Москва, 22 августа 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Свердловской области на уровне ruАA-, прогноз по рейтингу стабильный.
Свердловская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Уральского федерального округа. Площадь территории региона составляет 194,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Екатеринбург. Экономика региона является диверсифицированной и охватывает все основные отрасли промышленного комплекса, ключевым сектором выступает обрабатывающая промышленность. Наиболее конкурентоспособными отраслями промышленности являются металлургическое производство и машиностроение.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2022 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 3,2 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 5,4% ниже уровня 2021 года. Отрицательное влияние на динамику ВРП оказало снижение объема промышленного производства к уровню 2021 года (-0,7%) и розничной торговли (-6,6%). За январь-июнь текущего года индекс физического объема промышленного производства составил 111,3%, рост которого был поддержан позитивной динамикой в обрабатывающих производствах (114,8%), в том числе в металлургическом производстве (109,9%), производстве готовых металлических изделий (132,3%), машин и оборудования (141,2%) и некоторых других подотраслях. По итогам 2023 года регион ожидает объем ВРП в размере 3,4 трлн рублей, индекс промышленного производства, в соответствии прогнозом социально-экономического развития региона на среднесрочный период 2023 - 2025 годов, составит 100,2%.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 751,2 тыс. рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Умеренно негативное влияние на рейтинговую оценку оказывает динамика численности населения, которая с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 год составила 4 239,2 тыс. человек на 01.01.2023 (далее – отчетная дата), что на 0,6% ниже значения аналогичной даты предыдущего года. Поддержу оценке оказал высокий уровень доходов населения: среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 3,5. Указанные доходы в 2022 году увеличились на 14,7% до 46,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 20,5%, до 13,5 тыс. рублей. По итогам текущего года прогнозируется рост доходов населения на 3,8% до 47,9 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 14,1 тыс. рублей, что на 4,3% выше уровня 2022 года. Безработица в регионе находится на низком уровне, в 2022 году безработица составила 3,5%, что на 0,6 п. п. ниже, чем в2021 году, за апрель-июнь 2023 года безработица составила 1,9%. По итогам 2023 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне не выше 4,4%.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года показал рост на 11,5% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах и составил 541,7 млрд рублей. За первый квартал 2023 года относительно аналогичного периода 2022 года инвестиции выросли на 5,4% в сопоставимых ценах, наибольший объем инвестиций пришелся на обрабатывающие производства, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, транспортировку и хранение. Несмотря на отмеченный рост инвестиций, отношение их объема к ВРП за последние три года составило лишь 15,8%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2023 года регионом ожидается рост инвестиций в основной капитал до 592,6 млрд. рублей, или 103,4% в сопоставимых ценах от уровня 2022 года.
Регион имеет высокую бюджетную автономию: в 2022 году доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 81,9%, что на 0,5 п. п. выше уровня 2021 года в связи с ростом ННД на 4,4% при росте объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 0,1%. Диверсификация налоговой базы региона оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 3,0% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 12,2% налоговых доходов регионального бюджета. За первое полугодие 2023 года ННД выросли на 25,6% к аналогичному периоду 2022 года, наибольший рост наблюдался по налогу на прибыль организаций (+46,4%) и налогу на имущество организаций (+23,7%). По налогу на прибыль организаций увеличение произошло в результате изменения законодательства по порядку учета курсовых разниц, которое повлияло на суммы годовых перерасчетов за 2022 год, в том числе в металлургическом секторе экономики, по налогу на имущество организаций – в результате переоценки имущества и применения новых норм амортизации ПАО «Газпром». Межбюджетные трансферты за первые полугодие текущего года выросли в 1,8 раза, что обусловлено увеличением поступлений по всем видам межбюджетных трансфертов. По итогам 2023 года регионом ожидается рост ННД на 1,3%.
Расходы бюджета по итогам 2022 года увеличились на 9,2% и составили 375,4 млрд рублей, из которых 250,2 млрд рублей (66,7% совокупных расходов) было направлено на финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. На капитальные расходы, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 13,7% от суммарных расходов бюджета, что характеризует гибкость расходной части бюджета региона на высоком уровне. За первое полугодие 2023 года расходы бюджета увеличились на 4,0% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. В структуре расходов наибольший рост в абсолютном выражении сложился по расходам на социальную политику (+3,6 млрд рублей), образование (+4,5 млрд рублей) и национальную экономику (+3,6 млрд рублей). Прирост расходов на социальную политику обусловлен увеличением расходов на оплату труда отдельных категорий работников, индексацией размера социальной поддержи и осуществлением отдельных выплат, на образование –- увеличением расходов на оплату труда работников муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, и на строительство и реконструкцию муниципальных образовательных организаций, на национальную экономику – реализацией инфраструктурных проектов. По итогам 2023 года регион ожидает снижение расходов бюджета на 0,4%.
По итогам 2022 года региональный бюджет исполнен с дефицитом 2,6 млрд рублей или 0,9% от ННД, однако за вычетом инфраструктурного бюджетного кредита (далее - ИБК) исполнение бюджета является бездефицитным. Исполнение бюджета в 2023 году планируется с дефицитом в размере 19,6 млрд рублей или 6,3% ННД. За вычетом ИБК, бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов и остатков средств на счетах, дефицит составит 3,5% от ННД, который будет профинансирован за счет привлечения коммерческих заимствований.
На 01.01.2023 долг региона составил 106,4 млрд рублей, что на 7,0% выше, чем на 01.01.2022, который состоял на 53,8% из бюджетных кредитов и на 46,2% из облигационных займов. Долговая нагрузка (без учета ИБК) сложилась на уровне 32,8%. По итогам 2023 года ожидается рост долга на 14,0% за счет привлечения ИБК, бюджетного кредита на опережающее финансирование, а также банковских кредитов и облигационных займов на финансирование дефицита бюджета, в результате чего долговая нагрузка (без учета ИБК и бюджетного кредита на опережающее финансирование) вырастет до 34,5%. В структуре долга доли банковских кредитов, бюджетных кредитов и облигационных займов составят 2,9%, 50,4% и 46,8% соответственно. Область характеризуется низкой стоимостью фондирования: расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 1,2% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 372,8 млрд рублей, объем расходов – 375,4 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Свердловской области был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 02.03.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Свердловской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Свердловской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Свердловской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.