Рейтинговые действия, 11.09.2023

«Эксперт РА» выразил независимое мнение о продолжении соответствия облигаций ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» принципам социальных облигаций.

Москва, 11 сентября 2023 г.

В соответствии с методологией выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что выпуски облигаций Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное общество проектного финансирования «Инфраструктурные облигации» (далее - Облигации) от 23.09.2021 (рег. номер 4-01-00598-R-001P), 23.12.2021 (рег. номер 4-02-00598-R-001P), 18.10.2022 (рег. номер 4-03-00598-R-001P), 21.12.2022 (рег. номер 4-04-00598-R-001P), 26.05.2023 (рег. номер 4-05-00598-R-001P) продолжают соответствовать принципам социальных облигаций (SBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA).

Выпуски Облигаций полностью соответствуют четырем базовым критериям Принципов социальных облигаций, а именно:

  1. Использование средств;
  2. Процесс оценки и отбора проектов;
  3. Управление средствами;
  4. Отчетность.

Для формирования независимого заключения ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» (далее – Компания, Эмитент, СОПФ) предоставило всю необходимую информацию. В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.

Компанией представлены документы, устанавливающие подходы к оценке и отбору проектов, одобрению финансирования, управлению средствами, подготовке отчетности в рамках «социального» финансирования.     

ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации» является эмитентом облигаций на рынке долгового капитала. Привлеченные средства от размещения Облигаций направляются на финансирование строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры. Механизмы и правила отбора проектов раскрыты в опубликованной Концепции социальных облигаций на сайте Эмитента.

Параметры выпусков:

Тип ценной бумаги облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации 4-01-00598-R-001P от 03.06.2021
ISIN RU000A103RD6
Объем эмиссии 10 млрд руб.
Дата начала размещения 23.09.2021
Дата погашения 15.11.2024
Тип ценной бумаги облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации 4-02-00598-R-001P от 02.12.2021
ISIN RU000A104AQ2
Объем эмиссии 10 млрд руб.
Дата начала размещения 23.12.2021
Дата погашения 15.11.2023
Тип ценной бумаги облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации 4-03-00598-R-001P от 02.12.2021
ISIN RU000A105B03
Объем эмиссии 15 млрд руб.
Дата начала размещения 18.10.2022
Дата погашения 15.11.2025
Тип ценной бумаги облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации 4-04-00598-R-001P от 01.12.2022
ISIN RU000A105LY0
Объем эмиссии 10 млрд руб.
Дата начала размещения 21.12.2022
Дата погашения 15.11.2026
Тип ценной бумаги облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав
Регистрационный номер выпуска и дата его регистрации 4-05-00598-R-001P от 27.04.2023
ISIN RU000A1068T7
Объем эмиссии 15 млрд руб.
Дата начала размещения 26.05.2023
Дата погашения 15.05.2026

Обоснование мнения

Использование средств. Правительство Российской Федерации (далее – Правительство) постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2459 утвердило правила финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования (далее – Программа). Для реализации Программы было создано ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации». Основным предметом деятельности Компании является выпуск облигаций, средства от размещения которых направляются на финансирование строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры (далее – Проекты) или наёмных домов через выдачу займов застройщикам, концессионерам и частным партнерам, дочерним обществам субъектов РФ, в т.ч. с последующей выдачей займов региональным застройщикам. Цели финансируемых Проектов – строительство (проектирование, реконструкция) социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для обеспечения жилищного строительства или развития общегородской среды, а также строительство наемных домов.

Функции единоличного исполнительного органа (генерального директора) выполняет управляющая организация - Общество с ограниченной ответственностью «ДОМ.РФ Управление активами».

Основными задачами Программы являются:

  • Доступность. Достижение целевых показателей государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
  • Развитие. Обеспечение экономического роста региона и привлечение средств широкого круга частных инвесторов;
  • Поддержка. Увеличение темпов строительства жилья.

Виды объектов инфраструктуры, которые могут финансироваться в рамках Программы:

  1. Учреждения среднего и дошкольного образования;
  2. Медицинские учреждения;
  3. Наемные дома;
  4. Объекты дорожно-транспортной инфраструктуры, в т.ч. с приобретением транспортных средств общего пользования;
  5. Объекты культуры, спорта и иные объекты социально-культурного назначения или социального обслуживания населения;
  6. Сети инженерно-технического обеспечения;
  7. Общегородские объекты жилищно-коммунального хозяйства, гидротехнические сооружения;
  8. Объекты газо-, тепло- и электроснабжения, и электроэнергетики;
  9. Объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений;
  10. Общественные пространства (включая городские парковки);
  11. Объекты информационных технологий.

Эмитент подтвердил целевое использование привлеченных средств от размещения Облигаций за отчетные периоды – 2021 год, 2022 год и 6 месяцев 2023 года. За указанный период Компания, согласно установленному порядку, отобрала следующие Проекты:

  1. Строительство школы и детского сада для обеспечения строительства микрорайона «Белый хутор», Челябинская область, с объемом займа 1,4 млрд руб. Проектом предусматривается строительство социальной инфраструктуры (строительство школы на 1 100 мест и детского сада на 278 мест). Сроки реализации проекта 2021 - 2036 гг., находится на стадии строительства.
  2. Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения строительства микрорайона «Белый хутор», Челябинская область, с объемом займа 0,4 млрд руб. Проектом предусматривается строительство инженерной инфраструктуры и внутриквартальных дорог протяженностью 0,4 км. Сроки реализации проекта 2021 - 2029 гг., находится на инвестиционной фазе.
  3. Микрорайон «Новая Тула», Тульская область, с объемом займа 2,0 млрд руб. Проектом предусматривается строительство инженерной инфраструктуры и внутриквартальных дорог протяженностью 25,7 км. Сроки реализации проекта 2021 - 2031 гг., находится на стадии ввода в эксплуатацию.
  4. Микрорайон «Новая Тула», Тульская область, с объемом займа 1,7 млрд руб. Проектом предусматривается строительство социальной инфраструктуры (строительство школы на 1 100 мест, 2 детских сада на 480 мест). Сроки реализации проекта 2021 – 2033 гг., находится на стадии ввода в эксплуатацию.
  5. Строительств инженерной инфраструктуры для обеспечения строительства жилого комплекса в районе аэропорта Плеханово в Тюменской области, с объемом займа 0,7 млрд руб. Проектом предусматривается строительство инженерной инфраструктуры и транспортной инфраструктуры (внутриквартальные дороги 1,2 км; магистральные дороги 1,4 км). Сроки реализации проекта 2021 - 2025 гг., находится на стадии строительства.
  6. Проект в районе проспекта Надежды Плевицкой, Курская область, с объемом займа 0,4 млрд руб. Проектом предусматривается строительство детского сада на 280 мест. Сроки реализации проекта 2022 - 2023 гг., на стадии строительства.
  7. Строительство дорожной инфраструктуры в Сахалинской области г. Южно-Сахалинск, с объемом займа 6,8 млрд руб. Проектом предусматривается строительство дорожной инфраструктуры (улицы и дороги местного значения в жилой застройке II категории, протяженностью не менее 3400 м и не более 6320 м). Сроки реализации проекта 2022 – 2051 гг., находится на стадии строительства.
  8. Создание объектов по передаче и распределению электроэнергии на площадке «УЮН» г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, с объемом займа 2,5 млрд руб. Проектом предусматривается строительство объектов электроснабжения. Сроки реализации проекта 2021 – 2041 гг., находится на стадии строительства.
  9. Строительство школы и детского сада в рамках застройки микрорайона № 17 в г. Губкинский, Ямало-Ненецкий автономный округ, с объемом займа 2,4 млрд руб. Проектом предусматривается строительство школы на 400 мест и детского сада на 240 мест. Сроки реализации проекта 2021 - 2032 гг., в настоящее время на стадии проектирования.
  10. Строительство централизованной системы водоснабжения и водоотведения г. Магадана с объемом займа 2,3 млрд руб. Сроки реализации проекта - 2022 - 2038 гг., находится на стадии строительства.
  11. Строительство социальной инфраструктуры в рамках ЖК «Квартал Звездный» в г. Якутске с объемом займа 2,7 млрд руб. Проектом предусматривается возведение школы на 990 мест и поликлиники на 600 посещений в смену. Сроки реализации проекта 2022 - 2036 гг., в настоящее время на стадии проектирования.
  12. Строительство объектов спорта в рамках ЖК «Гороховое поле» в г. Магадане с объемом займа 2,9 млрд руб. Проектом запланировано строительство спортивно - оздоровительного комплекса с плавательным бассейном с общей вместимостью около 750 чел. и лыжного стадиона с общей вместимостью около 600 чел. Срок реализации проекта - 2022 - 2035 гг., находится на стадии строительства.
  13. Строительство объекта социального обслуживания граждан в рамках ЖК «Гороховое поле» в г. Магадане с объемом займа 2,1 млрд руб. Проектом предусмотрено строительство многопрофильного центра реабилитации на 50 мест. Срок реализации проекта - 2022 - 2035 гг., находится на стадии строительства.
  14. Строительство объектов образования в рамках ЖК «Гороховое поле» в г. Магадане с объемом займа 10,6 млрд руб. Проектом предполагается строительство общеобразовательной школы на 1 000 мест; образовательного центра на 657 мест для учащихся дошкольного и школьного возраста, а также людей с ограниченными возможностями; образовательного центра для одаренных детей и молодёжи на 200 мест. Срок реализации проекта - 2022 - 2035 гг., находится на стадии строительства.
  15. Строительство детского сада на 340 мест на территории микрорайона «Гороховое поле» в г. Магадане с объемом займа 1,6 млрд руб. Срок реализации проекта - 2022 - 2035 гг., находится на стадии строительства.
  16. Строительство объекта спорта в рамках ЖК «Гороховое поле» в г. Магадане с объемом займа 2,5 млрд руб. Проектом предусмотрено строительство всесезонного трамплинного комплекса для подготовки спортивного резерва, предназначенного для оказания услуг тренировочного процесса, а также межрегиональных соревнований (общее количество зрителей – 250 человек; общее количество спортсменов – 60 человек). Срок реализации проекта 2022 - 2035 гг., находится на стадии строительства.
  17. Строительство сетей и сооружений объектов водоснабжения и водоотведения на территории «Забелье» в г. Уфе с объемом займа 8,4 млрд руб. Сроки реализации проекта 2022 - 2037 гг., находится на стадии строительства.
  18. Строительство обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу в составе международного транспортного маршрута «Европа - Западный Китай» с объемом займа 24,2 млрд руб. Проектом предусматривается строительство автомобильной дороги категория IБ, полос движения - 4 шт., протяженность - 99,3 км (в том числе мост через реку Волга - 3,7 км). Сроки реализации проекта 2019 г. –2039 г., на стадии строительства.
  19. Строительство инженерной инфраструктуры в г. Нижний Новгород с объемом займа 1,44 млрд руб. Сроки реализации проекта 2022 - 2025 гг., в настоящее время на стадии проектирования.
  20. Строительство школы на 1 100 мест на ул. Н. Сотникова в г. Новосибирске, Новосибирская область с объемом займа 0,47 млрд руб. Срок реализации проекта 2022 - 2035 гг., находится на стадии строительства.
  21. Строительство школы на 1 100 мест на ул. Пролетарская в г. Новосибирске, Новосибирская область с объемом займа 0,47 млрд руб. Срок реализации проекта 2022 - 2035 гг., находится на стадии строительства.
  22. Строительство школы на 1 100 мест на ул. В. Шевелева в г. Новосибирске, Новосибирская область с объемом финансирования 0,44 млрд руб. Срок реализации проекта 2022 - 2035 гг., находится на стадии строительства.
  23. Строительство школы на 1 100 мест на ул. Спортивная в г. Новосибирске, Новосибирская область с объемом займа 0,43 млрд руб. Срок реализации проекта 2022 - 2035 гг., находится на стадии строительства.
  24. Строительство школы на 825 мест на ул. Большая в г. Новосибирске, Новосибирская область с объемом займа 0,4 млрд руб. Срок реализации проекта 2022 - 2035 гг., находится на стадии строительства.
  25. Строительство школы на 550 мест на ул. Т. Снежиной в г. Новосибирске, Новосибирская область с объемом займа 0,3 млрд руб. Срок реализации проекта 2022 - 2035 гг., находится на стадии строительства.
  26. Строительство объектов инфраструктуры для ЖК «Яблоневые сады» г. Воронеж, Воронежская область с объемом займа 1,3 млрд руб. Проектом предусматривается строительство инженерной и дорожной инфраструктуры. Срок реализации проекта 2022 – 2030 гг., находится на стадии ввода в эксплуатацию.
  27. Строительство объектов инфраструктуры для ЖК «Яблоневые сады» г. Воронеж, Воронежская область с объемом займа 0,6 млрд руб. Проектом предусматривается строительство инженерной и дорожной инфраструктуры. Срок реализации проекта 2022 – 2025 гг., находится на стадии ввода в эксплуатацию.
  28. Строительство путепровода через Транссибирскую железную дорогу в поселке городского типа Новобурейский Амурской области с объемом займа 1,68 млрд руб. Срок реализации проекта 2022 – 2032 гг., находится на стадии строительства.
  29. Строительства детского сада на 240 мест и школы на 800 мест в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа с объемом займа 3,84 млрд руб. Срок реализации проекта 2022 – 2031 гг., находится на стадии строительства.
  30. Строительство объектов теплоснабжения в Кольчугинском районе Владимирской области с объёмом займа 2,7 млрд руб., реализация проекта определяется.
  31. Строительство инженерной инфраструктуры в г. Тюмень Тюменской области с объемом займа 0,8 млрд руб. Срок реализации проекта 2022 – 2028 гг., находится на стадии строительства.
  32. Строительство тепломагистрали ТМ-35 в г. Хабаровске Хабаровского края с объемом займа 2,2 млрд руб. Срок реализации проекта 2022 – 2043 гг., находится на стадии строительства.
  33. Строительство трамвайной сети в перспективной зоне жилой застройки муниципальных образований Купчино, Шушары, Славянка Пушкинского района г. Санкт-Петербурга с объемом займа 17,4 млрд руб. Срок реализации проекта 2019 – 2049 гг., находится на стадии строительства.
  34. Строительство объектов по передаче и распределению тепловой энергии на площадке «УЮН» г. Южно-Сахалинск Сахалинской области с объемом займа 1,5 млрд руб. Срок реализации проекта 2022 – 2035 гг., находится на стадии проектирования.
  35. Строительство завода по очистке сточных вод в г. Москве с объемом займа 8,0 млрд руб. Сроки реализации проекта 2022 – 2050 гг., находится на стадии проектирования.
  36. Строительство канализационного коллектора г. Пенза в перспективной зоне жилой застройки г. Пензы Пензенской области в объеме займа 0,3 млрд руб. Сроки реализации проекта 2023 – 2042 гг., находится на стадии проектирования.
  37. Строительство магистральных сетей в перспективной зоне жилой застройки в Мневниковской пойме в г. Москве в объеме займа 2,5 млрд руб. Сроки реализации проекта 2022 – 2025 гг., находится на стадии проектирования.
  38. Строительство и модернизация системы водоснабжения и водоотведения в г. Липецк Липецкой области (ОСК) с объемом займа 2,7 млрд руб. Сроки реализации проекта 2023 – 2042 гг., находится на стадии проектирования.
  39. Строительство и модернизация системы водоснабжения и водоотведения в г. Липецк Липецкой области (водоканал) с объемом займа 2,4 млрд руб. Сроки реализации проекта 2023 – 2042 гг., находится на стадии проектирования.
  40. Создание горнолыжного курорта на базе КШОР «Белая гора» г. Арсеньев Приморского края с объемом займа 6,7 млрд руб. Сроки реализации проекта 2023 – 2032 гг., находится на стадии проектирования.
  41. Реконструкция и строительство освещения городского округа Химки Московской области с объемом займа 0,5 млрд руб. Сроки реализации проекта 2023 – 2038 гг., находится на стадии проектирования.
  42. Строительство школы на 550 мест и детского сада на 240 мест в зоне перспективной жилой застройки в г. Тарко-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа с объемом займа 3,8 млрд руб. Сроки реализации проекта 2023 – 2031 гг., находится на стадии проектирования.

Общий объем займов по указанным Проектам составляет 388,4 млрд рублей, сумма одобренных займов - 138,4 млрд рублей. Объем финансирования за счет средств, привлеченных от размещения Облигаций, составил 33,1 млрд руб. на 30.06.2023 – в рамках 33 договоров займа по финансированию Проектов в 13 регионах Российской Федерации, заключенных Эмитентом за отчетный период.

Строительство объектов социальной инфраструктуры, в том числе медицинских и образовательных учреждений более чем на 14,72 тыс. мест и 600 посещений в смену, спортивных объектов, повышение качества и доступности инженерных сетей протяженностью более 829,8 км, развитие транспортной инфраструктуры

со строительством дорог протяженностью более 130 км, повышение привлекательности регионов и их экономический рост имеют положительный социальный эффект и улучшают качество жизни всех категорий граждан. За счет реализации запланированных Проектов более 685 тыс. семей улучшат свои условия проживания, механизм обеспечит инфраструктурой 34,3 млн кв. м. вводимого жилья.

Таким образом, утвержденная Программа основана на принципах партнерства государства и бизнеса в области устойчивого развития и подразумевает создание доступной базовой инфраструктуры, новых рабочих мест, обеспечение доступа к социально значимым услугам, а также общественно-экономическое развитие и расширение социально-экономических возможностей населения. Такое использование средств соответствует Принципам социальных облигаций.

Процесс оценки и отбора проектов. Отбор Проектов инфраструктурного финансирования осуществляется Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации (далее – Правительственная комиссия) или Межведомственной комиссией по отбору проектов при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Межведомственная комиссия). Одним из ключевых требований для отбора Проекта является целевое финансирование строительства транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, а также наличие экспертного заключения АО «ДОМ.РФ» о целесообразности реализации Проекта. Экспертиза Проекта проводится

АО «ДОМ.РФ», в т.ч. на основании ходатайства высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или его заместителя, на территории которого планируется реализация Проекта. Утвержден регламент проведения экспертиз проектов. Проводится полная экспертиза проекта в целях соблюдения соответствия Проектов критериям Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2459, в частности анализ правовых и финансовых рисков проектов, анализ финансовой модели, экономической эффективности. Компанией представлены документы о рассмотрении экспертных заключений, протоколы Межведомственной и Правительственной комиссий, решения АО «ДОМ.РФ» о согласии на предоставление СОПФ займов. Представленные документы подтверждают оценку и отбор каждого из 42 проектов в рамках «социального» финансирования. Процесс оценки и отбора Проектов отвечает Принципам социальных облигаций.

Управление средствами. Учредитель Эмитента утвердил Концепцию социальных облигаций, в которой описывается процесс управления средствами, полученных при размещении выпуска Облигаций. Схема финансирования предполагает создание специального юридического лица, СОПФ, которое является Эмитентом Облигаций. Такая схема финансирования подразумевает обособленность учета. На всех стадиях строительства ведется сопровождение одобренных Проектов, контроль целевого использования денежных средств, кредитный мониторинг и строительный контроль. Привлеченные средства от эмиссии Облигаций для финансирования инфраструктурных Проектов размещены на залоговом счете в рамках программы Облигаций, регистрационный номер 4-00598-R-001P от 01.04.2021 (с учетом изменений, зарегистрированных от 02.08.2021, 27.02.2023). По состоянию на 30.06.2023 заключено 33 договора займа на строительство объектов инфраструктуры в 13 регионах Российской Федерации. В рамках исполнения обязательств по договорам займа Эмитент направил денежные средства, привлеченные от размещения Облигаций, в объеме 33,1 млрд руб. Порядок выдачи и учета займов регламентирован внутренними документами, регулирующими проведение экспертиз, порядка выдачи и учета займов Компании. Информация о реализации Проектов раскрывается на официальном сайте Эмитента. Таким образом, управление средствами соответствует Принципам социальных облигаций.

Отчетность. Учредитель Эмитента утвердил Концепцию социальных облигаций, в которой описывается процесс раскрытия информации об использовании денежных средств и ходе исполнения Проектов. Согласно принципам Концепции информация о Проектах и использовании денежных средств раскрывается на корпоративном сайте СОПФ, и содержит тип Проектов с информацией о возводимой инфраструктуре и социальном эффекте, срок и ход реализации, объем финансирования, в т.ч. за счет эквивалента привлеченных от размещения Облигаций средств, обеспечение выданных займов. Информация также направляется в расширенном формате в адрес Межведомственной комиссии и Правительственной комиссии на ежеквартальной основе. Дополнительно раскрывается информация в отношении достижения национальных целей развития Российской Федерации в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», закрепленных в паспорте федерального проекта «Инфраструктурное меню», по объему выпуска инфраструктурных облигаций. Таким образом, раскрытие информации отвечает Принципам социальных облигаций.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

При выражении независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам социальных облигаций (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 21.06.2023).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные, ООО «СОПФ «Инфраструктурные облигации», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам социальных облигаций (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими принципам социальных облигаций (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.

Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам социальных облигаций (second party opinion).