Рейтинговые действия, 04.09.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Калининградской области на уровне ruА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 4 сентября 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Калининградской области на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Калининградская область (далее – область, регион) – субъект Российской Федерации, расположенный в Северо-Западном федеральном округе, граничащий с Польшей и Литвой и не имеющий сухопутных границ с остальной частью страны. Площадь территории региона составляет 15,1 тыс. кв. км, административный центр – г. Калининград. Экономика региона является высокодиверсифицированной с упором на обрабатывающую промышленность, доля которой в ВРП за 2022 год, по оценке региона, составила 17,5%. Особенностью экономики области является то, что в ней действуют различные производства, связанные с географическим положением региона: янтарные производства, рыбная ловля, добыча полезных ископаемых.

Регион характеризуется умеренными размерными характеристиками: объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 695,2 млрд рублей или на 8,2% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах, что обусловлено снижением промышленного производства (-19,6%), оборота оптовой (-16,9%) и розничной (-3,7%) торговли. По итогам 2023 года регионом ожидается ВРП ниже уровня отчетного года на 2,1% в сопоставимых ценах. Снижение производства в промышленности продолжилось и в текущем году, за январь-июль индекс промышленного производства составил 88,5% к уровню аналогичного периода 2022 года, по всем отраслям, кроме «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений», наблюдается отрицательная динамика: «Добыча полезных ископаемых» (-8,2%), «Обрабатывающие производства» (-11,6%), «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» (-17,6%). Спад производства в обрабатывающей промышленности обусловлен уменьшением производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, текстильных изделий, обработки древесины и производства изделий из дерева и пробки, кроме мебели и др. По итогам 2023 года индекс промышленного производства регионом ожидается на уровне 102,1%.

Положительно оценивается уровень ВРП на душу населения, который по расчетам агентства по итогам 2022 года составил 673,9 тыс. рублей, что на 2,1% выше уровня 2021 года в действующих ценах. Область входит в число немногих регионов страны, где наблюдается прирост населения, который обусловлен миграционным притоком. На 01.01.2023 (далее – отчетная дата) численность населения увеличилась на 0,1% к уровню аналогичной даты прошлого года и с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года составила 1032,3 тыс. человек. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года сложилось на умеренно низком уровне и составило 2,5. Среднедушевые денежные доходы населения в 2022 году составили 34,2 тыс. рублей, увеличившись к уровню 2021 года на 6,7%, величина прожиточного минимума была установлена в размере 14,3 тыс. рублей, что на 18,8% выше значения 2021 года. По итогам текущего года прогнозируется рост доходов населения на 8,8% до 37,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 14,8 тыс. рублей с ростом год к году на 3,3%. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года снизился на 1,9 п. п. и составил 3,1%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. В среднем за апрель-июнь текущего года безработица составила 3,0%, по итогам 2023 года ожидается на уровне отчетного года.

Инвестиции в основной капитал по итогам 2022 года увеличились 20,2% в сопоставимых ценах и составили 140,5млрд рублей. Несмотря на рост инвестиционной активности в регионе, отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось на низком уровне – 18,4%, тем самым оказало давление на рейтинговую оценку. За первое полугодие текущего года инвестиции в основной капитал приросли на 42,9% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года и составили 76,7 млрд рублей. Высокий прирост инвестиций обусловлен реализацией ряда крупных проектов в сфере обрабатывающих производств в различных секторах машиностроения, инфраструктурных проектов в сфере транспорта и дорожного строительства. По итогам 2023 года инвестиции в основной капитал регионом прогнозируются на уровне 182,1 млрд рублей. На территории области действует особая экономическая зона, промышленные площадки, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Агентство отмечает умеренную зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2022 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета снизилась на 0,6 п. п. и составила 64,2% в связи с увеличением поступлений межбюджетных трансфертов на 28,7%. В целом доходы бюджета приросли на 25,2% по сравнению с 2021 годом, в том числе ННД на 24,1%. Для целей анализа кредитоспособности региона из расчета всех показателей были элиминированы трансферты на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов особой экономической зоны. В 2022 году объем указанных трансфертов сократился к уровню 2021 года на 67,0% и составил 13,3 млрд рублей, что обусловлено существенным сокращением производства крупнейшими промышленными компаниями из-за действия введенных санкций, разрывом логистических цепочек поставок комплектующих. Диверсификация налоговой базы региона оценивалась на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 3,8% в налоговых доходах, на десять крупнейших налогоплательщиков приходилось 16,7% налоговых доходов. За первые семь месяцев текущего года ННД увеличились на 7,3% к аналогичному периоду отчетного года, в том числе налоговые доходы 8,4%. В структуре налоговых доходов положительная динамика наблюдалась по всем бюджетообразующим налогам, наибольшая сложилась по налогу на имущество организаций (в 1,4 раза), налогу на прибыль организаций (+7,1%), НДФЛ (+6,2%) и акцизам (+5,9%). Положительная динамика поступлений по налогу на имущество организаций обусловлена изменением количества объектов налогообложения, динамики налоговой базы, в том числе за счет изменений условий амортизации основных средств. По итогам 2023 года, в соответствии с законом о бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, регион ожидает ННД в размере 65,9 млрд рублей, что практически соответствует уровню 2022 года.

Расходы региона в 2022 году выросли на 34,9% по сравнению с 2021 годом и составили 104,2 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2022 году было направлено 53,5 млрд рублей, что выше 2021 года на 13,3%. Капитальные расходы в 2022 году приросли на 22,3% по сравнению с 2021 годом, на их долю пришлось 14,4% всех расходов региона, что поддержало гибкость бюджета. За январь-июль 2023 года расходы бюджета увеличились на 24,0% относительно аналогичного периода 2022 года, социальные расходы – на 24,3%. Наибольший рост расходов наблюдается на национальную экономику (в 1,3 раза) (за вычетом транзитных трансфертов), ЖКХ (+13,6%), образование (+25,6%) и здравоохранение (в 1,5 раза). По национальной экономике увеличение расходов связано с реализацией крупных проектов с сфере дорожно-транспортного, водного хозяйств, ЖКХ – в основном в связи с ускоренным завершением региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, образованию – с индексацией заработной платы работников дошкольных, общеобразовательных и дополнительного образования учреждений и здравоохранению – с приобретением медицинского оборудования, лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также с увеличением заработной платы медицинских работников санаторно-оздоровительных учреждений. По итогам 2023 года регион планирует расходы (за вычетом транзитных трансфертов) в размере 111,9 млрд рублей, в том числе капитальные расходы на уровне 25,9 млрд рублей с ростом к уровню отчетного года в 1,7 раза, что обусловлено строительством объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, а также реализацией проектов, финансирование которых осуществляется за счет средств инфраструктурного бюджетного кредита (далее – ИБК).

В 2022 году бюджет региона исполнен с дефицитом 1,6 млрд рублей или 2,5% ННД, который был покрыт в основном за счет бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. В соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, исполнение бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 18,2 млрд рублей или 27,6% ННД. Без учета задействования остатков средств на счетах региона и инфраструктурного бюджетного кредита дефицит прогнозируется на уровне 6,5 млрд рублей или 9,9% ННД, который будет покрыт за счет коммерческих заимствований.

По итогам 2022 года долг региона увеличился на 21,7% и составил 27,2 млрд рублей, при этом долговая нагрузка снизилась до 39,0% (без учета ИБК) за счет роста поступлений по ННД. Увеличение долга в основном связано с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. Несмотря на рост долга, долговая нагрузка осталась на низком уровне и не оказывает давления на рейтинговую оценку. В 2023 году прогнозируется рост долга на 28,1% до 34,8 млрд рублей в связи с получением очередного транша бюджетного инфраструктурного кредита, а также необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита бюджета, долговая нагрузка составит 48,1% (без учета ИБК). Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 70,5%, облигационные займы формировали 12,9% всех обязательств, банковские кредиты – 11,0%, государственные гарантии – 5,6%. По итогам 2023 года ожидается изменение структуры долга, бюджетные кредиты все также будут занимать лидирующую позицию с долей более 58%, на втором месте будут банковские кредиты, их доля составит порядка 21%, облигационные займы – более 17% и на долю гарантийных обязательств придется 3% от общего объема долгового портфеля. Доля короткого долга с 01.07.2023 составляет 3,7% совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 6,7%. Эффективное управление долгом, а также преобладание в долговом портфеле бюджетного долга в отчетном году способствовало низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД на 01.01.2023 составило 0,5%, что положительно повлияло на рейтинговую оценку. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 1,0%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета по итогам 2022 года, составил 115,9 млрд рублей, объем расходов бюджета – 117,5 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Калининградской области был впервые опубликован 17.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 14.03.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/previous (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Калининградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Калининградской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Калининградской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023