Рейтинговые действия, 01.12.2023

«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг г. Санкт-Петербургу на уровне ruAAA

Москва, 1 декабря 2023 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности г. Санкт-Петербургу на уровне ruААА, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности г. Санкт-Петербурга обусловлен сильным уровнем развития экономики и комфортным уровнем инвестиционной привлекательности, благоприятным уровнем демографического развития и развитым рынком труда, сбалансированным исполнением бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывают высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, а также высокие значения ряда социально-экономических показателей.

Город Санкт-Петербург (далее – город, Санкт-Петербург) – город федерального значения, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Санкт-Петербург является одной из крупнейших агломераций страны и крупнейшим транспортным узлом северо-запада Российской Федерации. Городская экономика акцентирована на оптовой и розничной торговле, помимо которой значимую долю в структуре ВРП занимают также деятельность по операциям с недвижимым имуществом и обрабатывающие производства. Обрабатывающие производства города представлены предприятиями машиностроения, судостроения, чёрной и цветной металлургии, а также предприятиями других подотраслей.

Обоснование рейтинга

Сильный уровень развития экономики города обусловлен высокими размерными характеристиками: объём ВРП в 2022 году (далее – отчетный год), по оценке города, составил 10,8 трлн рублей, что на 1,7% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Негативная динамика ВРП города была обусловлена санкционным давлением, которое в большей мере сказалось на оптовой торговле, включая торговлю энергоресурсами, и производстве автомобилей. В текущем году наблюдается рост экономической активности, за январь-сентябрь 2023 года к аналогичному периоду объем промышленного производства вырос на 10,4%, оборот розничной торговли – на 7,2%, объем платных услуг – на 4,8%, объем строительных работ – на 10,8%. При этом в оптовой торговле по-прежнему наблюдается негативная динамика (-19,5%). Рост промышленного производства города был поддержан подотраслями обрабатывающего комплекса, включая производство продукции радиоэлектронной промышленности, энергомашиностроение, производство прочих транспортных средств, легкую и фармацевтическую отрасли промышленности. По итогам 2023 года городом ожидается рост ВРП на 1,3% в сопоставимых ценах, индекс промышленного производства ожидается на уровне 105,2%. ВРП на душу населения по итогам 2022 года, по расчетам агентства, составил 1,9 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.

Доходы населения города находятся на высоком уровне: среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 4,5. Среднедушевые денежные доходы населения за 2022 год сложились на уровне 63,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума в отчетном году была установлена в размере 14,5 тыс. рублей. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы населения ожидаются в размере 67,9 тыс. рублей, при установленной величине прожиточного минимума 15,1 тыс. рублей.

Благоприятный уровень демографического развития и развитый рынок труда.  Город имеет высокую численность населения, которая по данным на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 год составила 5,6 млн человек, что на 0,1% ниже аналогичной даты предыдущего года. Снижение численности населения в городе обусловлено опережающей естественной убылью при наличии положительного миграционного сальдо. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года находился на низком уровне и составил 1,8%, что на 0,2 п. п. ниже уровня 2021 года. В текущем году за июль-сентябрь 2023 года безработица составила 1,5%, по итогам года значение данного показателя городом ожидается на уровне 1,7%.

Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года на фоне санкционного давления показал снижение на 5,1% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах и составил 997,5 млрд рублей.  По итогам первого полугодия 2023 года относительно аналогичного периода 2022 года инвестиции выросли на 11,8% в сопоставимых ценах. Среди отраслей наибольший вклад в позитивную динамику инвестиций дали традиционные для города направления: транспортировка и хранение, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, обрабатывающие производства. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 10,4%. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов оценочный объем инвестиций в основной капитал по итогам 2023 года составит 1,1 трлн рублей, что на 3,7% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах.

Сбалансированность бюджета города характеризуется высоким уровнем, доходы бюджета формируются в основном за счет налоговых и неналоговых доходов. Объем доходов бюджета города по итогам 2022 года составил 1,2 трлн рублей, из которых 96,5% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), что соответствует высокому уровню бюджетной автономии.  В 2022 году ННД выросли на 41,9% к уровню 2021 года, в том числе налог на прибыль организаций прирос более чем в 1,8 раза, что связано с поступлениями от консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН) на фоне перерегистрации ПАО «Газпром» в Санкт-Петербург. В этой связи по итогам 2022 года налог на прибыль организаций в структуре налоговых доходов города вышел на первое место с долей 44,9%, НДФЛ отошел на второе место с долей 37,8%, на третьем месте находился налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 6,5%. Диверсификация налоговой базы города оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку в связи со значимой зависимостью от финансового состояния крупнейшего налогоплательщика: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 17,9% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 28,6% налоговых доходов бюджета.  За десять месяцев 2023 года ННД снизились на 4,3% к аналогичному периоду 2022 года, что связано со снижением налога на прибыль организаций на 23,0%, при этом остальные бюджетообразующие налоги показатели позитивную динамику. Снижение налога на прибыль организации в 2023 году связано с отменой института КГН, а также с сокращением поступлений от организаций наиболее пострадавших от санкций отраслей. Межбюджетные трансферты за десять месяцев текущего года выросли на 8,4%, что обусловлено ростом поступлений субсидий (+19,0%) и иных межбюджетных трансфертов (+52,4%) при снижении объема субвенций (-39,9%). По итогам 2023 года ожидается снижение ННД на 5,7%, что обусловлено отменой КГН и прогнозируемыми по итогам года потерями от реализации нефтегазовой продукции и снижениями цен на нее, однако доля ННД в доходах останется на уровне 2022 года.

Расходы бюджета города выросли в 2022 году на 31,0% к уровню 2021 года и составили 1,0 трлн рублей, из которых 57,4% расходов приходилось на социальный блок, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. Рост расходов сложился в том числе с увеличением расходов капитального характера в 1,7 раза к уровню 2021 года на фоне расширения мероприятий по развитию города и увеличения финансирования в рамках Адресной инвестиционной программы. В этой связи доля капитальных расходов в структуре расходов бюджета увеличилась по итогам 2022 года до 18,0%, что характеризует гибкость расходной части бюджета города на высоком уровне. В текущем году доля капитальных расходов останется на уровне 2022 года. За десять месяцев 2023 года расходы бюджета увеличились на 26,1% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. В структуре расходов наблюдался рост по всем видам расходов, при этом наибольший рост в абсолютном выражении сложился по расходам на национальную экономику (+73,6 млрд рублей), что обусловлено увеличением расходов на транспорт и дорожную деятельность. По итогам 2023 года городом ожидается увеличение расходов бюджета на 15,0% относительно 2022 года.

В 2021-2022 годах бюджет города исполнялся с профицитом. Исполнение бюджета в 2023 году планируется с дефицитом в размере 101,8 млрд рублей или 9,6% ННД, который будет покрыт за счет остатков средств, образовавшихся на начало года, а также инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. Привлечение рыночных заимствований на финансирование дефицита в 2023 году не планируется.

Город имеет сильные позиции по долговой нагрузке. На 01.01.2023 долг города составил 88,4 млрд рублей, что на 4,0% выше, чем на 01.01.2022, который состоял на 89,1% из облигационных займов и на 10,9% из бюджетных кредитов. Долговая нагрузка составила 7,9% (без учета ИБК – 7,0%). По итогам 2023 года ожидается снижение долга на 0,4% за счет погашения облигационных займов, при этом в части бюджетных кредитов ожидается рост в связи с привлечением ИБК и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. Долговая нагрузка составит 8,4% (без учета ИБК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов составит 6,0%), риски рефинансирования в среднесрочной перспективе минимальны. Город характеризуется низкой стоимостью фондирования: расходы на обслуживание долга в 2022 году составили 0,5% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 0,6%. Город имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах.

Оценка внешнего влияния

-

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен г. Санкт-Петербургу впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Санкт-Петербурга, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Санкт-Петербурга принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало г. Санкт-Петербургу дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024