Москва, 30 ноября 2023 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности г. Москве на уровне ruААА, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности г. Москвы обусловлен высоким уровнем развития экономики и умеренно высоким уровнем инвестиционной привлекательности, высоким уровнем демографического развития и развитым рынком труда, сбалансированным исполнением бюджета и низкой долговой нагрузкой. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывают высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, диверсификация налоговой базы, а также высокие значения ряда социально-экономических показателей.
Город Москва (далее – город, Москва) – город федерального значения и столица Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Москва является крупнейшей городской агломерацией и финансово-экономическим центром страны. В городе расположены крупнейшие коммерческие и кредитно-финансовые предприятия, представительства крупных российских и зарубежных организаций. На долю города приходится порядка 20% ВРП всех российских регионов. Экономика города высоко диверсифицирована, ключевые отрасли – оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, а также профессиональная, научная и техническая деятельность.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики города обусловлен высокими размерными характеристиками: объём ВРП в 2022 году (далее – отчетный год), по оценке города, составил 27,2 трлн рублей, что на 1,7% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Негативная динамика ВРП Москвы была обусловлена сжатием потребительского спроса на фоне всплеска инфляции и снижения реальных доходов населения, сокращением оборота оптовой и розничной торговли и связанных секторов (транспортировка и хранение), при этом динамика промышленного производства оставалась в положительной зоне. Экономические индикаторы за январь-сентябрь 2023 года к аналогичному периоду предыдущего года свидетельствуют о восстановлении активности в текущем году: оборот розничной торговли вырос в сопоставимых ценах на 3,0%, объем платных услуг населению – на 9,5%, объем строительных работ – на 10,6%, объем промышленного производства – на 13,2%. В части промышленного производства основную роль играет обрабатывающий сектор, большинство подотраслей которого показывает позитивную динамику в текущем году, включая производство автомобилей и автокомпонент. По итогам 2023 года городом ожидается рост ВРП на 3,0% в сопоставимых ценах, который будет поддержан всеми ключевыми отраслями экономики. ВРП на душу населения по итогам 2022 года, по расчетам агентства, составил 2,1 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.
Доходы населения города находятся на высоком уровне: среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 4,7. Среднедушевые денежные доходы населения за 2022 год сложились на уровне 95,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума в отчетном году была установлена в размере 20,6 тыс. рублей. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы населения ожидаются в размере 105,4 тыс. рублей, при установленной величине прожиточного минимума 21,7 тыс. рублей.
Высокий уровень демографического развития и развитый рынок труда. Город имеет высокую численность населения, которая по данным на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года составила 13 104,2 тыс. человек, что на 0,7% выше аналогичной даты предыдущего года. Позитивная динамика численности населения обусловлена миграционным приростом, при этом, по оценке города, прогнозируемый рост численности по итогам 2023 года будет также поддержан естественным приростом. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года находился на низком уровне и составил 2,2%, что на 0,4 п. п. ниже уровня 2021 года. В текущем году за июль-сентябрь 2023 года безработица составила 1,7%, по итогам года значение данного показателя городом ожидается на уровне 1,9%.
Инвестиционный климат находится на умеренно высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года показал рост на 2,2% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах и составил 5,9 трлн рублей. За первое полугодие 2023 года относительно аналогичного периода 2022 года инвестиции выросли на 5,0% в сопоставимых ценах. Среди отраслей наибольшую долю занимают инвестиции в профессиональной, научной и технической деятельности, ИТ и связи, финансах и страховании, транспортировке и хранении, операциях с недвижимым имуществом (суммарно – 71,6 % от общего объема инвестиций по крупным и средним организациям). Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 20,3%. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития города Москвы на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (в базовом варианте) оценочный объем инвестиций в основной капитал по итогам 2023 года составляет 6,9 трлн рублей, что на 7,5% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Отмеченный рост связан с существенным увеличением финансирования Адресной инвестиционной программы и мероприятий развития в 2023 году.
Исполнение бюджета города является сбалансированным, доходы бюджета имеют исключительно низкую зависимость от межбюджетных трансфертов. Объем доходов бюджета города по итогам 2022 года составил 3,7 трлн рублей, из которых 97,4% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), что соответствует высокому уровню бюджетной автономии. В структуре налоговых доходов бюджета города в 2022 году преобладали поступления по НДФЛ (50,7%), на втором месте по значимости находился налог на прибыль организаций (32,6%), на третьем – налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (5,9%). Диверсификация налоговой базы города оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 2,1% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 6,6% налоговых доходов бюджета. За десять месяцев 2023 года ННД выросли на 15,3% к аналогичному периоду 2022 года, положительная динамика наблюдалась по всем бюджетообразующим налогам, при этом наибольший рост сложился по налогу на прибыль организаций (+33,3%). Увеличение налога на прибыль организаций в текущем году связано с восстановлением экономики города, выплатой авансовых платежей, отменой института консолидированных групп налогоплательщиков. Безвозмездные поступления в бюджет города снизились за январь-октябрь 2023 года на 1,6% относительно аналогичного периода 2022 года, в том числе снижение по межбюджетным трансфертам составило 26,1%. По итогам 2023 года ожидается рост ННД на 12,6% к уровню 2022 года до 4,0 трлн рублей, доля ННД в доходах увеличится до 99,2%.
Расходы бюджета города выросли в 2022 году на 4,5% к уровню 2021 года и составили 3,6 трлн рублей, из которых 52,9% расходов приходилось на социальный блок (расходы в рамках государственных программ «Социальная поддержка семей», «Образование», «Здравоохранение», «Развитие культурно-туристической среды», а также частично «Жилище» и «Развитие цифровой среды и инноваций»). На долю капитальных расходов, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 18,0% от суммарных расходов бюджета, что характеризует гибкость расходной части бюджета города на высоком уровне. В текущем году доля капитальных расходов сохранится на уровне 2022 года. За десять месяцев 2023 года расходы бюджета увеличились на 16,0% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. В структуре расходов наибольший рост в абсолютном выражении сложился по расходам на ЖКХ (+191,9 млрд рублей), общегосударственные вопросы (+66,1 млрд рублей) и национальную безопасность (+45,5 млрд рублей), при этом сокращение расходов наблюдалось на здравоохранение (-17,8 млрд рублей) и охрану окружающей среды (-8,5 млрд рублей). Прирост расходов на ЖКХ обусловлен планом реализации программы города по реновации жилья, на общегосударственные вопросы – реализацией мероприятий поддержки других регионов, на национальную безопасность – реализацией программы «Безопасный город». Сокращение расходов на здравоохранение связано со снижением финансирования ковидных мероприятий, на охрану окружающей среды – с завершением проведения отдельных мероприятий. По итогам 2023 года городом ожидается рост расходов бюджета на 20,0% относительно 2022 года, в том числе расходы капитального характера вырастут на 19,0%.
В 2022 году бюджет города был исполнен с профицитом. Исполнение бюджета в 2023 году планируется с дефицитом в размере 275,6 млрд рублей или 6,9% ННД, за вычетом инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) и остатков средств на счетах на его финансирование исполнение бюджета будет бездефицитным.
Город имеет низкую долговую нагрузку. На 01.01.2023 долг города составил 156,0 млрд рублей, что на 7,2% выше, чем на 01.01.2022, который состоял на 74,0% из облигационных займов и на 26,0% из бюджетных кредитов. Долговая нагрузка составила 4,4% (без учета ИБК – 3,2%). По итогам 2023 года ожидается рост долга на 26,4% в основном за счет привлечения ИБК, в результате чего доля бюджетных кредитов в структуре долга увеличится до 41,2%, а доля облигационных займов снизится до 58,8%. Долговая нагрузка составит 4,9% (без учета ИБК – 2,9%), риски рефинансирования в среднесрочной перспективе минимальны. Город характеризуется низкой стоимостью фондирования: расходы на обслуживание долга в 2022 году составили 0,3% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 0,2%. Город имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
-
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг г. Москвы был впервые опубликован 11.03.2004. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.04.2013.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов города Москвы, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Москвы принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев оказывало г. Москве дополнительные услуги.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.