Москва, 9 августа 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Пермского края на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.
Пермский край (далее - регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Административный центр края – город Пермь. Край является одним из экономически развитых регионов России, ключевыми секторами экономики выступают обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых. Ведущими отраслями в обрабатывающей промышленности являются химическое производство, машиностроение, производство нефтепродуктов, производство пищевых продуктов, металлургический комплекс и производство бумажной продукции.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке региона, за 2022 год (далее – отчетный год) составил 1,8 трлн рублей, что на 1,5% ниже уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Негативное влияние на снижение ВРП оказала отрицательная динамика промышленного производства (за 2022 год индекс промышленного производства составил 98,0% к 2021 году), розничной торговли (оборот розничной торговли составил 92,5%). За январь-май 2023 года промышленное производство продемонстрировало небольшой рост – индекс промышленного производства сложился на уровне 101,3%. По итогам 2023 года регион ожидает незначительный рост ВРП и промышленного производства – на 0,8% и 0,6% в сопоставимых ценах соответственно.
Поддержку рейтинговой оценке оказывает высокий объем ВРП на душу населения, который по итогам 2022 года, по расчетам агентства, составил 705,7 тыс. рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения. За 2022 год численность населения сократилась на 0,7% и, с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 год, составила 2508,4 тыс. человек на 01.01.2023 (далее – отчетная дата). Неблагоприятные тенденции в динамике численности края обусловлены отрицательным естественным движением населения. Край характеризуется умеренно высоким уровнем среднедушевых денежных доходов населения. По итогам отчетного года среднедушевые денежные доходы составили 37,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума – 12,8 тыс. рублей при росте в 13,7% и 18,1% соответственно. Отношение среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в отчетном году и в среднем за три последних года составило 2,9. В 2023 году ожидается рост доходов населения на 8,7%, величина прожиточного минимума установлена в размере 13,2 тыс. рублей. В отчетном году наблюдалось снижение уровня безработицы на 1,2 п. п. до 3,4%. В текущем году регион ожидает значение данного показателя на том же уровне.
Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает невысокий объем инвестиций в основной капитал к ВРП, который за последние три года составил 19,3% несмотря на рост инвестиций в 2022 году на 1,2% в сопоставимых ценах обусловленный увеличением количества инвестпроектов и их стоимости. По итогам 1 квартала 2023 года наблюдалось снижение инвестиций в основной капитал на 2,5% в сопоставимых ценах. В текущем году регион ожидает объем инвестиций в основной капитал на уровне 99,2% к предыдущему году в сопоставимых ценах, что составит 374,9 млрд рублей.
Бюджетная обеспеченность региона оценивается на высоком уровне – доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах края по итогам отчетного года составила 75,3%. По итогам отчетного года доходы регионального бюджета выросли на 1,0% по сравнению с предыдущим годом, в том числе ННД на 0,4%, безвозмездные поступления на 2,6%, а межбюджетные трансферты продемонстрировали снижение на 14,3%. Доходная часть краевого бюджета была подвержена умеренным рискам: на долю 10 крупнейших налогоплательщиков в отчетном году пришлось 28,9% налоговых доходов, а на долю крупнейшего – 9,3%. По состоянию на 01.07.2023 доходы регионального бюджета снизились на 2,4% по сравнению с аналогичной датой прошлого года в связи со снижением безвозмездных поступлений на 15,2%, что связано с уменьшением безвозмездных поступлений от государственных (муниципальных) организаций края. При этом ННД продемонстрировали рост на 1,0%, а межбюджетные трансферты на 12,2%. Налоговые доходы приросли на 1,1%, и их положительная динамика была поддержана увеличением поступлений по таким налогам как налог на имущество организаций (+23,8%), НДФЛ (+8,7%) и акцизы (+6,4%). Вместе с тем налог на прибыль и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, снизили на 5,8% и 13,6% соответственно. Значительный рост поступлений по налогу на имущество связан с переоценкой стоимости основных фондов. А на отрицательную динамику по налогу на прибыль повлияло снижение поступлений по одному из крупнейших налогоплательщиков края, а также изменение структуры поступлений налога в бюджет края в связи с прекращением с 01 января 2023 действия консолидированных групп налогоплательщиков. В структуре межбюджетных трансфертов по итогам первого полугодия текущего года наблюдался рост по дотациям и субсидиям в 1,8 раза и 1,4 раза соответственно, субвенции и иные межбюджетные трансферты продемонстрировали снижение на 35,0% и 29,1% соответственно. Рост дотаций произошел за счет того, что в 2022 году край не являлся получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, по субсидиям – увеличения субсидий на создание новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и т. д. Снижение субвенций сложилось в основном за счет сокращения данного вида трансфертов на реализацию полномочий на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в связи с изменением федерального законодательства и передачей полномочий Пенсионному фонду РФ, по иным межбюджетным трансфертам – сокращения поступлений межбюджетных трансфертов на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства, на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения, в связи со снижением уровня заболеваемости COVID-19. По итогам 2023 года регион ожидает рост ННД на 3,5% к уровню 2022 года.
Расходы края по итогам 2022 года выросли на 20,8% по сравнению с 2021 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 138,7 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 15,5%. Гибкость расходов бюджета оценивается на высоком уровне: доля капитальных расходов в общем объеме расходов по итогам отчетного года составила 15,4%. За первое полугодие 2023 года расходы регионального бюджета выросли на 18,6% относительно аналогичного периода 2022 года. Социальные расходы составили 72,3 млрд рублей, что на 13,5% выше первого полугодия 2022 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах краевого бюджета показал снижение на 3,0 п. п. Снижение связано со значительным увеличением расходов по национальной экономике (+3,7 млрд рублей) и ЖКХ (+3,0 млрд рублей). По национальной экономике рост связан с увеличением в том числе финансирования мероприятий по приведению автомобильных дорог в нормативное состояние и возмещению части затрат в сельском хозяйстве, ЖКХ – увеличением расходов по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, расходов по расселению жилищного фонда, признанного аварийным. По итогам 2023 года, по данным региона, ожидается рост расходов на 16,2%, в том числе капитальные затраты вырастут в 1,5 раза.
В 2022 году региональный бюджет был исполнен с дефицитом в 6,3 млрд рублей или 3,9% ННД, который был покрыт за счет инфраструктурного бюджетного кредита (далее – ИБК), банковского кредита, остатков средств на счетах. По итогам 2023 года прогнозируется исполнение бюджета с дефицитом в размере 45,6 млрд рублей или 27,4% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться кредиты коммерческих банков, инфраструктурные бюджетные кредиты, облигационный заем и остатки средств на едином счете бюджета. Без учета ИБК и остатков средств на счетах дефицит бюджета составит 19,9% ННД.
Долговая нагрузка региона на 01.01.2023 оценивается положительно: совокупный объем долгового портфеля составил 20,5 млрд рублей, что в 1,4 раза выше, чем на 01.01.2022 при этом долговая нагрузка приросла незначительно и без учета ИБК составила 9,9%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Из-за необходимости покрытия прогнозируемого дефицита бюджета, а также привлечение бюджетных инфраструктурных кредитов, в текущем году ожидается рост долга в 2,4 раза до 50,0 млрд рублей. Долговая нагрузка прирастет до 24,4% (без учета ИБК) и будет оставаться на комфортном уровне не оказывая давление на рейтинговую оценку. Долговой портфель на отчетную дату состоял на 95,1% из бюджетных кредитов, остальную часть занимали банковские кредиты. По итогам 2023 года ожидается изменение структуры долгового портфеля в связи с планируемым привлечением рыночного долга в виде банковских кредитов и облигационных займов. Край демонстрирует эффективное управление долговым портфелем. В начале года регион гасит более дорогие коммерческие кредиты за счет доступа к казначейскому финансированию, что позволяет существенно экономить на процентных расходах. Эффективное управление долгом, а также превалирование в долговом портфеле бюджетных кредитов обусловило невысокий уровень расходов на его обслуживание – 0,07% ННД в 2022 году. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2022 года составил 213,7 млрд рублей, объем расходов – 220,0 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Пермского края был впервые опубликован 09.09.2021. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 15.02.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Пермского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Пермского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Пермскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.