Рейтинговые действия, 04.07.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг АО «Новая концессионная компания» на уровне ruA

Москва, 4 июля 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности проектной компании АО «Новая концессионная компания» на уровне ruA, прогноз по рейтингу позитивный.

Рейтинг кредитоспособности АО «Новая концессионная компания» (НКК) обусловлен низкими рисками проектирования и строительства, умеренно низкими эксплуатационными, финансовыми, корпоративными рисками и рисками управления проектом.

По рейтингу сохранен позитивный прогноз в связи с ожиданиями агентства завершения компанией всех строительно-монтажных работ на автодороге и прилегающих территориях до конца 2024 г., что позитивно отразится на повышении доступности автодороги для новых пользователей и финансовых показателях компании.

АО «Новая концессионная компания» является концессионером, заключившим в декабре 2014 г. концессионное соглашение (КС) сроком на 40 лет с городом Москва, выступающим в качестве концедента. КС подразумевает строительство и эксплуатацию на платной основе Северного дублера Кутузовского проспекта (СДКП) от «Молодогвардейской транспортной развязки» до ММДЦ «Москва-СИТИ» вдоль Смоленского направления Московской железной дороги. СДКП стал продолжением действующей скоростной платной автомобильной дороги «Новый выход на московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск» («Северный обход Одинцова»), эксплуатацию которой ведет материнская компания НКК – АО «Главная дорога» (владеет 100% обыкновенных акций НКК, ruA, стаб.). Протяженность основного хода СДКП составляет около 10 км. Эксплуатация СДКП на платной основе началась 9 сентября 2023 г. и продолжится до конца 2054 г.

Обоснование рейтинга

Низкие риски стадии проектирования и строительства.

Все работы, необходимые для ввода в эксплуатацию, были завершены в августе 2023 г., СДКП введен в эксплуатацию в сентябре 2023 г. с опережением плановых сроков, установленных графиком строительства проекта.  В течение 2024 г. планируется завершить ряд работ по отдельным этапам, завершение которых не влияет на возможность эксплуатации: установка электронных дорожных знаков (табло) взамен стандартных, монтаж архитектурно-художественной подсветки, завершение работ по переустройству сетей и благоустройству. Дополнительно планируется проведение ремонта для поддержания в надлежащем состоянии эксплуатационных характеристик иного имущества по КС - «Молодогвардейской транспортной развязки», которая была передана в эксплуатацию концедентом в качестве технологически связанного с СДКП объекта. За счет дополнительных работ плановый совокупный объем капитальных вложений вырос на 4,5%, часть из которых будет профинансирована концедентом. По состоянию на середину июня 2024 г. законтрактовано 100% от стоимости строительства.

Учитывая законтрактованность всех работ на завершающем этапе строительства, надежность генерального подрядчика (работы с начала запуска проекта выполняет АО «Профессиональный строитель»), а также наличие гибкого графика проведения оставшихся работ, риски стадии проектирования и строительства, по мнению агентства, оцениваются как низкие.

Умеренно низкие эксплуатационные риски.

Агентство отмечает умеренную подверженность НКК трафик-риску. Конфигурация КС не предусматривает платы концедента и (или) страхующих механизмов для концессионера в формате минимальной гарантированной доходности или платы за доступность. Агентство учитывает, что положения КС содержат условия компенсаций концессионеру в связи с наступлением особых обстоятельств на всех стадиях реализации проекта. В частности, предусмотрены механизмы компенсации падения трафика при вводе в эксплуатацию концедентом новых радиальных магистральных дорог скоростного движения или автодорог аналогичной категории между Кутузовским проспектом и Звенигородским шоссе (строительство которых не было начато на дату заключения КС) или снижение средней скорости транспортного потока ниже 20 км/ч на любом из съездов или въездов на автомобильную дорогу в течение 2-х полуторачасовых интервалов в сутки или одного интервала длительностью два с половиной часа.

С учетом позиции Концедента на СДКП отсутствовал стартовый период бесплатного проезда для пользователей, осуществляемый в аналогичных проектах и применяемый с целью привыкания пользователей к автодороге. Компанией по согласованию с концедентом были установлены более высокие стартовые тарифы по сравнению с рекомендуемыми независимыми консультантами, основываясь на уникальности локации автодороги, что в совокупности с неготовностью нескольких городских смежных проектов, повышающих доступность дороги умеренно негативно повлияло на значение полученной по итогам первого квартала 2024 г. выручки. При этом, по расчетам агентства, финансовая модель проекта имеет определенный запас устойчивости к снижению выручки.

Работы по эксплуатации дороги и функционал по взиманию планы за проезд осуществляет

АО «Новое качество дорог», которое имеет такой опыт с 2017 г. (аналогичные услуги оператор оказывает для автодороги «Северный обход Одинцова»).

В 2023 – 2024 гг. компания проводит работы по восстановлению и эксплуатации полученной от концедента «Молодогвардейской транспортной развязки», что сказывается на повышенном уровне операционных расходов, компенсация этих затрат от концедента составляет 100% от стоимости и предоставляется дополнительно. Данные работы, с учетом компенсации, не оказывают влияния на операционный денежный поток компании. Начиная с 2027 г. компанией запланированы ремонтные работы, связанные с восстановлением транспортно-эксплуатационного состояния автодороги, определяемого по результатам контрольных и диагностических мероприятий, проводимых в соответствии с КС. При этом по расчетам агентства финансовая модель проекта позволяет компании исполнить свои обязательства при росте операционных расходов более чем на 32%.

Агентство отмечает отсутствие рисков поставок и сырья по проекту на эксплуатационной стадии.

Финансовые риски оцениваются как умеренно низкие.

Умеренно низкая оценка структуры источников финансирования проекта. Отношение собственных источников и средств концедента к совокупному финансированию составляет 0,23 совокупного бюджета проекта. При расчете показателя агентство учитывает предусмотренные в КС компенсации от концедента за освобождение земельных участков, подготовку территории строительства и выполнение технических условий РЖД (возмещение затрат концедентом), а также возмещение НДС из бюджета.

Высокий уровень прогнозной ликвидности. Коэффициент прогнозной ликвидности на горизонте 24 месяцев с начала 2024 г., рассчитываемый как отношение доступных источников ликвидности к затратам и расходам на обслуживание долга, составил 1,44, что оценивается агентством как высокий уровень с учетом отсутствия минимальной гарантированной доходности или платы за доступность, что в полном объеме позволяет покрыть обязательства перед кредиторами. При оценке этого показателя агентство исходило из сценария об умеренном росте выручки за счет повышения доступности автодороги для новых пользователей, который прогнозируется агентством после завершения смежных городских проектов и изменения организации дорожного движения, повышающего доступность дороги для пользователей.

Горизонт длительностью в 24 месяца применяется для корректного соотношения доступной ликвидности к купонным выплатам, которые по выпуску облигаций с залоговым обеспечением осуществляются компанией один раз в год.

Высокий показатель финансовой состоятельности проекта и умеренная подверженность рыночным рискам. Показатели покрытия обслуживания долговых обязательств остатками на счетах и операционным денежным потоком остаются на комфортных уровнях: прогнозные минимальные значения показателей обслуживания долга DSCR и ISCR на период реализации проекта до момента полного погашения долговых обязательств составят 2,2 и 2,8 соответственно. Значение показателя отношения прогнозных номинальных денежных потоков от проекта накопленным итогом к номинальным обязательствам (включающим обязательства по погашению основного долга и процентов) компании накопленным итогом составило 1,99, что оценивается положительно. При оценке показателей обслуживания долговых обязательств агентством учитывались выплаты по всем долговым обязательствам ввиду отсутствия признаков субординации по облигациям класса «Б»: наличия графика погашения основного долга и процентов, отсутствия закрепленной в документации приоритетности выплат и практики формирования резервов на обслуживание долга.

Показатели обслуживания долга компании умеренно подвержены рыночным рискам. Однако, учитывая, что купонная ставка и основной долг по долговым обязательствам привязаны к индексу потребительских цен, присутствует риск давления на денежный поток в случае возможного их роста.

Агентством отмечается отсутствие валютных рисков в связи с тем, что доходы и расходы компании номинированы в рублях.

Риски рефинансирования отсутствуют. Средства привлечены на весь срок реализации проекта, необходимость в рефинансировании обязательств компании отсутствует.

Умеренно низкие корпоративные риски и риски управления проектом.

Компания характеризуется высоким уровнем управления корпоративными рисками и конфликтом интересов. Агентство умеренно позитивно оценивает качество управления проектом. При оценке учитывался значительный опыт акционеров в реализации различных проектов в формате государственно-частного партнерства, умеренно высокий уровень мониторинга проекта, наличие внутренних документов, регламентирующих правила отбора контрагентов, умеренно высокая степень детализации финансовой модели, систематически осуществляемые PR и GR мероприятия, связанные с проектом. Сдерживающими факторами являются отсутствие регламентации формирования резервов и относительно невысокий уровень страхового покрытия имущества на текущий момент: компания страхует 100% от оценки причиненного вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц. При этом, после получения права собственности концедента на СДКП у компании имеются планы по страхованию дополнительных рисков: гибели или повреждения имущества и нанесения вреда окружающей среде, что соответствует рыночной практике. Отсутствие страхования строительно-монтажных работ митигируется наличием в соглашениях с подрядчиками положений о «гарантийном» удержании и об ответственности.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен позитивный прогноз, что предполагает высокую вероятность повышения кредитного рейтинга на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг АО «Новая концессионная компания» был впервые опубликован 21.10.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 28.07.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности проектным компаниям (вступила в силу 24.05.2024) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 05.02.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Новая концессионная компания», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Новая концессионная компания» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Новая концессионная компания» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023