Москва, 7 сентября 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Омской области на уровне ruВВВ+, прогноз по рейтингу стабильный.
Омская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Областной центр – город Омск – восьмой по численности населения город России. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, торговля и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминирует нефтепереработка, на долю которой приходится около 70% объема отгрузки продукции обрабатывающих производств. На территории области расположен крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод – АО «Газпром нефть – Омский НПЗ», установленная мощность которого составляет более 20 млн тонн.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 898,9 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,1% выше уровня 2020 года. По итогам 2022 года ожидается ВРП в размере 901,6 млрд рублей. В 2021 году, на фоне восстановительных процессов в экономике региона, в промышленном производстве наблюдался рост – индекс промышленного производства составил 103,3%. В первом полугодии текущего года также наблюдалась позитивная динамика – индекс промышленного производства составил 106,5% к аналогичному периоду 2021 года. Рост промышленного производства поддерживался увеличением производства в обрабатывающей промышленности (+7,3% к первому полугодию 2021 года).
По итогам 2021 года ВРП на душу населения, по расчетам агентства, составил 475,2 тыс. рублей, что на 19,2% выше уровня 2020 года в действующих ценах. Давление на рейтинговую оценку оказывает отрицательная динамика численности населения, умеренно высокий коэффициент демографической нагрузки и умеренно высокий среднегодовой уровень безработицы. На 01.01.2022 (далее – отчетная дата) численность населения составила 1879,5 тыс. человек и за последние 3 года сократилась на 3,3%. Основными причинами снижения остаются естественная убыль населения и отрицательное сальдо миграции. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2022 составил 0,772. Среднегодовой уровень безработицы в отчетном году снизился на 2,4 п. п. по сравнению с 2020 годом и составил 6,5%, что почти соответствовало допандемийному значению. Несмотря на завершение в 2021 году ряда крупных инвестиционных проектов в области промышленности, сельского хозяйства, в топливно-энергетическом комплексе, наблюдалось снижение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), который, по оценке региона, составил в отчетном году 174,6 млрд рублей, что на 6,7% меньше, чем в 2020 году в действующих ценах. Снижение обусловлено эффектом «высокой базы» предыдущего года. Отношение внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на умеренном уровне – 21,6%. В 2022 году объем инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств, по оценке региона, составит 176,1 млрд рублей. На территории области сформированы промышленные кластеры (Агробиотехнологический и Нефтехимический), особая экономическая зона промышленно-производственного типа, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Агентство отмечает умеренно высокую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета по итогам 2021 года выросла на 3,8 п. п. по сравнению с 2020 годом и составила 62,7%, что было связано с улучшением экономической ситуации в регионе и финансового состояния организаций. В структуре налоговых доходов по итогам 2021 года наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц – 31,0%, налог на прибыль организаций – 28,3%, акцизы – 26,7%. За отчетный год доходы регионального бюджета выросли на 10,2% по сравнению с 2020 годом, в том числе по ННД на 17,3%, по трансфертам на 0,3%. Диверсификация налоговой базы региона оценивалась как умеренно высокая: доля крупнейшего налогоплательщика составила 11,0% в налоговых доходах по итогам отчетного года. По состоянию на 01.08.2022 доходы областного бюджета выросли на 5,7% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 11,4%, а трансферты снизились на 7,8% и в абсолютном выражении приблизились почти к уровню января-июля 2020 года. В структуре ННД наблюдается рост как по налоговым, так и по неналоговым доходам. По налоговым доходам положительная динамика поддерживается увеличением поступлений почти по всем бюджетообразующим налогам, наибольшее сложилось по налогу на прибыль и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (поступления по каждому налогу увеличились на четверть к аналогичному периоду прошлого года). Вместе с тем, по итогам семи месяцев текущего года поступления по акцизам продемонстрировали снижение к аналогичному периоду предыдущего года на 2,8%, что вызвано снижением поступлений доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты на 5,4 %, а также акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов на 9,3 %. Прогноз поступлений ННД на 2022 год консервативен – по отношению к 2021 году ожидается рост на 1,6%.
Расходы региона в 2021 году выросли на 10,6% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2021 года было направлено 92,7 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 11,3%. Гибкость расходов бюджета оценивалась на умеренно высоком уровне: доля капитальных расходов в общем объеме расходов по итогам отчетного года составила 7,1%. За январь-июль 2022 года расходы регионального бюджета выросли на 4,2% относительно аналогичного периода 2021 года. Социальные расходы составили 48,9 млрд рублей, что почти соответствует уровню семи месяцев отчетного года (+0,4%). Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал снижение на 2,8 п. п. Снижение доли социального блока связано со значительным снижение расходов по физической культуре и спорту (более чем на 70%) в связи с «высокой базой» аналогичного периода прошлого года, а также с ростом расходов по национальной экономике (+14,1%) и ЖКХ (в 3,7 раза). По итогам 2022 года ожидается рост расходов на 4,4%, в том числе по капитальным затратам в 1,3 раза.
В 2018–2019 гг., в результате получения в конце года из федерального бюджета нецелевых межбюджетных трансфертов и перевыполнения плана по ННД с учетом фактического исполнения расходов, бюджет региона исполнялся с профицитом. По итогам 2020–2021 гг. исполнение бюджета было дефицитное, в отчетном году он составил 2,5 млрд рублей или 3,1% ННД. Источниками финансирования дефицита областного бюджета являлись банковские кредиты, которые были привлечены в конце года. По итогам 2022 года регион прогнозирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 12,4 млрд рублей или 15,3% ННД. Дефицит регион планирует покрыть за счет банковских, бюджетных инфраструктурных кредитов и остатков средств на счетах.
Регион характеризовался умеренно низкой долговой нагрузкой по итогам отчетного года. Отношение долга на 01.01.2022 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 57,6%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 45,8 млрд рублей. По итогам 2022 года ожидается рост долга региона в 1,4 раза до 62,3 млрд рублей, долговая нагрузка прирастет на 19,5 п. п. и составит 77,1%. Рост долга связан с необходимостью покрытия прогнозируемого дефицита бюджета, привлечением бюджетных инфраструктурных кредитов и бюджетных кредитов на замещение рыночных заимствований для последующего предоставления муниципальным образованиям. Долговой портфель по итогам 2021 года был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 61,8%, банковских кредитов – 27,3%, облигационных займов – 10,9%. По итогам 2022 года существенных изменений в структуре долга не ожидается. Преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствовало в 2021 году умеренно низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 1,4%, что на 0,5 п. п. ниже, чем в 2020 году. Регион имеет открытые кредитные линии, доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 126,8 млрд рублей, объем расходов бюджета – 129,2 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Омской области был впервые опубликован 16.02.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 18.03.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/previous (вступила в силу 18.05.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Омской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Омской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Омской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.