Москва, 3 апреля 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Ульяновской области до уровня ruBBB, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruBBB- со стабильным прогнозом.
Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой ряда экономических и бюджетных показателей в 2023 году. Наблюдается рост реального ВРП и ВРП на душу населения, отношения среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума. Улучшилась бюджетная автономия и снизилась долговая нагрузка.
Рейтинг кредитоспособности Ульяновской области (далее – регион, область) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, умеренным уровнем демографического развития и развитым рынком труда, умеренно низким уровнем инвестиционного климата, а также комфортным уровнем сбалансированности бюджета и долговой нагрузки. Давление на рейтинговую оценку оказывают невысокий уровень доходов населения по отношению к величине прожиточного минимума и уровень инвестиций в основной капитал к ВРП, а также негативная динамика населения; положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения и низкая безработица.
Ульяновская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует почти четверть ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, автомобилестроение, авиастроение. Область является одним из первых пилотных регионов Национальной технической инициативы.
Обоснование рейтинга
Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен умеренными размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 633,8 млрд рублей, что на 3,5% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+11,9% к уровню 2022 года), оборота розничной торговли (+4,5%) и объема строительных работ (+16,6%). Наиболее позитивное влияние в структуре промышленного производства оказывает развитие обрабатывающих производств (+14,5%), включая производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (в 1,9 раза), производство текстильных изделий (+66,4%), производство компьютеров, оптических изделий (+46,0%). ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос более чем на 8% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 0,5 млн рублей. По итогам 2024 года регион ожидает ВРП в размере 673,7 млрд рублей, что на 2,5% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах.
Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 2,6, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году выросли к уровню 2022 года на 13,8% и составили 35,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 3,3% до 12,8 тыс. рублей.
Умеренный уровень демографического развития и развитый рынок труда. По предварительным данным Росстата, численность населения региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1173,3 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 2,8% на фоне естественный и миграционной убыли населения. Безработица в регионе находится на рекордно низком уровне: по итогам 2023 года безработица составила 2,8%, снизившись на 1,4 п. п. относительно уровня 2022 года. По итогам 2024 года регион ожидает, что безработица не превысит 3,2%.
Инвестиционный климат оценивается на умеренно низком уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 2,3% в сопоставимых ценах и составил 120,8 млрд рублей. Позитивная динамика инвестиций поддерживается, в том числе благодаря активной передаче активов отдельных иностранных компаний, покинувших регион, отечественным собственникам, которые перезапускают и расширяют производство. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 19,1%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку.
Сбалансированность регионального бюджета оценивается на комфортном уровне. Объем доходов регионального бюджета по итогам 2023 года составил 93,9 млрд рублей, из которых 75,8% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2023 году выросли на 20,9% к уровню 2022 года, в том числе наиболее позитивную динамику показали налог на прибыль организаций (+45,9) и НДФЛ (+16,7%), при этом по налогу на имущество организаций из-за зачета переплаты на ЕНП наблюдалось снижение поступлений на 8,5%. Рост поступлений по налогу на прибыль организаций обеспечили предприятия обрабатывающих производств (включая производства пищевых продуктов), финансовой и страховой деятельности, а также профессиональной, научной и технической деятельности. По НДФЛ рост поступлений сложился за счёт увеличения фонда оплаты труда и среднемесячной заработной платы работников по полному кругу организаций. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на сдержанном уровне: доля крупнейшего налогоплательщика, по оценкам региона, в 2023 году составила 13,1% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 31,9% налоговых доходов бюджета. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2023 году снизились более чем на 20% относительно 2022 года, негативная динамика наблюдается по всем видам трансфертов. По итогам 2024 года доля ННД в доходах увеличится до 78,8% в связи с прогнозируемым регионом ростом объема ННД на 5,9% к уровню 2023 года.
Объем расходов бюджета в 2023 году составил 97,7 млрд рублей, что на 5,3% выше уровня 2022 года. На долю расходов социального характера пришлось 58,2% расходов бюджета, что на 4,5 п. п. ниже уровня 2022 года в связи сокращением расходов по всем ключевым направлениям социального блока (социальную политику, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт), за исключением образования. В структуре расходов наибольший рост в абсолютном выражении сложился по расходам на национальную экономику (+3,9 млрд рублей, в результате увеличениям расходов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений), образование (+1,0 млрд рублей, на фоне увеличения расходов на оплату труда отдельных категорий работников областных и муниципальных образовательных учреждений) и ЖКХ (+1,0 млрд рублей, в связи с увеличением финансирования развития соответствующей инфраструктуры). На долю капитальных расходов в структуре расходов в 2023 году пришлось 8,6% совокупных расходов бюджета, что позитивно характеризует гибкость расходной части регионального бюджета. По итогам 2024 года регион ожидает увеличения объема капитальных расходов, что приведет к росту доли капитальных расходов до 10,4% совокупных расходов.
Исполнение бюджета по итогам 2023 года сложилось с дефицитом в размере 3,8 млрд рублей или 5,3% от ННД, за вычетом остатков средств на счетах на его финансирование, инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств дефицит составил 0,7 млрд рублей или 1,1% от ННД, который был профинансирован за счет выпуска облигационных займов. В 2024 году регион планирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 1,7 млрд рублей или 2,3% от ННД, за вычетом ИБК и остатков средств на счетах, направленных на его финансирование, дефицит бюджета составит 0,3 млрд рублей (0,4% от ННД), который будет покрыт за счет привлечения рыночных займов.
Долговая нагрузка региона находится на комфортном уровне. Долг региона на 01.01.2024 составил 50,0 млрд рублей, что на 6,1% выше, чем на 01.01.2023 в связи с привлечением ИБК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств и выпуском облигаций. Долговая нагрузка на фоне роста ННД снизилась до 70,3% (без учета ИБК и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств снизилась до 65,0%), что на 9,9 п. п. ниже предыдущей отчетной даты. По итогам 2024 года регион ожидает рост долга до 51,1 млрд рублей в результате привлечения рыночного долга на финансирование дефицита и ИБК, при этом долговая нагрузка на фоне прогнозируемого увеличения поступлений ННД снизится до 67,8% от ННД (до 64,3% без учета ИБК). Структура долга региона на 01.01.2024 представлена на 54,3% бюджетными кредитами, на 36,6% облигационными займами и на 9,1% банковскими кредитами. Расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 2,1% от ННД, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку, по итогам 2024 года показатель прогнозируется регионом на уровне 4,0% от ННД. График погашения обязательств оценивается на умеренном уровне, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2024 составляет порядка 24%, в течение 13–24 месяцев – порядка 19%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Ульяновской области был впервые опубликован 18.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 31.10.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ульяновской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ульяновской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ульяновской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.