Рейтинговые действия, 11.06.2024

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг Ярославской области до уровня ruА

Москва, 11 июня 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Ярославской области до уровня ruА, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruА- со стабильным прогнозом.

Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой ряда экономических и бюджетных показателей. Наблюдается рост реального ВРП и ВРП на душу населения, снизилась безработица. Также снизилась долговая нагрузка и расходы на обслуживание долга к ННД.

Рейтинг кредитоспособности региона обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, умеренным уровнем демографического развития и развитым рынка труда, приемлемым уровнем инвестиционного климата, комфортной долговой нагрузкой и сбалансированностью бюджета. Позитивное влияние на рейтинговую оценку высокий уровень ВРП на душу населения и среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума, низкий уровень безработицы. Давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года и негативная динамика численности населения.

Ярославская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, нефтехимия, пищевая и легкая промышленность.

Обоснование рейтинга

Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен умеренными размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 801,5 млрд рублей, что на 2,9% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+6,2% к уровню 2022 года), оборота розничной торговли (+5,2%) и объема строительных работ (+43,8%). Наиболее позитивное влияние в структуре промышленного производства оказывает развитие обрабатывающих производств (+7,3%), включая производство электрического оборудования (+37,9%), компьютеров, электронных и оптических изделий (+32,9%), химических веществ и химических продуктов (+25,3%), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (+17,5%), готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (+14,5%). ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 7,9% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 0,7 млн рублей. По итогам 2024 года регион ожидает ВРП в размере 869,0 млрд рублей, что на 3,6% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах.

Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 6,9% и составили 43,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 5,5% до 13,8 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за 2023 год составило 3,2, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. 

Умеренный уровень демографического развития и развитый рынок труда.  По данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1187,6 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 2,8% прежде всего на фоне естественный убыли населения. Безработица в регионе находится на низком уровне: по итогам 2023 года безработица составила 3,8%, снизившись на 1,2 п. п. относительно уровня 2022 года. По итогам 2024 года регион ожидает безработицу на уровне 4%

Инвестиционный климат оценивается на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 6,1% в сопоставимых ценах и составил 135,8 млрд рублей. Определяющее влияние на динамику оказал рост инвестиционных вложений в обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (в 1,6 раза), оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (1,3 раза), транспортировку и хранение (в 1,3 раза). Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года находится на низком уровне и составило 16,2%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2024 года регион ожидает объем инвестиций в размере 130,4 млрд рублей.

Сбалансированность регионального бюджета оценивается на комфортном уровне. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2023 года составил 123,4 млрд рублей, из которых 77,8% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2023 году выросли на 20,0% к уровню 2022 года, в том числе наиболее позитивную динамику показали налог на прибыль организаций (+36,4) и НДФЛ (+16,7%). Рост поступлений по налогу на прибыль организаций обеспечили платежи организаций банковской сферы, химической отрасли и автотранспортного сектора. По НДФЛ рост поступлений сложился за счёт роста фонда оплаты труда и налога на доходы физических лиц с дивидендов. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно позитивном уровне: доля крупнейшего налогоплательщика, по оценкам региона, в 2023 году составила 8,9% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 26,2% налоговых доходов бюджета. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2023 году выросли на 7,9% относительно 2022 года, наибольший вклад в рост трансфертов оказало увеличение объема субсидий в 1,4 раза, в том числе за счет поступления финансирования на обеспечение реализации инфраструктурных проектов и увеличения средств на софинансирование капитальных вложений. По итогам 2024 года доля ННД в доходах увеличится до 84,9% в связи с прогнозируемым регионом ростом объема ННД на 19,4% к уровню 2023 года на фоне ожиданий региона сохранения тенденций 2023 года по росту ННД.

Объем расходов бюджета в 2023 году составил 128,6 млрд рублей, что на 20,1% выше уровня 2022 года. На долю расходов на социальный блок пришлось 53,9% расходов бюджета, что на 6,2 п. п. ниже уровня 2022 года в связи с опережающими темпами роста расходов несоциального характера. В структуре расходов наибольший рост в абсолютном выражении сложился по расходам на национальную экономику (+13,5 млрд рублей, в связи с передачей отдельных полномочий с муниципального уровня на региональный, а также увеличением расходов по дорожному хозяйству), образование (+2,3 млрд рублей, в связи с индексацией заработной платы работников учреждений образования и строительством новых социальных объектов), физическую культуру и спорт (+1,3 млрд рублей, в связи с индексацией заработной платы работников учреждений физкультуры и спорта, и строительством новых социальных объектов) и ЖКХ (+1,2 млрд рублей, в связи с увеличением расходов на проведение капитального ремонта коммунальных сетей, а также финансирования ряда других мероприятий, включая благоустройство). На долю капитальных расходов в структуре расходов в 2023 году пришлось 9,1% совокупных расходов бюджета, что позитивно характеризует гибкость расходной части регионального бюджета, при этом капитальные расходы более чем на половину сформированы за счет целевых трансфертов из федерального бюджета. По итогам 2024 года регион ожидает увеличения объема капитальных расходов, что приведет к росту доли капитальных расходов до 9,9% совокупных расходов.

Исполнение бюджета по итогам 2023 года сложилось с дефицитом в размере 5,2 млрд рублей или 5,5% от ННД, который полностью был покрыт за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК), специальных казначейских кредитов (далее – СКК) и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств. В 2024 году регион планирует исполнение бюджета с профицитом в размере 0,3 млрд рублей или 0,2% от ННД.

Долговая нагрузка региона находится на комфортном уровне. Долг региона на 01.01.2024 составил 53,2 млрд рублей, что на 9,8% выше, чем на 01.01.2023 в связи с привлечением ИБК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств и СКК. Долговая нагрузка на фоне опережающего роста ННД снизилась до 55,4% (без учета ИБК, СКК и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств снизилась до 47,8%), что на 5,2 п. п. ниже предыдущей отчетной даты. По итогам 2024 года регион ожидает снижение долга до 50,3 млрд рублей в результате погашения части бюджетных кредитов, долговая нагрузка снизится до 43,9% от ННД (до 40,1% без учета ИБК и СКК). Структура долга региона на 01.01.2024 представлена на 79,0% бюджетными кредитами, на 17,2% облигационными займами и на 3,8% банковскими кредитами. Расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 1,1% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, по итогам 2024 года показатель прогнозируется регионом на уровне 1,4% от ННД. График погашения обязательств оценивается на умеренно позитивном уровне, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2024 составляет порядка 17%, в течение 13–24 месяцев – порядка 18%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Ярославской области был впервые опубликован 26.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.12.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ярославской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ярославской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ярославской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024