Москва, 28 декабря 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Чувашской Республики на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности региона обусловлен умерено сильным уровнем развития экономики при умеренно низком уровне демографического развития и развитом рынке труда с ограниченными ресурсами, сдержанным уровнем инвестиционного климата, высоким уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокий уровень ВРП на душу населения, высокая диверсификация налоговой базы, а также поддержка со стороны вышестоящего бюджета в связи с высокой долей дотаций и низкой долей налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета за последние 5 лет. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и низкий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП.
Чувашская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, торговля, деятельность по операциям с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители машиностроения, электрооборудования, химических веществ и пищевых продуктов. Сельское хозяйство региона специализируется на производстве зерна, картофелеводстве, овощеводстве, хмелеводстве, мясомолочном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве.
Обоснование рейтинга
Умерено сильный уровень развития экономики региона обусловлен невысокими размерными характеристиками ВРП при его позитивной динамике: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 553,4 млрд рублей, что на 5,1% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Основными драйверами роста региональной экономики в 2023 году стали промышленность (+30,7% г/г) и строительство (+17,2% г/г). Кроме того, позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост оборота розничной торговли (+12,1% г/г), объема платных услуг населению (+6,8% г/г) и сельского хозяйства (+0,5% г/г). За январь-октябрь текущего года отмечен прирост промышленного производства на 16,0% к соответствующему периоду прошлого года преимущественно за счет обрабатывающей сферы (+17,8% г/г). Кроме того, за десять месяцев текущего года отмечен прирост оборота розничной торговли (+12,0% г/г) и платных услуг населению (+5,2% г/г). По итогам 2024 года регион ожидает ВРП в размере 608,3 млрд рублей, что на 3,5% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах, в том числе прирост промышленного производства составит +17,2%.
ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 11,1% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 0,5 млн рублей. По итогам 2024 года ВРП на душу населения вырастет более чем на 10,5% в действующих ценах к уровню 2023 года.
Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 12,6% и составили 32,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) приросла на 4,5% до 12,4 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ за отчётный год составило 2,6, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По расчетам агентства, по итогам текущего года отношение среднедушевых денежных доходов населения к ВПМ составит 2,7 при прогнозируемом росте среднедушевых денежных доходов до 36,7 тыс. рублей и установленной ВПМ в размере 13,4 тыс. рублей.
Умеренно низкий уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. По данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1167,1 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 2,3% за счёт естественной и миграционной убыли населения. Безработица в регионе находится на низком уровне: по итогам 2023 года безработица составила 2,4%, снизившись на 0,8 п. п. относительно уровня 2022 года. В среднем за август-октябрь 2024 года безработица снизилась до 1,9%, по году регион ожидает значение безработицы на уровне 2,5%. В регионе наблюдается дефицит кадров, что ограничивает дальнейшее экономическое развитие республики.
Инвестиционный климат оценивается сдержанно. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 13,2% в сопоставимых ценах и составил 123,4 млрд рублей. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года находилось на низком уровне и составило 19,7%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. Инвестиционная привлекательность региона находится на умеренном высоком уровне. За девять месяцев 2024 года, согласно данным Росстата, инвестиции в основной капитал составили 62,7 млрд рублей и в сопоставимых ценах сократились на 19,5% к аналогичному периоду 2023 года, в том числе сокращение произошло в сферах «транспортировка и хранение» (снижение более чем в 2,5 раза), «деятельность по операциям с недвижимым имуществом» (-3,8% г/г), «торговля оптовая и розничная» (-1,5% г/г). По итогам текущего года объем инвестиций в основной капитал ожидается регионом в размере 131,0 млрд рублей, однако, учитывая негативную динамику за девять месяцев, фактические данные по объему инвестиций могут оказаться ниже.
Сбалансированность регионального бюджета оценивается на высоком уровне. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2023 года увеличился на 13,6% и составил 94,1 млрд рублей за счёт увеличения поступлений по налоговым и неналоговым доходам (далее – ННД) на 25,4%. В структуре доходов 58,5% приходилось на ННД, при этом доля дотаций из федерального бюджета в структуре доходов приросла на 0,8 п. п. и составила 19,3%. Межбюджетные трансферты в 2023 году снизились на 1,5% к уровню 2022 года. За одиннадцать месяцев текущего года ННД приросли на 23,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 60,1 млрд рублей. Наибольший прирост в налоговых доходах наблюдался по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+31,2% из-за увеличения налогооблагаемой базы и увеличения перечислений отдельными налогоплательщиками), НДФЛ (+27,7% в связи с введением опережающего зачисления налога в региональные бюджеты, а также увеличения фонда оплаты труда и полученных дивидендов) и налогу на прибыль организаций (+15,1% в связи с увеличением сумм ежемесячных авансовых платежей в январе-октябре 2024 года по отдельным налогоплательщикам). Безвозмездные поступления из федерального бюджета по состоянию на 01.12.2024 снизились на 4,6% относительно аналогичного периода прошлого года за счёт сокращения поступлений по субсидиям (-12,0% из-за передачи части полномочий Социальному фонду России и уменьшения субсидий на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования) и иным межбюджетным трансфертам (-63,1% в связи с переводом части иных межбюджетных трансфертов в субсидии). При этом поступления по дотациям увеличились на 10,2% г/г. за счёт прироста по дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности. По итогам текущего года регион ожидает увеличение доходов на 10,3% за счёт прироста ННД на 15,7%, в итоге доля ННД в доходах бюджета увеличится до 61,3%. Диверсифицированная налоговая база региона оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2023 году составила 2,6% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 17,7% налоговых доходов бюджета.
Объем расходов бюджета в 2023 году составил 95,0 млрд рублей, что на 18,1% выше уровня 2022 года. Капитальные расходы выросли в 2023 году в 1,4 раза, на их долю в структуре совокупных расходов бюджета в 2023 году пришлось 18,8%, при этом за последние три года капрасходы более чем на 50% были профинансированы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, что ограничивает гибкость расходной части бюджета. По состоянию на 01.12.2024 расходы регионального бюджета увеличились на 11,5% относительно аналогичного значения прошлого года и составили 83,4 млрд рублей. Удельный вес расходов социальной направленности вырос на 1,3 п. п. и составил 68,1%, что связано со значительным ростом расходов на образование (+4,9 млрд рублей в основном за счёт роста расходов на создание объектов образования в рамках заключенных концессионных соглашений) и социальную политику (+1,7 млрд рублей). По итогам 2024 года регион прогнозирует прирост расходов на 15,3% к уровню 2023 года до 109,5 млрд рублей, в том числе капитальные расходы вырастут на 23,5%.
По итогам 2023 года региональный бюджет исполнен с дефицитом 0,9 млрд рублей или 1,6% от ННД, который был покрыт за счет инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК), специальных казначейских кредитов (далее – СКК) и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. Исполнение бюджета региона по итогам 2024 года планируется с дефицитом в сумме 5,7 млрд рублей или 8,9% от ННД, который будет покрыт за счет остатков средств на счетах, ИБК и банковских кредитов.
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. Долг региона на 01.01.2024 увеличился в 1,7 раза и составил 17,3 млрд рублей в связи с привлечением в отчётном году ИБК, СКК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов, а также увеличения гарантийных обязательств. Долговая нагрузка на 01.01.2024 составляла, по расчетам агентства, 31,4% (23,0% за исключением ИБК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов и СКК). В структуре долга наибольший удельный вес занимали бюджетные кредиты – 76,6%, доля государственных гарантий составляла 23,4%. По итогам текущего года регион ожидает увеличение объёма долговых обязательств на 4,6% до 18,1 млрд рублей в связи с привлечением ИБК и кредитов коммерческих банков на частичное покрытие дефицита, в результате чего доля банковских кредитов в структуре долга составит 7,2%, а доли бюджетных кредитов и гарантийных обязательств снизятся до 70,7% и 22,1% соответственно. Долговая нагрузка по состоянию на 01.01.2025 за счёт роста ННД снизится на 3,0 п. п. и составит 28,4% (без учета ИБК, СКК – 21,6%). Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 0,1% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, по итогам 2024 года показатель прогнозируется регионом на уровне 0,2% от ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Средняя доля дотаций в доходах бюджета региона за последние 5 лет находится в пределах 20-25%, а доля налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета за 5 лет составила менее 55%, что обуславливает выставление умеренного фактора поддержки со стороны вышестоящего бюджета.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruА-
Оценка внешнего влияния: + 1 ступень к ОСК
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Чувашской Республики был впервые опубликован 18.06.2014. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 18.07.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Чувашской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Чувашской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Чувашской Республике дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Чувашская Республика |
Глава региона | Олег Алексеевич Николаев |
Основные отрасли экономики региона | Обрабатывающие производства, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, торговля оптовая и розничная |
Площадь | 18,3 тыс. кв. км. |
Численность населения | 1167,1 тыс. человек (на 01.01.24) |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 77.4 | 82.8 | 94.1 | 103.8 |
темпы прироста | 10.2% | 7.0% | 13.6% | 10.3% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 76.5 | 80.4 | 95.0 | 109.5 |
темпы прироста | 10.1% | 5.1% | 18.1% | 15.3% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 36.3 | 43.9 | 55.0 | 63.7 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | 2.4 | 5.4 | -1.6 | -8.9 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Долг, млрд руб. | 8.0 | 10.6 | 17.3 | 18.1 |
темпы прироста | -10.5% | 33.2% | 62.7% | 4.6% |
Отношение долга к ННД, % | 21.9 | 24.2 | 31.4 | 28.4 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Чувашская Республика
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 399.9 | 501.5 | 553.4 | 608.3 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 102.6 | 103.7 | 105.1 | 103.5 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 336.2 | 425.5 | 473.0 | 522.8 |
темпы прироста | 16.6% | 26.6% | 11.1% | 10.5% |
Уровень безработицы, % | 4.8 | 3.2 | 2.4 | 2.5 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Численность населения, тыс.чел. | 1183.9 | 1173.2 | 1167.1 | 1160.2 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Чувашская Республика
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за девять месяцев 2024 годаИнвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциямиМиграция населения в 2024 году: потоки ослабеваютРегиональные бюджеты – 2023: с запасом прочностиЭкономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru