за отчетный год снизились на 11,5% и составили 55,9 млрд рублей. Снижение наблюдалось по всем видам трансфертов, кроме дотаций. Снижение субсидий связано с передачей части полномочий Социальному фонду России, субвенций обусловлено уменьшением выплат безработным гражданам в связи с уменьшением их числа. Завершение проектов финансируемых за счет средств федерального бюджета отразилось на снижении объема поступлений иных межбюджетных трансфертов. На 2024 год регионом ожидается сокращение межбюджетных трансфертов на 16,4% до 46,7 млрд рублей.

Расходы региона за 2023 год выросли на 8,7% по сравнению с 2022 годом и составили 177,7 млрд рублей. На долю расходов социального характера пришлось 60,1% расходов бюджета или 106,8 млрд рублей. Наибольший прирост зафиксирован по расходам на ЖКХ (+10,1 млрд рублей), национальную экономику (+4,7 млрд рублей), при этом снизились расходы на социальную политику (-2,6 млрд рублей). В сфере жилищно-коммунального хозяйства расходы выросли за счет мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Прирост расходов в сфере национальной экономики обусловлен реализацией на территории области инфраструктурных проектов, в т.ч. обеспечением инженерной инфраструктурой земельных участков. Снижение расходов по социальной политике связано с передачей части полномочий Социальному фонду России. Доля капрасходов в общем объеме расходов снизилась на 2,3 п. п. и сложилась на уровне 7,2% или 12,7 млрд рублей, при этом гибкость расходной части бюджета региона оценивается сдержанно. На 2024 год капрасходы прогнозируются в объеме 10,4 млрд рублей, что ниже значения за отчетный год на 18,2% в связи с плановым завершением и введением в эксплуатацию объектов строительства (реконструкции) в 2023-2024 годах.

По итогам 2023 года дефицит регионального бюджета составил 2,2 млрд рублей или 2,0% ННД, который был покрыт за счет остатков средств на счетах, бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), специального казначейского кредита (далее – СКК) и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. В 2024 году регион планирует исполнение бюджета с дефицитом в сумме 8,0 млрд рублей или 7,0% от ННД, который будет покрыт за счет остатков средств на счетах, ИБК и коммерческих заимствований.

Долговая нагрузка области находится на комфортном уровне. Долг региона за 2023 год увеличился на 5,4% и составил 62,5 млрд рублей, долговая нагрузка снизилась на 5,7 п. п. и составила 55,4% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка составила 48,5%) в связи с опережающим ростом ННД. Рост долговых обязательств связан с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета. В структуре долга наибольший удельный вес приходится на бюджетные кредиты из федерального бюджета – 96,8%, доля облигационных займов – 3,2%. По итогам 2024 года регионом прогнозируется рост долга на 4,9% до 65,6 млрд рублей. Долговая нагрузка при этом вырастет до 57,9% (без учета ИБК и СКК 52,3%), но будет оставаться на комфортном уровне. Расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году снизились на 53,7% и составили 0,4 млрд рублей или 0,4% от ННД. По состоянию на 01.04.2024 доля долга к погашению в ближайшие 12 месяцев составила 10,5%, от года до двух – 17,3%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Саратовской области был впервые опубликован 16.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 13.11.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Саратовской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Саратовской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Саратовской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Платежом скрашен: СФ одобрил ратификацию договоров о долгах Индии по кредитам

Известия

Почему было принято это решение и как в дальнейшем будет развиваться сотрудничество Москвы и Нью-Дели
29.11.2024

"Эксперт РА": рост доходов регионов отстает от темпов увеличения расходов

Ведомости

К концу года бюджеты субъектов могут перейти к дефициту при долговой нагрузке в 21%
29.11.2024

Татьяна Тирских на РБК ТВ об экономике российских регионов (Ростовская и Тамбовская области и Республика Коми)

Руководитель отдела региональных и суверенных рейтингов агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских в программе «День» на РБК ТВ, эфир от 6 ноября 2024 года 07.11.2024

НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024