Москва, 18 июля 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Чувашской Республики на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности региона обусловлен умерено сильным уровнем развития экономики при ограниченном уровне демографического развития и развитом рынке труда, умеренно слабым уровнем инвестиционного климата, высоким уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают низкие уровни среднедушевых доходов населения к величине прожиточного минимума и инвестиций в основной капитал к ВРП, положительное влияние оказывают высокая диверсификация налоговой базы и гибкость расходной части бюджета. Также рейтинговая оценка поддерживается выставленным умеренным фактором поддержки со стороны вышестоящего бюджета в связи с высокой долей дотаций и низкой долей налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета за последние 5 лет.
Чувашская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, торговля, деятельность по операциям с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители машиностроения, электрооборудования, химических веществ и пищевых продуктов. Сельское хозяйство региона специализируется на производстве зерна, картофелеводстве, овощеводстве, хмелеводстве, мясомолочном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве.
Обоснование рейтинга
Умерено сильный уровень развития экономики региона обусловлен невысокими размерными характеристиками ВРП при его позитивной динамике: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 548,9 млрд рублей, что на 5,1% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+27,2% к уровню 2022 года), оборота розничной торговли (+12,1%), объема платных услуг населению (+6,8%) и объема строительных работ (+17,2%). Наиболее позитивное влияние в структуре промышленного производства оказывает развитие обрабатывающих производств (+32,1%), включая производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (в 2,1 раза), компьютеров, электронных и оптических изделий (в 2,8 раза), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (в 1,4 раза). За январь-май текущего года промышленное производство сохранило динамику, и к аналогичному периоду 2023 года рост составил +26,9%, в том числе обрабатывающие производства выросли на 30,5%. По итогам 2024 года регион ожидает ВРП в размере 586,9 млрд рублей, что на 3,0% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах.
ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 10,2% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 0,5 млн рублей. По итогам 2024 года ВРП на душу населения вырастет еще более чем на 7% к уровню 2023 года.
Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 12,6% и составили 32,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) на 4,5% до 12,4 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за последние 3 года составило 2,5, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2024 года регион прогнозирует рост среднедушевых доходов населения на 10,9% до 35,9 тыс. рублей, ВПМ установлена в размере 13,4 тыс. рублей, таким образом отношение доходов к ВПМ может увеличится до 2,7.
Ограниченный уровень демографического развития и развитый рынок труда. По данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1167,1 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 2,3% на фоне естественной и миграционной убыли населения. Безработица в регионе находится на низком уровне: по итогам 2023 года безработица составила 2,4%, снизившись на 0,8 п. п. относительно уровня 2022 года. В среднем за март-май 2024 года безработица снизилась до 2,2%, по году регион ожидает безработицу на уровне 2,5%
Инвестиционный климат оценивается на умеренно слабом уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 13,2% в сопоставимых ценах и составил 123,4 млрд рублей. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года находилось на низком уровне и составило 19,7%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. Инвестиционная привлекательность региона находится на умеренном уровне. За 1 квартал 2024 года, согласно данным Росстата, инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах сократились на 7% к аналогичному периоду 2023 года, снижение инвестиций в начале года наблюдалось в строительстве, транспортировке и хранении, деятельности по операциям с недвижимым имуществом и некоторых других отраслях. По итогам текущего года объем инвестиций в основной капитал ожидается в размере 130,7 млрд рублей.
Сбалансированность регионального бюджета оценивается на высоком уровне. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2023 года составил 94,1 млрд рублей, из которых 58,5% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), при этом доля дотаций из федерального бюджета в структуре доходов составила 19,3%. ННД в 2023 году выросли на 25,4% к уровню 2022 года, что обусловлено прежде всего поступлениями налога на прибыль организаций (+51,5% на фоне роста уплаченных авансовых платежей, прибыльности отдельных налогоплательщиков и отчислений от банковского сектора) и НДФЛ (+25,1% в связи с ростом среднемесячной номинальной заработной платы и дивидендов). По данным региона, за первое полугодие текущего года ННД выросли на 21,9% к аналогичному периоду 2023 года, наибольший прирост показали НДФЛ (+33,8% в связи с введением опережающего зачисления налога в региональные бюджеты), налог на прибыль организаций (+14,4%) и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+37,6%). Диверсифицированная налоговая база региона оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2023 году составила 2,6% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 17,7% налоговых доходов бюджета. Межбюджетные трансферты в 2023 году снизились на 1,5% к уровню 2023 года, а за первое полугодие 2024 года – на 9,6% к аналогичному периоду 2023 года (сокращение наблюдалось по всем видам трансфертов, за исключением дотаций). По итогам текущего года регион ожидает увеличение доходов на 2,3%, в том числе рост ННД составит +3,8%, в итоге доля ННД в доходах увеличится до 59,3%.
Объем расходов бюджета в 2023 году составил 95,0 млрд рублей, что на 18,1% выше уровня 2022 года. На долю расходов социального блока пришлось 60,8% расходов бюджета, что на 4,2 п. п. ниже уровня 2022 года в связи с опережающими темпами роста расходов несоциального характера. В структуре расходов наибольший рост в абсолютном выражении сложился по расходам на национальную экономику (+4,5 млрд рублей), ЖКХ (+3,0 млрд рублей) и образование (+4,2 млрд рублей), наибольшее сокращение наблюдалось по расходам на социальную политику (-1,5 млрд рублей). Капитальные расходы выросли в 2023 году в 1,4 раза на фоне реализации крупных проектов, в том числе по развитию энергетической и коммунальной инфраструктуры, на их долю в структуре расходов в 2023 году пришлось 19,0% совокупных расходов бюджета, что позитивно характеризует гибкость расходной части регионального бюджета, при этом более 40% капитальных расходов сформированы за счет целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. По данным региона, за первое полугодие текущего года расходы бюджета выросли лишь 4,2% относительно аналогичного периода 2023 года. По итогам 2024 года регион ожидает увеличение объема расходов на 8,0% к уровню 2023 года до 102,6 млрд рублей, в том числе капитальные расходы вырастут почти на 23%.
По итогам 2023 года региональный бюджет исполнен с дефицитом 0,9 млрд рублей или 1,6% от ННД, который был покрыт за счет инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК), специальных казначейских кредитов (далее – СКК) и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. Согласно закону о бюджете региона на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, исполнение бюджета прогнозируется с дефицитом 6,3 млрд рублей или 11,0% от ННД, за вычетом остатков средств на счетах, направленных на его финансирование, и ИБК дефицит бюджета составит 1,3 млрд рублей, который будет покрыт банковскими кредитами.
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг региона на 01.01.2024 составил 17,3 млрд рублей, что в 1,6 раза выше его размера на 01.01.2023 в связи с привлечением в 2023 году ИБК, СКК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов, а также увеличения гарантийных обязательств. Долговая нагрузка на 01.01.2024 составляла, по расчетам агентства, 31,4% (23,0% за исключением ИБК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов и специальных казначейских кредитов), в структуре долга преобладали бюджетные кредиты (76,6%), остальная часть представлена гарантийными обязательствами (23,4%). На 01.01.2025 долг ожидается регионом в размере 18,4 млрд рублей, рост произойдет за счет привлечения банковских кредитов на финансирование дефицита и ИБК, в результате чего доля банковских кредитов в структуре долга составит 7,1%, а доли бюджетных кредитов и гарантийных обязательств снизятся до 71,2% и 21,7% соответственно. Долговая нагрузка составит 32,1% (23,6% за исключением ИБК и СКК), но будет находится на комфортном уровне. Расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 0,1% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, по итогам 2024 года показатель прогнозируется регионом на уровне 0,3% от ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Средняя доля дотаций в доходах бюджета региона за последние 5 лет находится в пределах 20-25%, а доля налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета за 5 лет составила менее 55%, что обуславливает выставление умеренного фактора поддержки со стороны вышестоящего бюджета.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Чувашской Республики был впервые опубликован 18.06.2014. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 25.01.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Чувашской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Чувашской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Чувашской Республике дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.