Москва, 18 сентября 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Магаданской области на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.
Магаданская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь территории региона составляет 462,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Магадан. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая в последние годы превышает половину ВРП региона. Магаданская область входит в число крупнейших регионов страны по потенциальным ресурсам минерального сырья. К основным экономически значимым видам минерального сырья, прежде всего, относятся запасы благородных и цветных металлов, углеводородов. Область является одним из крупнейших золотодобывающих регионов, а также обеспечивает основной объем добычи серебра страны.
Регион характеризуется низкими размерными характеристиками, объем ВРП за 2022 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 304,6 млрд рублей. Позитивное влияние на динамику ВРП по итогам отчетного года оказал небольшой рост промышленного производства (+0,2%) и оборота розничной торговли (+0,1%). За январь-июль текущего года индекс физического объема промышленного производства составил 89,3%, спад которого был обусловлено преимущественно негативной динамикой в добыче полезных ископаемых из-за снижения добычи золота и серебра в соответствии с плановыми показателями на предприятиях. По итогам 2023 года регион ожидает объем ВРП в размере 320,9 млрд рублей.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 2,3 млн рублей, что преимущественно обусловлено низкой численностью населения. Низкая численность населения и ее отрицательная динамика оказывают негативное влияние на рейтинговую оценку: по данным на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) численность населения региона с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 год составила 134,3 тыс. человек, что на 1,2% ниже аналогичной даты предыдущего года. Поддержку оценке оказывают высокий уровень среднедушевых денежных доходов населения и низкий уровень безработицы. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 3,7. Указанные доходы в 2022 году увеличились на 15,7% до 93,7 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 14,8%, до 24,2 тыс. рублей. Безработица в регионе находится на низком уровне, в 2022 году безработица составила 4,1%, что на 0,8 п. п. ниже уровня 2021 года, за май-июль 2023 года безработица составила 3,4%. По итогам 2023 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне 3,7%.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года показал рост на 4,9% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах и составил 89,6 млрд рублей. За первое полугодие 2023 года относительно аналогичного периода 2022 года инвестиции выросли на 14,7% в сопоставимых ценах, что обусловлено проведением работ на Усть-Среднеканской ГЭС, началом активного строительства социальных объектов и аэровокзального комплекса аэропорта Магадан. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 23,4%, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года регионом ожидается рост инвестиций в основной капитал до 94,0 млрд рублей.
Регион имеет умеренно высокую бюджетную автономию: в 2022 году доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 67,1%, что на 1,7 п. п. выше уровня 2021 года в связи с опережающим снижением объема межбюджетных трансфертов (-9,3%) относительно снижения ННД (-6,1%). Диверсификация налоговой базы региона оценивается сдержанно: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 12,0% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 50,0% налоговых доходов областного бюджета. За семь месяцев 2023 года ННД выросли на 3,7% к аналогичному периоду 2022 года, рост был поддержан позитивной динамикой по НДФЛ (+6,5%), акцизам (+4,3%), налогу на имущество организаций (в 1,5 раза), налогу на добычу полезных ископаемых (+13,7%). Вместе с тем снижение поступлений наблюдалось по налогу на прибыль организаций (-16,3%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (-5,7%). Существенный прирост поступлений по налогу на имущество организаций связан с введением новых мощностей Усть–Среднеканской ГЭС, ПАО «Магаданэнерго», а также вводом в эксплуатацию 2-й очереди фабрики на месторождении «Павлик». Снижение поступлений по налогу на прибыль вызвано рядом причин, включая сокращением реализованного объема драгметаллов, приостановкой реализации флотоконцентрата из-за временных логистических проблем, задержкой зачисления налога одним из крупнейших налогоплательщиков региона. На снижении поступлений по УСН сказалась негативная динамика доходов преимущественно организаций и предпринимателей, осуществляющих грузоперевозки, а также оптовую и розничную торговую деятельность. Межбюджетные трансферты за семь месяцев текущего года выросли на 21,0%, что обусловлено увеличением поступлений дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов. По данным региона, по итогам 2023 года прогнозируется рост ННД почти на четверть, что в том числе обусловлено ожидаемой отдачей от вновь введенных мощностей организаций ТЭК и недропользователей. Вместе с тем оперативные бюджетные данные на 28.08.2023 по налогу на прибыль организаций по исполнению (менее 40% планового годового объема) и динамике (-27,9% к аналогичному периоду 2022 года) вызывают опасения относительно прогнозных значений ННД региона на 2023 год.
Расходы бюджета выросли в 2022 году на 1,8% и составили 52,1 млрд рублей, из которых 29,0 млрд рублей (55,4% совокупных расходов) было направлено на финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. На капитальные расходы, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 19,1% от суммарных расходов бюджета, что характеризует гибкость расходной части бюджета региона на высоком уровне. За семь месяцев 2023 года расходы бюджета увеличились на 5,6% к аналогичному периоду 2022 года. Наибольший рост в денежном выражении наблюдался по расходам на ЖКХ (+2,2 млрд рублей), общегосударственные вопросы (+0,8 млрд рублей) и социальную политику (+0,7 млрд рублей). Прирост расходов на ЖКХ обусловлен возмещением ПАО «РусГидро» недополученных доходов в связи с доведением тарифа на электроэнергию до среднероссийского уровня, а также наличием расходов на переселение граждан из аварийного жилья, на общегосударственные расходы – проведением предвыборной кампании и изменением подведомственности отдельных учреждений бюджетной сферы, на социальную политику – оказанием дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Вместе с тем, по расходам на национальную экономику и здравоохранение наблюдалось сокращение. По итогам 2023 года ожидается рост расходов областного бюджета на 4,8%.
По итогам 2022 года региональный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 4,7 млрд рублей или 14,9% ННД, за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита (далее – ИБК) и остатков средств на его финансирование дефицит составил 11,8% ННД. Согласно предоставленным данным, исполнение бюджета региона в текущем году ожидается с дефицитом в размере 0,4 млрд рублей или 1,1% ННД, который полностью будет покрыт за счет остатков средств на счетах.
На 01.01.2023 долг региона составил 18,0 млрд рублей, что в 1,5 раза выше, чем на 01.01.2022, который на 77,1% состоял из бюджетных кредитов, и на 17,3% и 5,6% из банковских кредитов и облигационных займов соответственно. Долговая нагрузка сложилась на уровне 56,6%, что на 20,6 п. п. выше предыдущей отчетной даты в связи с привлечением ИБК, бюджетных кредитов на замещение рыночного долга муниципальных образований, а также привлечение банковских кредитов и облигационных займов на финансирование дефицита бюджета (без учета ИБК долговая нагрузка составила 53,9%).
По итогам 2023 года ожидается рост долга на 0,5% за счет привлечения бюджетного кредита на опережающее развитие. В начале 2023 года регион доразместил облигации в объеме 1 млрд рублей и до конца года планирует выпустить облигации еще на сумму 2,0 млрд рублей на замещение долговых обязательств, в результате чего банковские кредиты будут погашены практически полностью. Также до конца года возможно будет заключено соглашение на привлечение специального казначейского кредита, который в настоящее время не учитывается в прогнозе долга на 01.01.2024. Структура долга на 01.01.2024 соответствующим образом трансформируется: доля облигационных обязательств увеличится до 22,1%, доля банковских кредитов снизится до 0,7%, а вклад бюджетных кредитов составит 77,2%. Долговая нагрузка снизится до 44,8%, что обусловлено прежде всего ожидаемым ростом ННД и погашением части бюджетных кредитов (без учета ИБК и бюджетного кредита на опережающее развитие снизится до 41,9%). Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования в связи с тем, что долговой портфель преимущественно состоял из бюджетных кредитов: расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 1,1% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 47,4 млрд рублей, объем расходов – 52,1 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Магаданской области был впервые опубликован 11.04.2022. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 27.03.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Магаданской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Магаданской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Магаданской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.