Москва, 4 апреля 2023 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Карелия на уровне ruВВВ-, прогноз по рейтингу стабильный.
Республика Карелия (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Площадь территории региона составляет 180,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Петрозаводск. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, транспортировку и хранение. В структуре обрабатывающего производства преобладает лесопромышленный комплекс, пищевая промышленность, металлургический комплекс, производство машин, транспортных средств и оборудования. Республика обладает значительными запасами лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Природные ресурсы региона составляют основу ее инвестиционного потенциала.
Республика характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2022 году (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 0,4 трлн рублей, что ниже уровня 2021 года на 8,0% в сопоставимых ценах, что связано с негативными последствиями введенных санкций. По итогам 2023 года регион ожидает ВРП на уровне 2022 года в сопоставимых ценах. В отчетном году наблюдалось снижение промышленного производства – индекс промышленного производства составил 91,4%, что обусловлено текущей геополитической обстановкой и санкционным давлением. Отрицательная динамика сложилась за счет снижения экономической активности в трех отраслях промышленности: добыче полезных ископаемых (-6,0%), обрабатывающей промышленности (-11,5%), а также деятельности организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (-6,1%). Спад в добыче полезных ископаемых связан со снижением добычи металлических руд (-8,8%) из-за сокращения производства окатышей железорудных и концентрата железорудного ввиду запрета экспорта продукции в страны Европейского Союза. В обрабатывающей промышленности – сокращением обработки древесины и производства изделий из дерева (-18,8%), бумаги и бумажных изделий (-3,0%), пищевых продуктов (-9,9%) и др. По итогам 2023 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 101,0%.
Положительно оценивается уровень ВРП на душу населения, который по расчетам агентства по итогам 2022 года составил 0,8 млн рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывает низкая численность населения, по предварительным данным, с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года, численность населения на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) составила 527,8 тыс. человек и снизилась к уровню аналогичной даты прошлого года на 0,9%. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года сложилось на низком уровне и составило 2,4. Среднедушевые денежные доходы населения в 2022 году увеличились на 10,8% до 39,0 тыс. рублей, величина прожиточного минимума в отчетном году установлена в размере 16,6 тыс. рублей с 1 июня 2022 года. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года сложился на умерено низком уровне и составил 5,8%, что ниже уровня 2021 года на 0,8 п. п. Объем инвестиций в основной капитал по итогам отчетного года прирос до 95,6 млрд рублей или на 3,7% выше уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находится на низком уровне и составляет порядка 20%. По итогам 2023 года, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, инвестиции в основной капитал ожидаются с ростом к уровню 2022 года на 2,0% в сопоставимых ценах.
По итогам 2022 года республиканский бюджет характеризуется умеренно высокой зависимостью от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета снизилась на 2,7 п. п. и составила 52,1% в связи с увеличением поступлений межбюджетных трансфертов и снижением поступлений по ННД. За 2022 год доходы регионального бюджета выросли на 2,9% по сравнению с 2021 годом, поступления по ННД снизились на 2,2% и были недовыполнены на 8,4%, что в основном связано со снижением поступлений по налогу на прибыль организаций более чем на 35%. Отрицательная динамика по налогу обусловлена высокой базой 2021 года в связи с поступлением единоразового платежа от крупнейшего налогоплательщика региона – ответственного участника консолидированной группы, а также ростом произведенных возвратов налога в отчетном году. Межбюджетные трансферты по итогам отчетного года увеличились на 6,8% и составили 33,3 млрд рублей. Положительная динамика наблюдалась по субсидиям (в 1,7 раза), при этом дотации, субвенции и иные межбюджетные трансферты продемонстрировали снижение к уровню 2021 года (-13,7%, -2,8% и -43,5% соответственно). Рост субсидий обусловлен увеличением социальной поддержки населения (доплаты к пенсии, ежемесячные выплаты семьям с детьми от трех до семи лет и др.), стимулированием программ развития жилищного строительства, реализацией региональных проектов модернизации первичного звена здравоохранения, поддержкой малого и среднего предпринимательства и т. д. По итогам текущего года, в соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, ННД ожидаются на уровне 46,2 млрд рублей.
Расходы регионального бюджета в 2022 году выросли на 18,2% по сравнению с 2021 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 47,2 млрд рублей, что формировало 57,4% всех расходов региона. Доля социальных расходов снизилась на 4,1 п. п., при это в абсолютном выражении данные расходы увеличились на 10,3%. Снижению доли социальных расходов способствовало снижение расходов на здравоохранение (-18,6%) и увеличение расходов на национальную экономику (+35,6%) и ЖКХ (в 2 раза). Гибкость расходной части бюджета региона оценивается на высоком уровне, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2022 году составила 16,8%. В абсолютном выражении капитальные расходы увеличились в 1,5 раза и составили 13,8 млрд рублей. Высокий прирост капитальных расходов связан с увеличением бюджетных инвестиций в строительство общеобразовательных учреждений, субсидий из федерального бюджета на софинансирование капитальных вложений в рамках АИП Республики Карелия, в том числе переселение граждан из аварийного жилищного фонда. По итогам 2023 года, в соответствии с законом о бюджете региона на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, ожидается сокращение расходов на 1,0% до 79,3 млрд рублей.
Региональный бюджет по итогам 2022 года был исполнен с дефицитом в размере 7,0 млрд рублей или 17,9% ННД, без учета остатков денежных средств на счетах и бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов дефицит бюджета составил 5,3 млрд рублей или 13,5% ННД. Источниками покрытия дефицита являлись кредиты коммерческих банков. В 2023 году исполнение бюджета прогнозируется с дефицитом в размере 3,8 млрд рублей или 8,2% ННД. Без учета остатков денежных средств на счетах и бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, дефицит бюджета прогнозируется на уровне 7,3% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться коммерческие заимствования в форме банковских и облигационных займов.
Долговая нагрузка по итогам отчетного года оценивается на умеренном уровне, долг региона на 01.01.2023 увеличился на 37,9% и составил 27,4 млрд рублей, долговая нагрузка увеличилась на 18,3 п. п. (без учета бюджетного инфраструктурного кредита) и составила 67,9%. Рост долга связан с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и на замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона, а также с привлечением банковских кредитов на финансирование дефицита бюджета региона в конце года. В текущем году прогнозируется рост долга на 13,9% до 31,2 млрд рублей в связи с получением очередного транша бюджетного инфраструктурного кредита, а также с необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита бюджета, при этом долговая нагрузка ожидается на уровне 64,8% (без учета инфраструктурного кредита) в связи с прогнозируемым увеличением поступлений по ННД. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, их доля составляла 72,9%, банковские кредиты формировали 24,2% от общего объема долга, облигационные займы – 2,9%. По итогам текущего года кардинальных изменений в структуре долга не ожидается. Преобладание бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля в отчетном году способствовало низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 0,4%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2023 года данный показатель ожидается на уровне 2,3% ННД. График погашения обязательств оценивается на умеренном уровне, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.01.2023 составляет 5,5% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 23,0%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах, открытых кредитных линий и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета по итогам 2022 года составил 75,2 млрд рублей, объем расходов бюджета – 82,2 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Карелия был впервые опубликован 31.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 07.10.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Карелия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Карелия принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Карелия дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.