Рейтинговые действия, 14.07.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг города Красноярска на уровне ruА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 14 июля 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Красноярска на уровне ruА, прогноз по рейтингу позитивный.

Красноярск (далее – город, муниципалитет) является административным центром Красноярского края, входящего в десятку крупнейших регионов по объему ВРП. Город является крупным транспортно-логистическим центром с развитой местной экономикой. Металлургия является одной из значимых отраслей экономики города и представлена в основном алюминиевой промышленностью. Развитие металлургического производства осуществляется в рамках стратегии развития металлургических предприятий АО «РУСАЛ Красноярск», ООО «КраМЗ», ОАО «Красцветмет».

Город характеризуется высокими размерными характеристиками – по итогам 2022 года (далее – отчетный год) объем отгруженных товаров и выполненных работ (за исключением субъектов малого предпринимательства), по данным муниципалитета, составил 859,7 млрд рублей, что ниже уровня 2021 года на 0,8% в действующих ценах. В структуре совокупных отгруженных товаров и услуг в 2022 году металлургическое производство формировало 30,7%. Представленная умеренная концентрация повышает подверженность экономики города рискам волатильности на международных рынках сырьевых товаров. Для города характерна высокая численность населения, которая за последний год увеличилась на 0,3% и на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года составила 1,2 млн человек, средняя заработная плата по крупным и средним организациям за 2022 год составила 73,5 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы в 2022 году увеличился на 0,02% и составил 0,47%, что положительно отразилось на рейтинговой оценке.

Объем инвестиций в основной капитал за 2022 год составил 122,7 млрд рублей, что на 17,1% выше уровня 2021 года в действующих ценах. Несмотря на положительную динамику, отношение инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и услуг собственными силами организаций за последние три года сложилось на низком уровне и составило 13,6%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года инвестиции в основной капитал городом ожидаются на уровне 137,3 млрд рублей.

Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов городского бюджета по итогам 2022 года составила 52,0%, что на 1,2 п. п. ниже уровня 2021 года в связи с увеличением поступлений межбюджетных трансфертов на 18,2%. В целом доходы бюджета выросли на 15,4% по сравнению с 2021 годом, в том числе ННД на 12,7% и превысили бюджетные назначения на 2,3%.Наибольший рост поступлений относительно 2021 года сложился по таким налогам, как НДФЛ (+16,8%), акцизы (в 2,4 раза) и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+25,1%). Диверсификация налоговой базы города оценивается на высоком уровне: в отчетном году на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 11,6% налоговых доходов, а на долю самого крупного налогоплательщика из их числа – 4,6% налоговых доходов. За первые пять месяцев текущего года поступления по ННД увеличились на 0,2% к аналогичному периоду 2022 года и были поддержаны поступлениями по НДФЛ (+5,7%), акцизам (+6,1%) и УСН (+18,3%), при этом поступления по налогу на прибыль организаций и налогам на имущество сократились на 16,8%, и 24,9% соответственно. По итогам 2023 года муниципалитет ожидает увеличение поступлений по ННД на 7,5% к уровню 2022 года до 29,1 млрд рублей.

Расходы городского бюджета в отчетном году увеличились на 22,3% по сравнению с 2021 годом и сложились на уровне 51,3 млрд рублей. В структуре расходов муниципалитета преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, культуры, физкультуры и спорта в 2022 году направлено 32,4 млрд рублей, что сформировало 63,2% всех расходов города. Увеличение расходов городского бюджета обусловлено ростом расходов по национальной экономике (+21,8%), жилищно-коммунальному хозяйству (+30,6%), социальной политике (в 1,4%) и пр. Капитальные расходы в 2022 году выросли в 1,7 раза по сравнению с 2021 годом, на их долю пришлось 18,5% всех расходов муниципалитета, что поддержало гибкость бюджета и оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Высокий прирост капитальных расходов обусловлен строительством и реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры, общеобразовательных учреждений, а также увеличением расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и пр. За январь-май текущего года расходы бюджета выросли на 14,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 17,0 млрд рублей, в том числе социальные расходы приросли на 21,4% и составили 12,9 млрд рублей. Наибольший прирост наблюдается по расходам на образование (+26,2%) в связи с увеличением количества строящихся (реконструируемых) объектов и индексацией заработной платы работников бюджетной сферы с 01.07.2022. По итогам текущего года город ожидает объем расходов на уровне 55,5 млрд рублей, что выше уровня 2022 года на 8,2%, при этом капитальные расходы снизятся на 13,3%, что в основном обусловлено уменьшением средств, направляемых в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» в связи с реализацией её завершающих этапов.

С 2020 года городской бюджет исполняется с профицитом, что оказывает поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2022 года профицит бюджета составил 0,8 млрд рублей или 2,9% ННД. По итогам 2023 года исполнение бюджета ожидается с дефицитом 0,9 млрд рублей или 3,1% ННД, который будет покрыт за счет остатков денежных средств на начало года.

Долговая нагрузка города оценивается на низком уровне: по итогам 2022 года долг муниципалитета сократился на 17,1% и на 01.01.2023 составил 6,6 млрд рублей, долговая нагрузка снизилась на 8,7 п. п. до 24,2%, в том числе в связи с ростом ННД. По итогам текущего года совокупный долг ожидается на прежнем уровне, долговая нагрузка снизится на 1,7 п. п. до 22,5% в связи с прогнозируемым ростом поступлений по ННД. На 01.01.2023 долговой портфель был представлен преимущественно банковскими кредитами, на их долю пришлось 65,6%, облигационные займы формировали 34,4%. По итогам 2023 года соотношение обязательств изменится, облигационные займы выйдут на первое место и будут формировать 70,2% от общего объема долга, доля банковских кредитов составит 29,8%. На горизонте 12 месяцев с 01.07.2023 доля долга, подлежащего погашению, составляет 79,9%, что оказывает давление на рейтинговую оценку. Пик погашения долга придется на 4 квартал 2023 года в связи погашением основного долга по ряду банковских кредитов и казначейского кредита на общую сумму 3,9 млрд рублей. Сокращение долговых обязательств в 2022 году способствовало снижению расходов на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД по итогам прошлого года снизилось на 0,9 п. п. по сравнению с 2021 годом и составило 1,5%, что положительно повлияло на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года данный показатель ожидается на уровне 2,3%. Муниципалитет имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, доступа к казначейским кредитам и открытым кредитным линиям.

Объем доходов бюджета по итогам 2022 года составил 52,1 млрд рублей, объем расходов бюджета – 51,3 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг города Красноярска был впервые опубликован 21.02.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.01.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов администрации города Красноярска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация города Красноярска принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало г. Красноярску дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023