Рейтинговые действия, 22.02.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Калининградской области на уровне ruА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 22 февраля 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Калининградской области на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Калининградской области (далее – область, регион) обусловлен умеренно сильным уровнем развития экономики, демографии и сбалансированности бюджета, приемлемым уровнем инвестиционного климата, развитым рынком труда и умеренной долговой нагрузкой. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывают гибкость расходной части бюджета, диверсифицированная экономика. Давление оказывает умеренно низкая доля инвестиций в основной капитал к ВРП.

Калининградская область – субъект Российской Федерации, расположенный в Северо-Западном федеральном округе, граничащий с Польшей и Литвой и не имеющий сухопутных границ с остальной частью страны. Площадь территории региона составляет 15,1 тыс. кв. км, административный центр – г. Калининград. Экономика региона является высокодиверсифицированной с упором на деятельность по операциям с недвижимым имуществом и обрабатывающую промышленность. Особенностью экономики области является то, что в ней действуют различные производства, связанные с географическим положением региона: янтарные производства, рыбная ловля, добыча полезных ископаемых.

Обоснование рейтинга

Умеренно сильный уровень развития экономики региона обусловлен сдержанными размерными характеристиками: объём ВРП, по оценке региона, по итогам 2023 года (далее – отчетный год) сложился на уровне 720,9 млрд рублей, что в сопоставимых ценах ниже уровня 2022 года на 1,1 %. Снижение ВРП связано со снижением промышленного производства (индекс промышленного производства в 2023 году составил 94,7%) из-за транспортно-логистических ограничений, прекращением налаженных партнерских связей. На отрицательную динамику подействовало снижение производства в обрабатывающей промышленности (-5,1%), в добыче полезных ископаемых (-5,6%), энергетике (-8,9%). В структуре отгрузки обрабатывающих производств по итогам 11 месяцев 2023 года удельный вес автопрома сократился до 4,9% (доля за 2022 год 19,5%), что обусловлено переналадкой производства под новые бренды автомобилей. В связи с этим в структуре ВРП за период с 2021 по 2023 годы произошло снижение доли обрабатывающих производств с 16,5% до 12,8%, деятельности по операциям с недвижимым имуществом с 17,2% до 13,2%, удельный вес торговли сохранился на уровне 11,7%. На 2024 год прогнозируется рост ВРП в сопоставимых ценах на 4,3% при значении 784,6 млрд рублей за счет активно развивающейся сферы туризма, прогнозируемого роста промышленного производства, включая пищевую промышленность, продукции сельского хозяйства и запуска новых инвестиционных проектов. ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель вырос на 3,2% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился на уровне 0,7 млн рублей.

Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года сложилось на умеренно низком уровне и составило 2,5. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 6,6 % и составили 36,4 тыс. рублей, величина прожиточного минимума в отчетном году была установлена в размере 14,8 тыс. рублей.

Умеренно сильный уровень демографический ситуации и развитый рынок труда. В регионе умеренно низкий уровень численности населения с положительным приростом населения. По предварительным данным, численность населения региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1033,3 тыс. человек, прирост за 2023 год составил 0,2%. Уровень безработицы в регионе находится на низком уровне и за октябрь-декабрь 2023 года составил 2,9%. По итогам года данный показатель оценивается регионом на уровне 3,0%.

Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал оценивается регионом за отчетный год на уровне 182,1 млрд рублей. За январь-сентябрь 2023 года объем инвестиций в основной капитал сложился в размере 140,7 млрд рублей, что на 45,0% выше аналогичного периода 2022 года в сопоставимых ценах. Высокому приросту инвестиций способствовало завершение строительства в социальной сфере, реализация инвестпроектов в машиностроении, пищевой перерабатывающей промышленности, дорожной инфраструктуры и берегозащиты. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на умеренно низком уровне и составило 20,3%, что оказало давление на рейтинговую оценку. При этом, инвестиционная привлекательность региона находится на высоком уровне. По итогам 2024 года регионом ожидаются инвестиции в основной капитал на уровне более 190 млрд рублей. На территории области действует особая экономическая зона, промышленные площадки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Сбалансированность бюджета находится на умеренно высоком уровне. Объем доходов регионального бюджета за отчетный год снизился на 5,1% и составил 100,1 млрд рублей. Из доходов были исключены трансферты на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны, т.к. трансферты юрлицам, работающим в ОЭЗ, транзитом проходят через бюджет региона (он их только администрирует). Снижение обусловлено сокращением межбюджетных трансфертов на 25,4% в связи с тем, что часть трансфертов из федерального бюджета перечисляются в Фонд пенсионного и социального страхования. При этом доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета выросла на 7,5 п. п. до 71,7%, объем ННД составил 71,8 млрд рублей. Структура налоговых доходов осталась на уровне 2022 года. Наибольшая доля в налоговых доходах бюджета сформирована за счет НДФЛ – 35%. Поступления от налога на прибыль организаций составили 28,9%, от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, и акцизов – 13% и 12% налоговых доходов соответственно. По итогам отчетного года наибольший рост сложился по налогу на прибыль организаций (+20,3%), НДФЛ (+10,3%) и акцизам (+8,0%). Рост поступлений по налогу на прибыль организаций отмечается в сферах финансовых услуг и обрабатывающего производства, что обусловлено получением дополнительной прибыли за счет курсовой разницы. Наибольшие поступления по НДФЛ в сферах обрабатывающего производства, финансовой и страховой деятельности, оптовой и розничной торговли в связи с ростом фонда оплаты труда. Поступления по акцизам увеличились в результате роста поступлений по акцизам на алкогольную продукцию в связи с индексацией ставок. Диверсификация налоговой базы региона по итогам отчетного года оценивается на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 2,9%, на долю 10-ти крупнейших налогоплательщиков пришлось 17,7% налоговых доходов. В соответствии с законом о бюджете региона на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, ННД ожидаются на уровне 74,3 млрд рублей, что выше уровня отчетного года на 3,5%.

Расходы региона за 2023 год выросли на 9,1% по сравнению с 2022 годом и составили 113,4 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 57,1 млрд рублей, что выше уровня 2022 года на 6,8%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах регионального бюджета составил 50,4%, что соответствует уровню предыдущего года. Наибольший прирост зафиксирован по расходам на культуру (+24,7%), ЖКХ (+19,6%) и образование (+12,7%). Гибкость расходной части бюджета региона оценивается на высоком уровне, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2023 году составила 21,5% и увеличилась на 7,1 п. п. относительно уровня предыдущего года. В абсолютном выражении капитальные расходы увеличились в 1,6 раза и составили 24,4 млрд рублей, что обусловлено реализацией мероприятий по строительству берегозащитных сооружений, проведению противооползневых и берегоукрепительных работ и др. проектов, софинансируемых из федерального бюджета, в т.ч. за счет кредитных средств. По итогам 2024 года регион прогнозирует снижение расходов на 2,1%, капитальные расходы прогнозируются со снижением на 11,1%.

По итогам 2023 года дефицит бюджета региона составил 13,3 млрд рублей или 18,5% ННД, за вычетом остатков денежных средств на счетах, бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), на опережающее финансирование расходов, специального казначейского кредита (далее – СКК) дефицит бюджета составил 5,5 млрд рублей или 7,6% ННД и был покрыт за счет кредитов коммерческих банков. В 2024 году исполнение бюджета прогнозируется с дефицитом в размере 5,3 млрд рублей или 7,1% ННД, без учета остатков денежных средств на счетах и ИБК, дефицит бюджета прогнозируется на уровне 4,3% ННД. Источниками финансирования дефицита будут являться коммерческие заимствования в форме банковских кредитов и облигационных займов.

Регион имеет умеренную долговую нагрузку. Долг региона в отчетном году увеличился на 24,7% и на отчетную дату составил 33,9 млрд рублей, долговая нагрузка увеличилась на 5,9 п. п. и составила 47,2% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка составила 36,2%). Увеличение долга связано с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета и банковских кредитов, привлеченных в декабре 2023 года на покрытие дефицита и погашенных в полном объеме досрочно 12.01.2024. В 2024 году прогнозируется рост долга на 17,9% до 40,0 млрд рублей в связи с получением очередного транша ИБК, а также с необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита бюджета, долговая нагрузка ожидается на уровне 53,8% (47,9% без учета ИБК и СКК). Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 74,3%, банковские кредиты формировали 16,2%, облигационные займы – 9,3% и гарантийные обязательства – 0,2%. Эффективное управление долгом, а также преобладание в долговом портфеле бюджетного долга в отчетном году способствовало низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД на 01.01.2024 составило 0,5%, что положительно повлияло на рейтинговую оценку. По итогам 2024 года данный показатель ожидается на уровне 1,7%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Калининградской области был впервые опубликован 17.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 04.09.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Калининградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Калининградской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Калининградской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023