Москва, 16 ноября 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Нижегородской области на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Нижегородская область (далее – область, регион) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 76,6 тыс. кв. км, административный центр – г. Нижний Новгород. Регион является одним из крупнейших индустриальных центров России и характеризуется диверсифицированной экономикой с акцентом на обрабатывающие производства. В структуре обрабатывающих производств основное место занимают производство автотранспортных средств, химических веществ, пищевых продуктов, готовых металлических изделий, металлургия и нефтепереработка. Кроме того, существенную долю в структуре экономики занимает оптовая и розничная торговля и операции с недвижимым имуществом.
Регион характеризуется высокими размерными параметрами: объем ВРП за 2022 год (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 2,1 трлн рублей, что примерно соответствует уровню предыдущего года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП оказали рост объема строительных работ (+29,1%), платных услуг населению (+3,0%), транспортировка и хранение (+2,6%), а также прирост промышленного производства (+1,3%). За 9 месяцев текущего года промышленный сектор региона продемонстрировал устойчивый рост – индекс промышленного производства составил 109,9% относительно аналогичного периоду прошлого года. Поддержку ему оказывает обрабатывающая промышленность (+10,1%), которая обусловлена увеличением производства нефтепродуктов, химического производства, производства автотранспортных средств, а также производства в отраслях, ориентированных на оборонно-промышленный комплекс и импортозамещение. По итогам 2023 года регионом ожидается объем ВРП в размере 2,3 трлн рублей с ростом к уровню отчетного года на 5,0% в сопоставимых ценах. Основным драйвером экономического роста будет выступать промышленность – индекс промышленного производства регионом ожидается на уровне 107,0% к уровню 2022 года.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 675,4 тыс. рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Численность населения региона с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, составила 3081,8 тыс. человек на 01.01.2023 (далее – отчетная дата), что на 0,9% ниже значения аналогичной даты предыдущего года. Основной причиной снижения показателя является естественная убыль населения. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 3,3, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2022 году увеличились на 15,2% до 43,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 20,8% до 13,1 тыс. рублей. По итогам 2023 года среднедушевые доходы населения ожидаются на уровне 47,5 тыс. рублей при установленном прожиточном минимуме 13,5 тыс. рублей. Уровень безработицы (по методологии МОТ) в 2022 году составил 4,1%, что на 0,1 п. п. ниже значения 2021 года. За июль-сентябрь текущего года показатель сложился на уровне 1,5%, по итогам 2023 года ожидается не выше 2,3%.
Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году вырос по сравнению с 2021 годом на 0,9% в сопоставимых ценах и составил 462,1 млрд рублей. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 21,8%. За первое полугодие 2023 года инвестиции в основной капитал увеличились на 19,2% в сопоставимых ценах и составили 212,6 млрд рублей. Значительный рост капиталовложений обусловлен, прежде всего, инвестиционной активностью в обрабатывающих производствах: в металлургическом производстве, производстве компьютеров, электронных и оптических изделий, в производстве автотранспортных средств, готовых металлических изделий. По итогам 2023 года, в соответствии с прогнозом социально экономического развития региона на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, объем инвестиций в основной капитал ожидается в размере 506,6 млрд рублей.
Регион характеризуется высоким уровнем бюджетной автономии: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета в 2022 году составила 76,4%, что на 3,6 п. п. выше уровня 2021 года в связи с ростом ННД на 20,4% при снижении объема межбюджетных трансфертов на 5,7% к предыдущему году. В структуре налоговых доходов рост сложился по всем бюджетообразующим налогам. Диверсификация налоговой базы региона оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 3,9% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 19,8% налоговых доходов регионального бюджета. По итогам 9 месяцев текущего года ННД приросли на 27,2% к аналогичному периоду прошлого года. Положительная динамика наблюдалась по всем бюджетообразующим налогам, наибольший прирост сложился по налогу на прибыль организаций (в 1,5 раза) и НДФЛ (+18,0%). Значительный прирост по налогу на прибыль организаций произошел в основном за счет увеличения прибыли на промышленных предприятиях, в IT-компаниях, а также в банковском секторе, по НДФЛ – за счет увеличения фонда оплаты труда в организациях региона. Межбюджетные трансферты за 9 месяцев увеличились на 6,5%, в том числе дотации увеличились в 1,5 раза, субсидии – в 1,3 раза, перечисление которых осуществляется опережающими темпами, при этом по субвенциям и иным межбюджетным трансфертам наблюдалось снижение на 29,0% и 48,5% соответственно. В соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов, по итогам текущего года регионом ожидается увеличение доходов на 3,3%, в том числе по ННД на 7,0%, при этом межбюджетные трансферты снизятся на 7,5%.
Расходы бюджета выросли в 2022 году на 24,8% и составили 301,1 млрд рублей, из которых 169,9 млрд рублей (56,4% совокупных расходов) было направлено на финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. Гибкость расходной части бюджета региона оказала позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 15,3%. За 9 месяцев 2023 года расходы бюджета увеличились на 12,7% к аналогичному периоду прошлого года, наибольший прирост расходов пришелся на национальную экономику (в 1,4 раза) и образование (+17,0%). Увеличение расходов на национальную экономику обусловлено набором темпов строительства особо крупных капиталоемких объектов, включая реализацию проекта по созданию, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования, увеличением расходов на капитальный ремонт гидротехнических сооружений и др.; на образование – увеличением заработной платы отдельных категорий работников, доведением заработной платы до минимального размера оплаты труда, индексацией расходов на оплату коммунальных услуг и др. По итогам 2023 года регионом ожидается увеличение расходов на 11,3%, при этом по капитальным расходам ожидается снижение на 19,0%, что связано с высокой базой 2022 года, когда была получена основная сумма инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК).
По итогам 2022 года бюджет региона сложился с дефицитом 9,3% ННД. Источниками покрытия бюджетного дефицита являлись инфраструктурные бюджетные кредиты и остатки денежных средств на счетах. Исполнение бюджета в 2023 году планируется с дефицитом в размере 44,7 млрд рублей или 19,5% ННД. За вычетом остатков средств на счетах региона, инфраструктурного бюджетного кредита, специального казначейского кредита (далее – СКК) и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов дефицит ожидается в размере 4,4 млрд рублей или 1,9% ННД, который будет покрыт за счет коммерческих заимствований.
Долговая нагрузка региона на 01.01.2023 находилась на умеренном уровне: совокупный объём долгового портфеля составил 132,9 млрд рублей, что на 27,1% выше, чем на 01.01.2022, долговая нагрузка увеличилась на 3,3 п. п. до 61,9% (за вычетом ИБК долговая нагрузка снизалась на 5,5 п. п. и составила 52,6% за счет увеличения поступлений по ННД). Рост долга обусловлен привлечением бюджетных кредитов на замещение рыночного долга муниципальных образований и инфраструктурных бюджетных кредитов. По итогам текущего года ожидается увеличение долга региона на 15,5% в связи с привлечением бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов, на опережающее финансирование расходов, СКК, привлечением коммерческих заимствований на финансирование прогнозируемого дефицита бюджета, а также увеличением гарантийных обязательств, что повлечет за собой увеличение долговой нагрузки на 4,9 п. п. до 66,8% (за вычетом ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка ожидается на уровне 52,1%). Долговой портфель на отчётную дату был сформирован из бюджетных кредитов (68,6%), облигационных займов (31,2%) и гарантийных обязательств (0,2%). По итогам 2023 года структура долгового портфеля претерпит изменения: доли бюджетных кредитов и облигационных займов уменьшатся и будут составлять 67,5% и 28,0% соответственно, банковские кредиты будут формировать 3,0%, гарантийные обязательства – 1,5%. Расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 1,9% от ННД, что оказало умеренно положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года данный показатель ожидается на уровне 1,7%. Доля короткого долга с 01.10.2023 составляет 17,1% от совокупного долга региона, в течение следующих 13–24 месяцев – 7,2%, что оказывает умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета региона по итогам 2022 года составил 281,2 млрд рублей, объем расходов бюджета – 301,1 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Нижегородской области был впервые опубликован 05.02.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 25.05.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Нижегородской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Нижегородской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Нижегородской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.