Рейтинговые действия, 06.09.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Свердловской области на уровне ruАA-

Москва, 6 сентября 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Свердловской области на уровне ruАA-, прогноз по рейтингу стабильный.

Свердловская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Уральского федерального округа. Площадь территории региона составляет 194,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Екатеринбург. Экономика региона является диверсифицированной и охватывает все основные отрасли промышленного комплекса, ключевым сектором выступает обрабатывающая промышленность. Наиболее конкурентоспособными отраслями промышленности являются металлургическое производство и машиностроение.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объём ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 2,9 трлн рублей, что на 3,6% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. Положительная динамика ВРП по итогам отчетного года была поддержана увеличением промышленного производства (+1,5%), выполненных работ в сфере строительства (+9,9%), а также наращиванием оборота розничной торговли (+2,0%) и объема платных услуг населению (+19,4%). За январь-июнь 2022 года относительно аналогичного периода 2021 года индекс промышленного производства сформировался на уровне 98,6%, что обусловлено сокращением производства в обрабатывающей промышленности в результате влияния роста производственных издержек, отпускных цен на покупные комплектующие изделия и недостатка оборотных средств на ряде крупнейших предприятий. По итогам текущего года, по данным региона, индекс промышленного производства ожидается на уровне 96,0% к 2021 году.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 688,7 тыс. рублей, что положительно отразилось на рейтинговой оценке. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения и повышенная демографическая нагрузка. Численность населения региона из-за естественной убыли населения, сократилась за последние три года на 51,4 тыс. человек и составила 4264,3 тыс. человек на 01.01.2022 (далее – отчетная дата). Коэффициент естественной убыли населения изменился с 2,6 на 1000 человек в 2019 до 7,9 в 2021 году. Коэффициент демографической нагрузки, по данным региона, составил 0,785 на отчетную дату. На фоне послекризисного восстановления экономики региона в 2021 году наблюдалось снижение безработицы на 1,7 п. п. до уровня 4,1%, что ниже уровня докризисного 2019 года. За апрель-июнь 2022 года уровень безработицы составил 3,2%, при этом, в связи со сложившимися условиями внешнего санкционного давления, возможен рост безработицы.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2021 году составил 356,8 млрд рублей, что на 0,6% выше уровня 2020 года в действующих ценах. Отношение внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года сохранялось на низком уровне и составило 13,2%. В I квартале текущего года отмечался рост инвестиций (за исключением бюджетных средств) на 36,5% относительно соответствующего периода 2021 года, который был поддержан, в основном, позитивной динамикой инвестиций в обрабатывающих производствах. По итогам 2022 года регионом ожидается объем внебюджетных инвестиций в размере 398,3 млрд рублей. 

По итогам 2021 года бюджетная автономия области продемонстрировала восстановительный рост: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона составила 81,4%, что на 5,9 п. п. выше уровня 2020 года. Причиной такой динамики стали рост ННД на 35,1% и сокращение межбюджетных трансфертов на 7,2% к предыдущему году.  Наибольший вклад в увеличение поступлений по ННД (+ 76,0 млрд рублей) дали налог на прибыль организаций (+50,6 млрд рублей) и налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+12,0 млрд рублей). В результате указанной динамики структура налоговых доходов в 2021 году трансформировалась и вернулась к виду допандемийных годов: лидирующую позицию занимал налог на прибыль организаций с долей 45,6%, на втором месте находился НДФЛ с долей 32,4%, а на третьем месте – налог на имущество организаций с долей 7,6%. Диверсификация налоговых доходов региона находилась на высоком уровне: по итогам отчетного года доля крупнейшего налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составила 6,8%. По итогам первого полугодия 2022 года ННД регионального бюджета приросли на 13,2% относительно аналогичного периода 2021 года. В структуре налоговых доходов наблюдалась положительная динамика по всем бюджетообразующим налогам, при этом наибольший рост сложился по акцизам (+35,7%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+25,1%). Увеличение акцизных поступлений сложилось в результате изменений федерального законодательства, предусматривающих рост ставок акцизов, введение нового вида акциза на сталь жидкую и увеличение нормативов зачисления в региональный бюджет. Прирост поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения обусловлен увеличением количества налогоплательщиков, ростом доходов субъектов малого и среднего предпринимательства и применением повышенных налоговых ставок по УСН (20 и 8%) при превышении лимитов по уровню доходов и численности работников. Также наблюдалась положительная динамика по межбюджетным трансфертам в целом при сокращении субвенций и иных межбюджетных трансфертов. В соответствии с данными закона об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, в текущем году планировался рост доходов на 2,9% к уровню 2021 года, однако, при сохранении санкционного давления, регионом ожидается невыполнение утвержденного прогноза на 5%. Наибольшее невыполнение ожидается по налогу на прибыль организаций (отклонение на 21% к утвержденному годовому прогнозу или снижение к уровню 2021 года на 15,7%), что обусловлено прогнозируемым сокращением отчислений в региональный бюджет экспортно-ориентированных предприятий черной и цветной металлургии.

Расходы региона в 2021 году выросли на 8,9% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность: на финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение отчетного года было направлено 232,2 млрд рублей или 67,6% совокупных расходов. Гибкость расходной части бюджета региона оценивалась позитивно: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 11,8%. За первое полугодие 2022 года расходы бюджета выросли на 13,4% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составили 172,7 млрд рублей. Наибольший рост наблюдался по расходам на охрану окружающей среды (в 1,6 раза), физическую культуру и спорт (в 1,6 раза), ЖКХ (в 1,4 раза), культуру и кинематографию (в 1,3 раза) и здравоохранение (в 1,3 раза). По итогам 2022 года регионом ожидается рост расходов областного бюджета на 10,7%.

По итогам 2021 года региональный бюджет был исполнен с профицитом в размере 15,5 млрд рублей или 5,3% ННД. Согласно закону о бюджете области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, исполнение регионального бюджета в текущем году ожидается с дефицитом в размере 11,2 млрд рублей или 3,7% ННД, который будет покрыт за счет инфраструктурных бюджетных кредитов и остатков средств на счетах.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2022 оценивалась положительно: совокупный объём долгового портфеля составил 99,5 млрд рублей, что на 13,1% ниже, чем на 01.01.2021, долговая нагрузка снизилась на 18,9 п. п. и составила 34,0%. Снижение долговой нагрузки связано с погашением части долга по облигационным займам, полным погашением коммерческих кредитов и прекращением гарантийных обязательств на фоне отмеченного роста ННД. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составляла 56,9%, а остальной долг был представлен бюджетными кредитами с долей 43,1%. В 2022 году ожидается рост государственного долга до 108,6 млрд рублей в связи с привлечением бюджетных инфраструктурных кредитов и бюджетных кредитов из федерального бюджета на замещение рыночных долговых обязательств муниципальных образований региона, что приведет к незначительному росту долговой нагрузки и изменению структуры долга региона в сторону увеличения доли бюджетных кредитов. Несмотря на ожидаемый рост объема долга, долговая нагрузка региона останется на комфортном уровне. Расходы на обслуживание регионального долга в 2021 году составили 1,8% от ННД, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку. Достаточная ликвидность бюджета поддерживается доступом к краткосрочным казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета региона по итогам 2021 года составил 359,1 млрд рублей, объем расходов бюджета – 343,7 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Свердловской области был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 15.03.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/previous (вступила в силу 18.05.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Свердловской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Свердловской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Свердловской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Платежом скрашен: СФ одобрил ратификацию договоров о долгах Индии по кредитам

Известия

Почему было принято это решение и как в дальнейшем будет развиваться сотрудничество Москвы и Нью-Дели
29.11.2024

"Эксперт РА": рост доходов регионов отстает от темпов увеличения расходов

Ведомости

К концу года бюджеты субъектов могут перейти к дефициту при долговой нагрузке в 21%
29.11.2024

Татьяна Тирских на РБК ТВ об экономике российских регионов (Ростовская и Тамбовская области и Республика Коми)

Руководитель отдела региональных и суверенных рейтингов агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских в программе «День» на РБК ТВ, эфир от 6 ноября 2024 года 07.11.2024

НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024