Москва, 13 февраля 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Свердловской области на уровне ruАА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Свердловской области (далее – регион, область) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики и комфортным инвестиционным климатом, умеренным уровнем демографического развития и развитым рынком труда, сбалансированным исполнением бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и невысокий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП, положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения и низкая безработица.
Свердловская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Уральского федерального округа. Площадь территории региона составляет 194,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Екатеринбург. Экономика региона является диверсифицированной и охватывает все основные отрасли промышленного комплекса, ключевым сектором выступает обрабатывающая промышленность. Наиболее конкурентоспособными отраслями промышленности являются металлургическое производство и машиностроение.
Обоснование рейтинга
Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, порядка 3,6 трлн рублей, что более чем на 4% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. По данным Росстата за январь-декабрь 2023 года индекс промышленного производства составил 109,3% к уровню аналогичного периода 2022 года, оборот розничной торговли – 103,7%, объем платных услуг населению – 105,3%, что в совокупности оказало поддержу динамике ВРП в 2023 году. В структуре промышленного производства позитивное влияние оказывает прежде всего развитие обрабатывающих производств (индекс производства составил 112,0%), в том числе машиностроительных предприятий, устойчивый рост показывает металлургическая и другие профильные отрасли региона. В тоже время значительная часть промышленного производства региона сконцентрирована в 17 моногородах, что свидетельствует о социальных рисках в регионе и оказывает негативное влияние на рейтинговую оценку. ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 8,2% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 0,8 млн рублей.
Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 3,6, что оказало поддержку рейтинговой оценки. Доходы населения в 2023 году, по оценке региона, выросли к уровню 2022 года на 12,7% и составили 52,0 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 4,3% до 14,1 тыс. рублей.
Умеренный уровень демографического развития и развитый рынок труда. Регион имеет высокую численность населения, которая по оценке региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 4223,0 тыс. человек, однако за отчетный год численность снизилась на 0,4% на фоне естественный убыли населения, опережающей миграционный прирост. Безработица в регионе находится на рекордно низком уровне: по итогам 2023 года, по оценке региона, безработица составила 2,4%, снизившись на 1,1 п. п. относительно уровня 2022 года.
Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал, по оценке региона, в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 9,4% в действующих ценах и составил 592,6 млрд рублей. Позитивная динамика поддерживается преимущественно секторами обрабатывающих производств, в также транспортировки и хранения (на фоне вложений Екатеринбургского транспортного терминала). Отношение объема инвестиций к ВРП находится по-прежнему на низком уровне и за последние три года составило 15,8%, при этом инвестиционная привлекательность оценивается на умеренно высоком уровне.
Регион имеет сбалансированный бюджет. Объем доходов регионального бюджета, по предварительным данным, по итогам 2023 года составил 448,5 млрд рублей, из которых 89,0% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2023 году выросли на 30,6% к уровню 2022 года, что в том числе обусловлено ростом поступлений по налогу на прибыль организаций (в 1,6 раза), НДФЛ (+13,2%), акцизам (+9,9%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения налога (+6,4%), налогу на имущество организаций (+5,5%). Существенная динамика налога на прибыль организаций сложилась в связи с начислениями за 2022 год ввиду курсовых разниц, а также увеличением прибыльности предприятий металлургической и добывающей отраслей на фоне внутреннего спроса. Диверсифицированная налоговая база региона оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика, по оценкам региона, в 2023 году составила 6,0% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 18,9% налоговых доходов бюджета. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2023 году, по предварительным данным, снизились почти на треть относительно 2022 года, негативная динамика наблюдается по всем видам трансфертов.
Объем расходов бюджета в 2023 году, по предварительным данным, составил 397,4 млрд рублей, что на 5,9% выше уровня 2022 года. На долю расходов социального характера пришлось 63,7% расходов бюджета. В структуре расходов в денежном выражении в значительной степени выросли расходы на национальную экономику (в связи с выделением средств на пожаротушение, закупкой транспортного состава и др.), образование (на фоне реализации указов президента по наращиванию заработной платы) и ЖКХ (в связи со строительством станции водоподгонки в Нижнем Тагиле). На долю капитальных расходов в структуре расходов в 2023 году пришлось 9,1% совокупных расходов бюджета, что позитивно характеризует гибкость расходной части регионального бюджета.
Исполнение бюджета, по предварительным данным, по итогам 2023 года сложилось с профицитом в размере 51,1 млрд рублей или 12,8% от ННД. В 2024 году регион планирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 18,3 млрд рублей или 4,8% от ННД, который будет покрыт остатками средств на счетах и инфраструктурными бюджетными кредитами (далее – ИБК).
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. По данным региона, на 01.01.2024 долг составил 108,1 млрд рублей, что на 1,6% выше, чем на 01.01.2023 в связи с привлечением ИБК и специальных казначейских кредитов (далее – СКК). Долговая нагрузка на фоне роста ННД снизилась до 27,1% (без учета ИБК и СКК снизилась до 22,4%), что на 7,7 п. п. ниже предыдущей отчетной даты. Структура долга региона на 01.01.2024 представлена на 66,0% бюджетными кредитами и на 34,0% облигационными займами. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 0,9% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Свердловской области был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 22.08.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Свердловской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Свердловской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Свердловской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.