Москва, 28 ноября 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Саратовской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.
Саратовская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Саратовская область – индустриально-аграрный регион и один из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Ведущими отраслями экономики региона являются обрабатывающие производства, сельское хозяйство, торговля и производство электроэнергии. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители пищевых продуктов, нефтепродуктов, металлургических изделий, а также производители различных видов машин и оборудования.
Область характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 984,4 млрд рублей, что на 4,6% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. По итогам 2022 года регионом ожидается ВРП на уровне 1,1 трлн рублей. В отчетном году в регионе наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства по итогам 2021 года составил 110,3%. За январь-сентябрь текущего года индекс промышленного производства сложился на уровне 98,0% к аналогичному периоду 2021 года, что было вызвано снижением экономической активности в трех отраслях промышленности: добыче полезных ископаемых (-0,7%), обрабатывающих производствах (-3,1%), а также деятельности организаций по обеспечению водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов (-31,2%). Спад в обрабатывающей промышленности вызван совокупностью ряда факторов: остановкой на плановый капитальный ремонт ряда производств, общероссийскими трендами снижения внутреннего спроса на автокомпоненты и стекло, нарушением цепочек поставок и внешними ограничениями. По итогам 2022 года индекс промышленного производства регионом ожидается на уровне 97,1%.
Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 414,1 тыс. рублей, что выше уровня 2020 года на 15,5% в действующих ценах. Негативное влияние на рейтинговую оценку оказала отрицательная динамика численности населения, которая за последние три года снизилась на 3,3% и на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составила 2,4 млн человек. Основными причинами снижения численности являются естественная и миграционная убыль. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму за последние три года в регионе составило 2,6, что оказало давление на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2021 году сложились в размере 26,2 тыс. рублей увеличившись на 8,8% к уровню предыдущего года, величина прожиточного минимума – 9,8 тыс. рублей. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 29,2 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на 2022 год в размере 11,7 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2021 года оценивается положительно. В отчетном году показатель снизился на 1,1 п. п. по сравнению с 2020 годом и составил 4,5%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. За июль-сентябрь текущего года данный показатель сложился на уровне 3,3%, что ниже значения аналогичного периода 2021 года на 0,5 п. п. По итогам 2022 года регионом ожидается безработица на уровне не более 3,8%.
Объем инвестиций в основной капитал в 2021 году составил 173,1 млрд рублей, что на 6,0% ниже, чем в 2020 году в сопоставимых ценах. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года оставалось на низком уровне и составило 18,9%, что отрицательно сказалось на рейтинговой оценке. В первом полугодии текущего года наблюдалась положительная динамика по привлечению инвестиций в экономику региона. Инвестиции в основной капитал составили 59,7 млрд рублей, что выше уровня аналогичного периода отчетного года на 5,3% в сопоставимых ценах. Основная часть объема инвестиций была направлена на развитие таких отраслей как обеспечение электрической энергией, газом, паром, кондиционирование воздуха – 20,5%, обрабатывающие производства – 20,1%, транспортировка и хранение – 16,2%. По итогам текущего года объем инвестиций ожидается на уровне 178,5 млрд рублей, что выше показателя 2021 года на 3,1% в действующих ценах.
Агентство отмечает умеренную зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2021 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов приросла на 6,6 п. п. и составила 59,4%. За отчетный год доходы бюджета региона выросли на 13,2% по сравнению с 2020 годом, в том числе ННД на 27,3%, трансферты снизились на 5,6%. Рост ННД обусловлен увеличением как налоговых (+27,1%), так и неналоговых (+36,9%) доходов. Диверсификация налоговой базы региона оценивается положительно: доля крупнейшего налогоплательщика по итогам 2021 года составила 4,9% в налоговых доходах, на долю 10 крупнейших налогоплательщиков приходилось 20,9% налоговых доходов областного бюджета. За январь-сентябрь текущего года доходы бюджета приросли на 19,3% к аналогичному уровню 2021 года, в том числе ННД на 18,3%, трансферты на 27,6%. В структуре налоговых доходов наблюдалась положительная динамика по всем бюджетообразующим налогам, наибольшая из которых произошла по налогу на прибыль организаций (+22,6%), налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+14,2%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+25,3%). Основной вклад в увеличение поступлений по налогу на прибыль внесли предприятия отрасли торговли, по НДФЛ прирост обусловлен увеличением минимального размера оплаты труда, по УСН – увеличением налогооблагаемой базы и количества налогоплательщиков. По межбюджетным трансфертам позитивная динамика обусловлена ростом объема субсидий (+43,4%) и иных межбюджетных трансфертов (в 2,0 раза) несмотря на снижение дотаций (-4,6%) и субвенций (-25,3%). В соответствии с законом о бюджете на 2022 год и плановый период 2023–2024 годы ННД в текущем году ожидаются в размере 87,8 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 1,7%, межбюджетные трансферты прогнозируются на уровне 61,8 млрд рублей с ростом к 2021 году на 9,8%.
Расходы региона в 2021 году выросли на 6,7% по сравнению с 2020 годом и составили 141,3 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность, их доля составила 70,6%. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, средств массовой информации в 2021 году было направлено 99,8 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 5,8%. Гибкость расходов бюджета оценивается на умеренном уровне: доля капитальных расходов в структуре расходов по итогам отчетного года составила 6,9%. За 9 месяцев 2022 года расходы бюджета увеличились на 18,3% относительно аналогичного периода 2021 года, социальные расходы – на 10,0% и составили 74,8 млрд рублей. Наибольший прирост наблюдается по общегосударственным вопросам (в 1,5 раза), национальной экономике (в 1,8 раза) и культуре, кинематографии (в 1,9 раза). Вместе с тем наблюдается снижение по ЖКХ (-39,4%) и здравоохранению (-1,6%). По итогам 2022 года регион ожидает объем расходов на уровне 163,6 млрд рублей, что выше показателя 2021 года на 15,8%, при этом капитальные расходы увеличатся в 1,5 раза, что обусловлено ростом расходов на реализацию национальных проектов, государственных программ РФ и Саратовской области.
Региональный бюджет по итогам 2021 года был исполнен с профицитом в размере 4,0 млрд рублей или 4,7% ННД. По итогам 2022 года ожидается исполнение бюджета с дефицитом 14,9% ННД или 13,1 млрд рублей. Без учета задействования остатков средств региона и бюджетного инфраструктурного кредита дефицит прогнозируется на уровне 6,5 млрд рублей или 7,5% ННД, который будет покрыт в основном за счет коммерческих заимствований в форме банковских кредитов.
Долговая нагрузка по итогам 2021 года сложилась на умеренном уровне: совокупные обязательства региона выросли на 6,6% и составили 55,0 млрд рублей, долговая нагрузка снизилась на 12,4 п. п. и составила 63,7%, что обусловлено увеличением ННД. По итогам 2022 года ожидается рост государственного долга до 65,5 млрд рублей, долговой нагрузки до 73,0% (без учета бюджетного инфраструктурного кредита). Увеличение долга связано с необходимостью финансирования дефицита регионального бюджета, а также привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. Диверсификация долгового портфеля оценивается положительно. На отчетную дату он был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 71,0%, банковских кредитов – 19,9%, облигационных займов – 9,1%. По итогам 2022 года кардинальных изменений в структуре долга не ожидается: доля бюджетных кредитов увеличится и составит 85,1%, банковские кредиты будут формировать 9,5% от общего объема долгового портфеля и облигационные займы – 5,4%. График погашения обязательств оценивается как комфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2022 составляет 2,5% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 7,6%, что положительно влияет на рейтинговую оценку. В регионе отмечается умеренно низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2021 год составило 1,5%. По итогам 2022 года данный показатель снизится до 1,0%, что обусловлено снижением доли коммерческого долга в долговом портфеле. Область имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета по итогам 2021 года, составил 145,3 млрд рублей, объем расходов бюджета – 141,3 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Саратовской области был впервые опубликован 16.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 06.06.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Саратовской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Саратовской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Саратовской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.