Москва, 3 февраля 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ненецкого автономного округа на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.
Ненецкий автономный округ (далее – округ, регион) является отдельным субъектом РФ, при этом входит в состав Архангельской области и расположен в Северо-Западном федеральном округе. Площадь территории региона составляет 176,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Нарьян-Мар. На территории региона расположена часть Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, округ входит в топ-5 регионов России по добыче нефти, а разведанные запасы нефти и газа региона в настоящее время имеют низкую степень выработанности. Экономика округа характеризуется высокой концентрацией на добыче полезных ископаемых, доля которой в ВРП за 2022 год, по предварительной оценке региона, составила 86,4%.
Социально-экономическое положение округа оценивается агентством сдержанно. Объем ВРП за 2022 год (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 516,7 млрд рублей, что на 6,6% выше уровня 2021 года в сопоставимых ценах. По итогам 2023 года регионом ожидается ВРП на уровне 477,3 млрд рублей. За январь-ноябрь 2022 года в регионе наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства составил 113,0% к соответствующему периоду 2021 года. По всем отраслям промышленности наблюдалась положительная динамика за исключением деятельности организаций по обеспечению водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов (-8,1%). По итогам 2022 года индекс промышленного производства регионом ожидается на уровне 110,7%.
Регион характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения и по значению данного показателя находится на первом месте среди субъектов РФ, что обусловлено низкой численностью населения. По расчетам агентства, в 2022 году данный показатель составил 11,6 млн рублей, увеличившись на 23,0% относительно уровня 2021 года в действующих ценах. Численность населения, по предварительным данным, за последние три года увеличилась на 1,1% и на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) составила 44,6 тыс. человек. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года сложилось на высоком уровне и составляет 3,8. Среднедушевые денежные доходы населения в 2022 году, по оценке региона, сложились на уровне 94,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 25,4 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года увеличился на 0, 7 п. п. и по предварительным данным региона составил 7,8%, что оказало давление на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года регионом ожидается рост безработицы до 8,0%.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года, по предварительным данным, составил 70,8 млрд рублей, что на 10,3% ниже, чем в 2021 году в сопоставимых ценах. Снижение показателя связано с долгосрочным характером перспективных инвестиционных проектов округа, которые предполагают длительный цикл реализации. Основные поступления инвестиций в основной капитал ожидаются после 2027–2028 годов (освоение Ванейвисского и Лаявожского участков недр в Ненецком автономном округе, строительство в Ненецком автономном округе газохимического комплекса по переработке природного газа на базе Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений, морской порт «Индига», обустройство Хаякинской группы месторождений и ввод в эксплуатацию). Среднее отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось на умеренном уровне и составило 20,2%. По итогам 2023 года объем инвестиций прогнозируется на уровне 74,2 млрд рублей.
Округ характеризуется высоким уровнем бюджетной обеспеченности, по итогам 2022 год, по предварительным данным, доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов окружного бюджета увеличилась на 5,7 п. п. к уровню 2021 года и составила 76,7%, что позитивно отразилось на рейтинговой оценке. За отчетный год доходы регионального бюджета выросли на 14,9% по сравнению с 2021 годом, в том числе ННД приросли на 24,1% и превысили бюджетные назначения на 6,7%, трансферты сократились на 8,3%. Положительная динамика наблюдалась как по налоговым (+10,8%), так и по неналоговым (в 1,4 раза) доходам. В структуре налоговых доходов наибольший рост сложился по налогу на прибыль организаций (+23,9%) в связи с ростом цен на нефть, а также увеличением объема добычи нефти, налогу на доходы физических лиц (+10,0%) – в результате увеличения сумм поступлений от основных налогоплательщиков, в связи с ростом ФОТ, а также премиальных выплат заработной палаты. По неналоговым доходам рост обусловлен увеличением поступлений по новому источнику в виде доходов от операций по управлению остатками на казначейских счетах, которые на отчетную дату составили 0,9 млрд рублей, что выше уровня аналогичной даты 2021 года в 7,9 раза. Кроме того, доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту «Харьягинское месторождение» относительно прошлого года увеличились на 34,7% в связи с ростом цены на нефть и увеличением объемов добычи нефти. Доходная часть бюджета округа по-прежнему была подвержена рискам в связи с высокой зависимостью от крупнейшего налогоплательщика, по итогам 2022 года на его долю приходилось 19,6% налоговых доходов бюджета региона, на долю 10 крупнейших налогоплательщиков пришлось 81,2%. По итогам 2023 года, в соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, регион ожидает уменьшение поступлений ННД до 19,9 млрд рублей или на 21,9% по сравнению с 2022 годом, что обусловлено снижением прогнозного объема добычи нефти и цены на нефть марки «Юралс» на фоне нестабильной геополитической и макроэкономической ситуации в стране.
Расходы региона в 2022 году, по оценке региона, увеличились на 7,2% по сравнению с 2021 годом и составили 28,6 млрд рублей. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено более 14,0 млрд рублей, что сформировало около 50,0% всех расходов бюджета. Доля социальных расходов в отчетном году увеличилась более чем на 2,5 п. п., что связано с ростом расходов на образование, физическую культуру и спорт. Доля капитальных расходов, по предварительным данным региона, по итогам 2022 года снизилась на 2,6 п. п. и составила 25,7%, несмотря на это гибкость расходов бюджета остается на высоком уровне и оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. В абсолютном выражении капитальные расходы по итогам отчетного года сложились в размере 7,4 млрд рублей, что на 2,8% ниже предыдущего года. Сокращение капитальных расходов обусловлено неравномерным поступлением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в рамках строительства автомобильной дороги «Нарьян-Мар – Усинск».
Исполнение бюджета по итогам 2022 года оценивается положительно, по предоставленным данным, региональный бюджет был исполнен с профицитом, который составил 4,7 млрд рублей или 18,5% ННД. В соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, исполнение бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 2,0 млрд рублей или 9,9% ННД, источниками покрытия которого будут являться банковские кредиты.
По состоянию на 01.01.2023 долговой портфель региона характеризовался низким уровнем долговой нагрузки. Объем совокупных долговых обязательств на отчетную дату увеличился на 8,1% и составил 0,9 млрд рублей, при этом долговая нагрузка снизилась на 0,5 п. п и составила 3,4%, что обусловлено ростом ННД. Увеличение долга связано с привлечением бюджетного кредита из федерального бюджета на замещение рыночных заимствований региона. По предоставленным данным, в 2023 году ожидается рост долга в 3,2 раза до 2,8 млрд рублей, долговая нагрузка увеличится до 13,9% ННД, при этом будет находиться на комфортном уровне и не будет оказывать давления на рейтинговую оценку. Рост долга обусловлен необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита бюджета. На 01.01.2023 в структуре долгового портфеля наибольшую долю занимают бюджетные кредиты – 53,8%, облигационные обязательства формируют 46,2%. По итогам 2023 года ожидается изменение в структуре долгового портфеля: доля банковских кредитов составит 76,0%, бюджетные кредиты будут формировать 16,8% от общего объема долгового портфеля и облигационные займы – 7,2%. График погашения обязательств оценивается на умеренном уровне, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.01.2023 составляет 23,1% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 23,1%. Небольшой объем долга в отчетном году способствовал низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД в 2022 году составило 0,2% ННД, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, открытые кредитные линии, а также доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета, по оценке региона, по итогам 2022 года составил 33,3 млрд рублей, объем расходов – 28,6 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Ненецкого автономного округа был впервые опубликован 25.09.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 12.08.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Ненецкого автономного округа принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ненецкому автономному округу дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.