Рейтинговые действия, 28.12.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Татарстан на уровне ruAAA

Москва, 28 декабря 2023 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан на уровне ruAAA, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан обусловлен сильным уровнем развития экономики и комфортным уровнем инвестиционной привлекательности, благоприятным уровнем демографического развития и развитым рынком труда, сбалансированным исполнением бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывают высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета.

Республика Татарстан (далее – субъект, регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 68 тыс. кв. км, административный центр – г. Казань. Регион обладает большими сырьевыми ресурсами и входит в число лидеров среди субъектов РФ по добыче нефти. Крупнейшим нефтяным месторождением республики и Волго-Уральской провинции является Ромашкинское месторождение, разрабатываемое ПАО «Татнефть». Помимо нефтедобычи к ведущим отраслям промышленности региона относятся машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, а также легкая и пищевая промышленность.

Обоснование рейтинга

Сильный уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками: объём ВРП в 2022 году (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 3,9 трлн рублей, что на 6,0% выше уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Рост ВРП поддержан динамикой промышленного производства (+6,7%), объема строительных работ (+20,4%) и сельского хозяйства (+27,6%). По данным региона, ВРП по итогам 2023 года вырастет на 2,8% в сопоставимых ценах и составит 4,0 трлн рублей, позитивное влияние на динамику показателя в текущем году оказывает рост промышленного производства (+3,0% за январь-октябрь к аналогичному периоду 2022 года), объема строительных работ (+16,6%), оборота розничной торговли (+10,2%) и объема платных услуг (+6,6%). ВРП на душу населения по итогам 2022 года, по расчетам агентства, составил почти 1,0 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.

Доходы населения региона находятся на высоком уровне: среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 3,8. Среднедушевые денежные доходы населения за 2022 год сложились на уровне 44,9 тыс. рублей, величина прожиточного минимума в отчетном году была установлена в размере 11,8 тыс. рублей. В текущем году среднедушевые денежные доходы населения ожидаются на уровне 49,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на уровне 12,2 тыс. рублей.

Благоприятный уровень демографического развития и развитый рынок труда.  Регион имеет высокую численность населения, которая по данным на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 год составила 4,0 млн человек, в регионе наблюдается миграционный прирост при естественной убыли. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года находился на низком уровне и составил 2,3%, что на 0,3 п. п. ниже уровня 2021 года. В текущем году за август-октябрь 2023 года безработица снизилась до 2,0%, по итогам года показатель ожидается на уровне 2022 года.

Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года показал рост на 10,5% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах и составил 0,9 трлн рублей. За январь-сентябрь текущего года относительно аналогичного периода 2022 года инвестиции выросли на 29,9% в сопоставимых ценах, значительная часть инвестиций пришлась на обрабатывающие производства (45,7% от общего объема), а также транспортировку и хранение (19,5%). Несмотря на отмеченный рост инвестиций, отношение их объема к ВРП за последние три года составило лишь 22,0%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, при наивысшем уровне инвестиционной привлекательности.  В соответствии с данными региона, оценочный объем инвестиций в основной капитал по итогам 2023 года составит 1,0 трлн рублей, что на 13,1% выше уровня 2022 года в действующих ценах.

Сбалансированность бюджета региона находится на умеренно сильном уровне. Объем доходов бюджета региона по итогам 2022 года составил 452,7 млрд рублей, из которых 81,0% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), что соответствует высокому уровню бюджетной автономии. Диверсификация налоговой базы региона оказывает умеренно негативное влияние на рейтинговую оценку в связи со значимой зависимостью от финансового состояния крупнейшего налогоплательщика: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 19,2% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 37,5% налоговых доходов бюджета.  За десять месяцев 2023 года ННД выросли на 10,2% к аналогичному периоду 2022 года, в структуре налоговых доходов наиболее позитивная динамика наблюдалась по НДФЛ (+19,7%) и налогу на имущество организаций (+36,1%) при снижении акцизных поступлений (-1,7%). Рост поступлений по НДФЛ связан преимущественно с индексацией заработной платы, по налогу на имущество организаций – с ростом налоговой базы в 2022 году в связи с применением нового федерального стандарта бухгалтерского учета основных средств, предусматривающего проведение переоценки основных средств, а также с вводом в эксплуатацию новых объектов недвижимого имущества. В части акцизных поступлений снижение связано с отменой с 2023 года компенсации потерь бюджетам субъектов РФ, в которых территориально расположены производители алкогольной продукции. Межбюджетные трансферты за десять месяцев текущего года выросли на 8,1%, что обусловлено ростом поступлений субсидий (+18,9%) и иных межбюджетных трансфертов (+15,4%) при снижении объема субвенций (-35,3%). По итогам 2023 года ожидается рост ННД на 10,2%, доля ННД в доходах увеличится до 83,4%.

Расходы бюджета региона выросли в 2022 году на 34,8% к уровню 2021 года и составили 463,2 млрд рублей, из которых 46,5% расходов приходилось на социальный блок, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. Рост расходов сложился в том числе в связи с увеличением расходов капитального характера в 1,6 раза к уровню 2021 года, доля капитальных расходов в структуре расходов бюджета увеличилась по итогам 2022 года до 19,3%, что характеризует гибкость расходной части бюджета региона на высоком уровне. В текущем году доля капитальных расходов снизится до 17,4%. За десять месяцев 2023 года расходы бюджета увеличились на 18,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, в структуре расходов наибольший рост показали расходы на национальную экономику (+55,1%), культуру и кинематографию (+41,0%), здравоохранение (+23,3%), а также физическую культуру и спорт (+54,4%). По итогам 2023 года регионом ожидается рост расходов бюджета на 13,3% относительно 2022 года.

По итогам 2022 года бюджет региона сложился с дефицитом 2,9% ННД, при этом источником покрытия бюджетного дефицита являлись только инфраструктурные бюджетные кредиты (далее – ИБК). Исполнение бюджета в 2023 году планируется с дефицитом в размере 40,1 млрд рублей или 9,9% ННД, который будет покрыт за счет остатков средств, образовавшихся на начало года, а также бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов и специальных казначейских кредитов (далее – СКК).

Регион имеет сильные позиции по долговой нагрузке. На 01.01.2023 долг региона составил 103,5 млрд рублей, что на 7,1% выше, чем на 01.01.2022, который состоял на 95,2% из бюджетных кредитов и на 4,8% из гарантийных обязательств. Долговая нагрузка составила 28,2% (без учета ИБК – 24,3%). По итогам 2023 года ожидается рост долга на 23,2% за счет бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов и СКК. Долговая нагрузка составит 31,6% (без учета ИБК, бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов и СКК составит 21,8%), риски рефинансирования в среднесрочной перспективе минимальны. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования в связи с тем, что долговой портфель преимущественно состоит из бюджетных кредитов: расходы на обслуживание долга в 2022 году составили 0,1% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года данный показатель ожидается на том же уровне. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Республики Татарстан был впервые опубликован 11.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.07.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Татарстан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Татарстан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Татарстан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024