Москва, 19 сентября 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» пересмотрело рейтинг кредитоспособности Калининградской области и присвоило кредитный рейтинг на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruА- со стабильным прогнозом.
Повышение рейтинга обусловлено применением обновленной методологии присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти РФ. Поддержку рейтингу оказывают умеренно высокие экономические и финансовые показатели, а также позитивная их динамика. Вместе с тем регион характеризуется умеренно низкой долговой нагрузкой, риски рефинансирования минимальны, что связано с удлинением долгового портфеля, за счет предоставления региону бюджетного кредита на замещение долговых обязательств по рыночным заимствованиям.
Калининградская область (далее – область, регион) – субъект Российской Федерации, расположенный в Северо-Западном федеральном округе, граничащий с Польшей и Литвой и не имеющий сухопутных границ с остальной частью страны. Площадь территории региона составляет 15,1 тыс. кв. км, административный центр – г. Калининград. Экономика региона является высокодиверсифицированной с упором на обрабатывающую промышленность, доля которой в ВРП за 2020 год составила 18,9%. Особенностью экономики области является то, что в ней действуют различные производства, связанные с географическим положением региона: янтарные производства, рыбная ловля, добыча полезных ископаемых.
Регион характеризуется умеренными размерными характеристиками: объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 596,6 млрд рублей или на 4,4% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах, что обусловлено высокими темпами роста торговли и сферы услуг. Увеличению сферы услуг способствовало развитие внутреннего туризма. По итогам 2022 года ожидается ВРП в размере 617,0 млрд рублей, индекс физического объема ВРП – 90,0%, что связано с негативными последствиями введенных санкций. Промышленное производство в отчетном году также продемонстрировало рост – индекс промышленного производства составил 104,5%. В структуре промышленного производства просела добыча полезных ископаемых – индекс производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» составил 98,7%, что обусловлено снижением добычи сырой нефти и природного газа на 4,1%. За 7 месяцев текущего года наблюдалось снижение промышленного производства – индекс промышленного производства составил 84,3% к уровню января-июля 2021 года, что обусловлено текущей геополитической обстановкой и санкционным давлением. Отрицательная динамика сложилась за счет снижения экономической активности во всех отраслях промышленности: добыча полезных ископаемых (-12,8%), обрабатывающая промышленность (-18,0%), деятельность организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (-4,0%), а также осуществляющих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (-10,1%). Основными факторами снижения в обрабатывающей промышленности стало снижение производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (-55,6%), компьютеров, электронных и оптических изделий (-34,2%), мебели (-30,1%), а также производства химических веществ и химических продуктов (-12,9%). По итогам 2022 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 81,4%.
По итогам 2021 года ВРП на душу населения, по расчетам агентства, составил 583,1 тыс. рублей, что на 10,0% выше уровня 2020 года в действующих ценах. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказало умеренно низкое среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе, которое за последние три года составило 2,6. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2021 году увеличились на 8,1% и составили 32,0 тыс. рублей, величина прожиточного минимума – на 2,0% и составила 12,1 тыс. рублей. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 34,5 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на 2022 год в размере 14,3 тыс. рублей. Область входит в число немногих регионов страны, где наблюдается прирост населения, который обусловлен миграционным притоком. За последние три года численность населения увеличилась на 2,5% и на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составила 1027,7 тыс. человек, что положительно повлияло на рейтинговую оценку. В отчетном году среднегодовой уровень безработицы снизился на 0,9 п. п. до 5,0%, тем самым оказал поддержку рейтинговой оценке. За май-июль текущего года данный показатель сложился на уровне 3,1%, что ниже уровня аналогичного периода 2021 года на 1,9 п. п. По итогам 2022 года безработица не превысит уровень прошлого года. Объем инвестиций в основной капитал в 2021 году сложился на уровне 83,8 млрд рублей, что ниже уровня 2020 года на 22,5% в сопоставимых ценах. Снижение объема инвестиций обусловлено завершением ряда крупных инфраструктурных проектов в отчетном году. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сложилось на низком уровне и составило 17,3%, что негативно сказалось на рейтинговой оценке. По итогам 2022 года инвестиции в основной капитал ожидаются на уровне 112,0 млрд рублей, что выше значения 2021 года на 33,8% в действующих ценах. Росту инвестиций будет способствовать реализация таких крупных проектов, как проект компании «Энкор Групп» по строительству заводов по производству кремниевых пластин и фотоэлектрических преобразователей, а также проект Госкорпорации «Росатом» по строительству завода по производству литий-ионных аккумуляторов. На территории области действует особая экономическая зона, промышленные площадки.
Агентство отмечает умеренную зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2021 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 64,8%, что на 3,9 п. п. выше уровня 2020 года. Рост доли обусловлен увеличением поступлений по ННД на 18,9% и снижением трансфертов из федерального бюджета на 2,2%. За 2021 год доходы бюджета региона выросли на 11,7% по сравнению с 2020 годом. Для целей анализа кредитоспособности региона из расчета всех показателей были элиминированы трансферты на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов особой экономической зоны. В 2021 году объем указанных трансфертов составил 40,3 млрд рублей или 33,0% совокупных доходов региона. В структуре налоговых доходов по итогам отчетного года наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц – 33,4%, налог на прибыль организаций – 25,2%, налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения (далее – УСН) – 15,0%. В структуре ННД наблюдался рост как по налоговым (+16,8%), так и по неналоговым (в 2,7 раза) доходам. Диверсификация налоговой базы региона оценивалась положительно: доля крупнейшего налогоплательщика в 2021 году составила 2,8% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 11,5% налоговых доходов областного бюджета. За первые семь месяцев текущего года ННД увеличились на 31,7% к аналогичному периоду 2021 года. Положительная динамика наблюдалась как по налоговым (+28,6%), так и по неналоговым (в 2,7 раза) доходам. В структуре налоговых доходов наибольший рост сложился по налогу на прибыль организаций (в 1,5 раза), налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (в 1,3 раза) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+22,2%). Рост поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлен увеличением поступлений от консолидированных групп налогоплательщиков, по НДФЛ – за счет компаний отраслей обрабатывающего производства и финансовой сферы, по УСН – увеличением количества налогоплательщиков. По неналоговым доходам рост обусловлен увеличением поступлений по новому источнику в виде доходов от операций по управлению остатками на казначейских счетах, которые на 01.08.2022 составили 1,2 млрд рублей. По итогам 2022 года регион ожидает ННД в размере 58,3 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 9,8%.
Расходы региона в 2021 году выросли на 3,9% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2021 году было направлено 47,2 млрд рублей, что выше 2020 года на 6,8%. Гибкость расходов бюджета оценивалась агентством положительно: доля капитальных расходов в общем объеме расходов составила 17,2%. По итогам 7 месяцев текущего года расходы областного бюджета выросли на 32,6% относительно аналогичного периода 2021 года, социальные расходы увеличились на 17,2% и составили 27,4 млрд рублей. При этом доля расходов социального блока в общих расходах бюджета снизилась на 7,6 п. п. и составила 57,4%. Снижение доли социального блока в основном обусловлено увеличением расходов по национальной экономике (в 1,7 раза) и ЖКХ (в 1,9 раза). По итогам 2022 года регион планирует расходы (за вычетом транзитных трансфертов) в размере 98,4 млрд рублей.
По итогам 2021 года региональный бюджет исполнен с профицитом в размере 4,7 млрд рублей или 8,8% ННД. В 2022 году исполнение областного бюджета ожидается с дефицитом в размере 14,8 млрд рублей или 25,5% ННД. Без учета задействования остатков средств региона и бюджетного инфраструктурного кредита дефицит прогнозируется на уровне 5,8 млрд рублей или 9,9% ННД, который будет покрыт за счет коммерческих заимствований в форме банковских кредитов.
По итогам отчетного года долговая нагрузка региона сложилась на комфортном уровне. В течение 2021 года объем государственного долга снизился на 4,1% и составил 22,3 млрд рублей. Долговая нагрузка на отчетную дату составила 42,0%, что на 10,1 п. п. ниже, чем на 01.01.2021, что связано с опережающим ростом ННД по сравнению со снижением долга. По итогам 2022 года ожидается рост долга в 1,3 раза, долговой нагрузки (за вычетом бюджетного инфраструктурного кредита) до 48,5%, что выше уровня 2021 года на 6,4 п. п. Увеличение долга обусловлено необходимостью финансирования дефицита бюджета, а также привлечением бюджетного кредита из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Долговой портфель на начало 2022 года был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 57,6%, банковских кредитов – 17,0%, облигационных займов – 15,5%, государственных гарантий – 9,9%. По итогам 2022 года существенного изменения структуры долгового портфеля не ожидается. В связи с принятыми мерами поддержки региональных бюджетов со стороны федерального центра в июне текущего года регион получил бюджетный кредит на погашение коммерческого долга в размере 4,8 млрд рублей, за счет которого были погашены банковские кредиты. Эффективное управление долгом, а также преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствует низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД на 01.01.2022 составило 0,6%. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 0,7%. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года составил 122,2 млрд рублей, объем расходов – 117,5 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Калининградской области был впервые опубликован 17.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 29.03.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Калининградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Калининградской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Калининградской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.