Москва, 24 июля 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Новосибирска на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности муниципалитета обусловлен высоким уровнем развития экономики, сильным уровнем демографического развития и рынка труда, приемлемым уровнем инвестиционного климата, умеренной долговой нагрузкой и комфортной сбалансированностью бюджета. Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокая гибкость расходной части бюджета и исполнительская дисциплина бюджета. Давление оказывает низкая диверсификация долгового портфеля и высокая доля долга с коротким сроком погашения.
Новосибирск (далее – город, муниципалитет) является административным центром Новосибирской области. По численности населения (1,6 млн человек на 01.01.2024) город занимает третье место среди всех городов России, уступая только Москве и Санкт-Петербургу (которые, в отличие от Новосибирска, имеют статус Субъектов РФ) и концентрирует более 55% населения Новосибирской области. Город является крупнейшим транспортным узлом Западной Сибири, на его территории расположена важнейшая сортировочная железнодорожная станция. Основу экономики Новосибирска составляют промышленность, торговля, транспорт, наука и научное обслуживание. В отраслевой структуре промышленного производства обрабатывающие производства формируют более 80%. Одним из динамично развивающихся секторов экономики города является торговля, на ее долю приходится более трети совокупного объема отгруженных товаров и услуг по всем хозяйственным видам деятельности. В городе сосредоточено большинство крупнейших компаний Новосибирской области во всех секторах экономики: торговле, транспорте, промышленности, банковском секторе, энергетике, строительстве и, как следствие, вклад города в ВРП области составляет более 70 %.
Обоснование рейтинга
Сильный уровень развития экономики муниципалитета обусловлен его высокими размерными характеристиками: объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности по итогам 2023 года (далее – отчетный год) составил 1,0 трлн рублей, продемонстрировав рост к уровню 2022 года на 15,2% в действующих ценах. На динамике данного показателя позитивно отразился рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными и средними промышленными организациями по фактическим видам деятельности (+20,8% к уровню 2022 года в действующих ценах), оборота розничной торговли по крупным и средним предприятиям (+11,8%), объема платных услуг, оказанных населению по крупным и средним организациям (+12,5%). По данным мониторинга СЭР Новосибирска, за январь-май текущего года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными и средними промышленными организациями по фактическим видам деятельности вырос на 20,7% к аналогичному периоду 2023 года в действующих ценах, рост по объему розничной торговли и объему платных услуг составил +26,3% и +9,5% соответственно. В части промышленного производства рост формирует производство резиновых и пластмассовых изделий, компьютеров, электронных и оптических изделий, готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, а также производство прочих транспортных средств и оборудования. По итогам 2024 года рост объема отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по всем видам хозяйственной деятельности составит +9,4% в действующих ценах к уровню 2023 года.
Сильный уровень демографического развития и рынка труда. Город имеет высокие размерные параметры по численности населения, которая на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1,6 млн человек, при этом за последний год численность населения снизилась на 0,1% в связи с естественной убылью населения при положительном миграционном сальдо. Уровень безработицы в городе находится на низком уровне, в 2023 году показатель снизился на 0,21 п. п. и на отчетную дату составил 0,30%. По данным Центра занятости населения муниципалитета, уровень зарегистрированной безработицы к концу мая текущего года составил 0,23%.
Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год составил 141,7 млрд рублей, что на 23,6% выше уровня 2022 года в действующих ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и услуг собственными силами организаций за последние три года сложилось на низком уровне и составило 13,5%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По данным мониторинга социально-экономического положения города, за первый квартал текущего года инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям выросли в 2 раза в текущих ценах к аналогичному периоду 2023 года. Существенный рост связан с переориентаций на импортозамещение и инвестированием в создание и развитие транспортно-логистических комплексов. По данным прогноза СЭР города Новосибирска на среднесрочный период 2024-2026 годов, по итогам текущего года объем инвестиций составит 132,1 млрд рублей, учитывая текущую динамику данный показатель позже будет скорректирован в сторону увеличения.
Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов городского бюджета в 2023 году составил 83,5 млрд рублей, из которых 42,6% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). Доля ННД за последний год снизилась на 6,3 п. п. к уровню 2022 года в связи с ростом межбюджетных трансфертов в 1,4 раза, при росте ННД на 8,0%. Диверсификация налоговой базы города оценивалась на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика в 2023 году составила 1,5% в налоговых доходах, на десять крупнейших налогоплательщиков приходилось порядка 6,7% налоговых доходов. За первые пять месяцев текущего года ННД выросли в 1,5 раза к аналогичному периоду прошлого года, что прежде всего связано с увеличением НДФЛ на фоне введения опережающего зачисления данного налога в бюджеты, а также с ростом других налогов, за исключением земельного (в связи с перерасчетом начисленного налога по крупным налогоплательщикам). Межбюджетные трансферты выросли за указанный период на 4,5%, увеличение наблюдалось по всем видам межбюджетных трансфертов, при этом дотации муниципалитет не получает. По итогам 2024 года муниципалитет прогнозирует рост доходов к уровню 2023 года на 14,9%, в том числе ННД на 20,9% в связи с ожидаемым ростом НДФЛ и неналоговых поступлений (в результате продажи права на заключение договоров на комплексное развитие территорий).
Расходы городского бюджета в 2023 году увеличились на 23,4% по сравнению с 2022 годом и сложились на уровне 83,5 млрд рублей, из которых 65,8% это расходы социального характера. На капитальные расходы пришлось 9,8% всех расходов бюджета, что позитивно характеризует гибкость расходной части, однако капрасходы почти на 90% сформированы из целевых трансфертов из вышестоящего бюджета. За первые пять месяцев текущего года расходы выросли на 14,1% к аналогичному периоду 2023 года, а по итогам завершения года город ожидает увеличения расходов на 18,0% к уровню 2023 года, в том числе расходы капитального характера вырастут почти в 1,5 раза за счет реализации мероприятий в сфере дорожного хозяйства (строительство автомобильных дорог) и транспортной инфраструктуры (метро, трамвайные пути).
Городской бюджет в 2023 году был исполнен с дефицитом 17,1 млн рулей (0,05% от ННД), который был покрыт за счет иных источников финансирования дефицита бюджета. По итогам 2024 года исполнение бюджета ожидается с дефицитом 2,6 млрд рублей или 6,0% ННД, за вычетом остатков денежных средств на счетах, направленных на его финансирование, дефицит бюджета составит 1,8 млрд рублей (4,2% от ННД), который будет покрыт за счет привлечения рыночного долга и увеличения финансовых активов городского бюджета.
Муниципалитет имеет приемлемую позицию по долговой нагрузке. Долговая нагрузка города находится на умеренном уровне, на 01.01.2024 долг города сократился на 2,7% к предыдущей отчетной дате в связи с погашением части бюджетных кредитов и облигационных займов и составил 22,6 млрд рублей. Долговая нагрузка снизилась на 7,0 п. п. и составила 63,5%. Структура долга по итогам 2023 года представлена банковскими кредитами (49,9%), облигационными займами (31,7%) и бюджетными кредитами (18,4%). По итогам текущего года ожидается увеличением долга до 23,8 млрд рублей в связи с планируемым выпуском облигаций, долговая нагрузка, тем не менее, на фоне опережающего роста ННД снизится до 55,3%. Расходы на обслуживание долга оказывают сдерживающее влияние на рейтинговую оценку: отношение указанных расходов к ННД за 2023 год составило 3,0%, по итогам 2024 года составит 3,1%. График погашения долга также оказывает сдерживающее влияние, поскольку доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.07.2024 находится на высоком уровне и составляет порядка 60%, в течение 13–24 месяцев (следующих 12 месяцев) городу предстоит погасить порядка 17%. Муниципалитет имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, доступа к казначейским кредитам и открытым кредитным линиям.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на прежнем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Новосибирска был впервые опубликован 15.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 06.02.2024
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, мэрия Новосибирска принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Новосибирску дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о городе:
Название | Новосибирск |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Глава администрации | Кудрявцев Максим Георгиевич |
Основные отрасли экономики муниципалитета | Обрабатывающие производства, торговля |
Площадь | 502.7 км? |
Численность населения | 1634.6 тыс. человек на 01.01.2024 |
Ключевые финансовые показатели города:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
Доходы бюджета, млрд руб. | 57.7 | 67.3 | 83.5 | 96.0 |
темпы прироста | 12.8% | 16.7% | 24.1% | 14.9% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 57.3 | 67.7 | 83.5 | 98.6 |
темпы прироста | 11.1% | 18.0% | 23.4% | 18.0% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 29.7 | 32.9 | 35.6 | 43.0 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | 1.2 | -1.2 | -0.05 | -6.0 |
01.01.2022 | 01.01.2023 | 01.01.2024 | 01.01.2025 | |
Долг, млрд руб. | 22.9 | 23.2 | 22.6 | 23.8 |
темпы прироста | 0.0% | 1.4% | -2.7% | 5.3% |
Отношение долга к ННД, % | 77.0 | 70.5 | 63.5 | 55.3 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным города Новосибирск
Ключевые экономические показатели города:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
Объем отгруженных товаров, млрд рублей | 811.5 | 889.6 | 1025.2 | 1121.6 |
темпы прироста | 24.8% | 9.6% | 15.2% | 9.4% |
Объем отгруженных товаров на душу населения, тыс. руб. | 498.4 | 543.9 | 627.2 | 685.7 |
темпы прироста | 24.4% | 9.1% | 15.3% | 9.3% |
Уровень безработицы, % | 1.12 | 0.51 | 0.30 | 0.23 |
01.01.2022 | 01.01.2023 | 01.01.2024 | 01.01.2025 | |
Численность населения, тыс. человек | 1636.1 | 1635.3 | 1633.9 | 1637.5 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным города Новосибирск
Оценка блоков анализа
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Связанные отчеты:
Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданийОбзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1 квартал 2024 годаИтоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциямиМиграция населения РФ в 2023: кадровый голодИнвестиционная привлекательность регионов: рокировка позиций в новых условияхРегиональные бюджеты – 2023: с запасом прочности
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru
Руководитель отдела по связям с общественностью
Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru