Рейтинговые действия, 19.07.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Татарстан на уровне ruAAA

Москва, 19 июля 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан на уровне ruAAA, прогноз по рейтингу стабильный.

Республика Татарстан (далее – субъект, регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 68 тыс. кв. км, административный центр – г. Казань. Регион обладает большими сырьевыми ресурсами и входит в число лидеров среди субъектов РФ по добыче нефти. Крупнейшим нефтяным месторождением республики и Волго-Уральской провинции является Ромашкинское месторождение, разрабатываемое ПАО «Татнефть». Помимо нефтедобычи к ведущим отраслям промышленности региона относятся машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, а также легкая и пищевая промышленность.

Регион имеет высокие размерные экономические параметры: объем ВРП за 2022 год (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 3,9 трлн рублей, что на 6% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. Динамика промышленного производства соответствовала динамике ВРП – индекс промышленного производства составил 106,1%, также наблюдалось увеличение строительства (+20,4%) и производства продукции сельского хозяйства (+25,9%). За январь-май индекс физического объема промышленного производства составил 102,5%, рост которого был поддержан всеми подотраслями, за исключением водоснабжения; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (-26,0%). В соответствии с данными прогноза социально-экономического развития региона на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов объем ВРП по итогам 2023 года ожидается на уровне 2022 года.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 1,0 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Позитивное влияние на рейтинговую оценку также оказывают позитивная динамика численности населения, высокий уровень среднедушевых доходов и низкий уровень безработицы.  Численность населения региона с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, достигла 4001,9 тыс. человек на 01.01.2023 (далее – отчетная дата), что на 1,9 тыс. человек выше значения аналогичной даты предыдущего года. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 3,8. Указанные доходы в 2022 году увеличились на 13,2% до 44,9 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 18,9%, до 11,8 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы в 2022 году опустился до 2,3%, что на 0,3 п. п. ниже уровня 2021 года. По итогам 2023 года регионом ожидается безработица на уровне не выше 3,0%.

Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года показал рост на 10,5% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах и составил 0,9 трлн рублей. За первый квартал 2023 года относительно аналогичного периода 2022 года инвестиции выросли на 9,5% в сопоставимых ценах, значительная часть инвестиций пришлась на обрабатывающие производства (29,2% от общего объема). Несмотря на отмеченный рост инвестиций, отношение их объема к ВРП за последние три года составило лишь 22,0%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.

Регион имеет высокую бюджетную автономию: в 2022 году доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 81,0%, что на 2,1 п. п. выше уровня 2021 года в связи с опережающим ростом ННД на 30,8% при росте объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 14,3%. За первые пять месяцев 2023 года ННД выросли на 3,0% к аналогичному периоду 2022 года, рост был поддержан позитивной динамикой по НДФЛ (+5,8%), акцизам (+0,6%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+12,8%), налогу на имущество организаций (+29,6%), при этом по поступлениям налога на прибыль организаций наблюдалось снижение (-6,2%). Диверсификация налоговой базы региона оказывает умеренно негативное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 19,2% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 37,5% налоговых доходов регионального бюджета. Межбюджетные трансферты за первые пять месяцев 2023 года выросли в 2,1 раза, что обусловлено в основном увеличением поступлений субсидий и иных межбюджетных трансфертов. По данным региона, по итогам 2023 года регионом прогнозируется снижение ННД на 17,2%, которое связывается в основном с ожидаемой негативной динамикой по налогу на прибыль организаций на фоне введения экономических и финансовых санкций.

Расходы бюджета выросли в 2022 году на 34,8% и составили 463,2 млрд рублей, из которых 215,5 млрд рублей (46,5% совокупных расходов) было направлено на финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. В структуре расходов также высокую долю занимали расходы на национальную экономику (32,4%) и ЖКХ (7,9%). На капитальные расходы, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 19,3% от суммарных расходов бюджета, что характеризует гибкость расходной части бюджета региона на высоком уровне. За первые пять месяцев 2023 года расходы бюджета увеличились на 12,0% к аналогичному периоду 2022 года, по итогам года ожидается снижение расходов на 10,2%.

По итогам 2022 года бюджет региона сложился с дефицитом 2,9% ННД, при этом источником покрытия бюджетного дефицита являлись только инфраструктурные бюджетные кредиты (далее - ИБК). Исполнение бюджета в 2023 году планируется с дефицитом в размере 45,4 млрд рублей или 15,0% ННД. Без учета бюджетного кредит на опережающее финансирование, который планируется привлечь до конца 2023 года, а также остатков средств на счетах, за счет которых прогнозируется покрыть часть прогнозируемого дефицита, исполнение регионального бюджета будет бездефицитным.

На 01.01.2023 долг региона составил 103,5 млрд рублей, что на 7,1% выше, чем на 01.01.2022, который состоял на 95,2% из бюджетных кредитов и на 4,8% из гарантийных обязательств. Долговая нагрузка (без учета ИБК) сложилась на уровне 24,3%. По итогам 2023 года ожидается рост долга на 15,1% за счет привлечения бюджетного кредита на опережающее финансирование и увеличения гарантийных обязательств (из-за переоценки стоимости валюты), долговая нагрузка (без учета ИБК и бюджетного кредита на опережающее финансирование) в том числе на фоне ожидаемого снижения ННД вырастет до 29,6%, но по-прежнему останется на комфортном уровне. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования: расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 0,1% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 452,7 млрд рублей, объем расходов – 463,2 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Татарстан был впервые опубликован 11.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 25.01.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Татарстан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Татарстан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Татарстан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024