Рейтинговые действия, 14.02.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Камчатского края на уровне ruА+

Москва, 14 февраля 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Камчатского края на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Камчатского края (далее – регион, край) обусловлен умеренным уровнем развития экономики, низким уровнем демографической ситуации и развитым рынком труда, комфортным инвестиционным климатом, умеренной сбалансированностью бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают низкая численность населения и ее негативная динамика, положительное влияние оказывают низкая безработица и высокая гибкость расходной части бюджета.

Камчатский край – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Регион расположен на крайнем северо-востоке России, на полуострове Камчатка, Карагинском и Командорских островах. Административный центр – город Петропавловск-Камчатский. В отраслевой структуре экономики региона доминируют рыболовство и рыбоводство (которое формирует почти треть ВРП), обрабатывающая промышленность (которая состоит в основном из производства пищевых продуктов, которое за исключением рыбной продукции, ориентировано на региональный рынок) и сектор государственного управления и обеспечения военной безопасности.

Обоснование рейтинга

Умеренный уровень развития экономики региона обусловлен умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год), по оценке региона, составил 401,5 млрд рублей, с ростом к уровню 2022 года на 3,7% в сопоставимых ценах. По предварительным данным Камчатстат, оборот организаций по всем видам экономической деятельности за 2023 года составил 585,0 млрд рублей, увеличившись к уровню 2022 года на 14,7% в действующих ценах. Положительная динамика обусловлена ростом оборота организаций в таких отраслях как «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (в 1,3 раза) и «Торговля оптовая и розничная» (+7,9%). Индекс промышленного производства по итогам 2023 года составил 129,5%. Положительная динамика наблюдалась по всем отраслям промышленного производства за исключением организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений: добыча полезных ископаемых (+35,0%), обрабатывающие производства (+35,2%), деятельность организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (+2,4%). Основным драйвером роста в секторе добычи полезных ископаемых стало увеличение добычи металлических руд (+38,1%), в обрабатывающих производствах – увеличение производства пищевых продуктов (+38,4%), в том числе в связи с увеличением переработки и консервирования рыбы, ракообразных и моллюсков (+40,1%), прочих готовых изделий (+30,6%), обработки древесины и производства изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (+14,5%) и др. ВРП на душу населения, по расчетам агентства, в 2023 году составил 1,4 млн рублей, увеличившись на 9,2% относительно уровня 2022 года в действующих ценах. Высокое значение показателя обусловлено низкой численностью населения региона. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года сложилось на умеренном уровне и составило 2,8. Среднедушевые денежные доходы населения за январь-сентябрь 2023 года сложились на уровне 72,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума была установлена в размере 26,4 тыс. рублей.

Низкий уровень демографического развития и развитый рынок труда. Давление на рейтинговую оценку оказывает низкая численность населения и ее отрицательная динамика. За последние 3 года численность населения сократилась на 1,4% и на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 289,2 тыс. человек. По данному показателю регион находится на 79 месте среди субъектов РФ. Негативно влияют на формирование народонаселения края – социально-экономические, климатические, психологические факторы и значительная удаленность от центра страны. Основной причиной снижения численности населения является естественная убыль населения. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказал низкий уровень безработицы, который, по оценке региона, по итогам отчетного года составил 2,2%.

Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал, по предварительной оценке региона, по итогам 2023 года составил 147,8 млрд рублей, что на 49,8% выше, чем в 2022 году в сопоставимых ценах. Высокий прирост обусловлен ростом показателя по виду экономической деятельности «транспортировка и хранение» преимущественно за счет внебюджетных капитальных вложений по объекту «Строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае». Среднее отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось на высоком уровне и составило 29,0%, при этом инвестиционная привлекательность региона оценивается на умеренном уровне. На территории края действуют ТОР «Камчатка», СПВ, промпарки «Нагорный» и «Дальний», агропарк «Зеленовские озерки», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Умеренный уровень сбалансированности бюджета региона. Объем доходов краевого бюджета, по предварительным данным региона, по итогам 2023 года увеличился на 9,8% и составил 114,2 млрд рублей. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) увеличилась на 6,1 п. п. до 35,1%. В связи с высокой зависимостью краевого бюджета от трансфертов из федерального бюджета (доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в доходах бюджета по итогам 2023 года составила 54,8%) ежегодно между Правительством края и Минфином России заключаются соглашения, включающие в себя меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета края, а также мер по оздоровлению государственных финансов. С другой стороны, это ограничивает бюджет региона в гибкости и самостоятельности при принятии решений. ННД в 2023 году увеличились в 1,3 раза к уровню 2022 года, межбюджетные трансферты сократились на 2,6%. В структуре налоговых доходов наибольшая положительная динамика наблюдалась по налогу на прибыль организаций (+1,2 млрд рублей), НДФЛ (+1,9 млрд рублей) и сборам за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) (+6,4 млрд рублей). Высокий прирост поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлен увеличением норматива зачислений по налогу с 01.01.2023 до 100%, а также ростом реализации товаров (работ, услуг) в отношении отдельных налогоплательщиков. По НФДЛ – за счет увеличения роста фонда оплаты труда работников органов государственной власти, военной безопасности, а также промышленных предприятий. По сборам за пользование объектами водных биологических ресурсов – изменениями федерального законодательства, в части применения ставки сбора 100% от общеустановленных ставок каждого объекта водных биологических ресурсов для организаций рыбопромышленного комплекса (ранее применялась пониженная ставка в размере 15%). Диверсификация налоговой базы краевого бюджета оценена положительно: на долю 10 крупнейших налогоплательщиков в 2023 году приходилось 22,6% налоговых доходов, а на долю крупнейшего – 4,9%.  

Расходы региона по итогам 2023 года увеличились на 8,0% по сравнению с 2022 годом и составили 118,3 млрд рублей. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2023 году направлено 50,1 млрд рублей, что сформировало 42,4% всех расходов региона. Доля социальных расходов в отчетном году снизилась на 1,8 п. п., что связано со снижением расходов на здравоохранение (-4,5%) и физическую культуру и спорт (-2,3%), а также с увеличением расходов на общегосударственные вопросы (в 1,8 раза). Высокий прирост расходов на общегосударственные вопросы обусловлен приведением в соответствие с федеральным законодательством с 01.12.2022 системы оплаты труда работников органов государственной власти края, а также с необходимостью достижения целевых показателей по уровню заработной платы отдельных категорий работников учреждений здравоохранения, социального обеспечения населения, образования и культуры. Гибкость расходов бюджета оценена положительно: на долю капитальных расходов по итогам 2023 года пришлось 12,3% всех расходов региона.

В 2023 году бюджет региона исполнен с дефицитом 4,1 млрд рублей или 10,3% ННД, за вычетом остатков денежных средств на счетах, бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), на опережающее финансирование расходов, специального казначейского кредита (далее – СКК) дефицит бюджета составил 0,4 млрд рублей или 1,1% ННД и был покрыт за счет кредитов кредитных организаций.

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. На 01.01.2024 совокупный долг края остался на уровне аналогичной даты 2023 года и составил 9,3 млрд рублей, при этом долговая нагрузка уменьшилась на 7,7 п. п. до 23,3% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка составила 19,4%) за счет увеличения поступлений по ННД. Структура долгового портфеля на отчетную дату претерпела изменения, доля бюджетных кредитов увеличилась и составила 67,1%, банковские кредиты сформировали 28,6% всех обязательств, облигационные займы – 4,3%. Камчатский край является транзитной стороной в расчетах между ОАО «Геотерм» и Минфином России по бюджетному кредиту, выданному в 1998 году на строительство Мутновской ГеоЭС. Фактически же компания самостоятельно обслуживает свой долг и не было прецедентов по невыполнению ею своих обязательств. Агентство трактует бюджетный кредит как косвенное обязательство региона, но тем не менее учитывает его в расчете долговой нагрузки. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем. В начале 2023 года была погашена часть более дорогих банковских кредитов за счет доступа к казначейскому финансированию, что позволило сэкономить на процентах. Эффективное управление долгом обусловило невысокий уровень расходов на его обслуживание в отчетном году – 1,0% ННД, что поддержало рейтинговую оценку. Край имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Средняя доля дотаций в доходах бюджета региона за последние 5 лет составила 45,0%, а доля налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета за 5 лет составила 30,6%, что обуславливает выставление очень сильного фактора поддержки со стороны вышестоящего бюджета.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Камчатского края был впервые опубликован 19.04.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 23.08.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Камчатского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, исполнительные органы государственной власти Камчатского края принимали участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Камчатскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024