Рейтинговые действия, 18.11.2022

«Эксперт РА» пересмотрел кредитный рейтинг Ульяновской области и присвоил кредитный рейтинг на уровне ruВВВ-

Москва, 18 ноября 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» пересмотрело рейтинг кредитоспособности Ульяновской области и присвоило кредитный рейтинг на уровне ruВВВ-, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruВВВ+ со стабильным прогнозом.

Понижение рейтинга обусловлено применением обновленной методологии присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти РФ. Давление на рейтинг оказывают невысокие экономические и финансовые показатели, а также в ряде случаев негативная их динамика. Вместе с тем регион характеризуется умеренной долговой нагрузкой.

Ульяновская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует почти четверть ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, автомобилестроение, авиастроение. Область является одним из первых пилотных регионов Национальной технической инициативы.

Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2021 года (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 484,6 млрд рублей, что на 4,7% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. По итогам 2022 года регион ожидает ВРП на уровне 478,8 млрд рублей, индекс физического объема ВРП по прогнозам региона составит 95,0%. В отчетном году наблюдалось увеличение промышленного производства по сравнению с 2020 годом (индекс промышленного производства составил 111,8%). Рост промышленного производства обеспечили предприятия обрабатывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса. По итогам 9 месяцев текущего года показатели промышленности демонстрируют снижение – индекс промышленного производства составил 90,4% к аналогичному периоду прошлого года. Негативное влияние на отрицательную динамику оказала отрасль «Обрабатывающие производства», производство которой сократилось к 9 месяцам 2021 года на 11,2%, что в большей степени связано с уходом ряда иностранных компаний и частичной приостановкой деятельности группы региональных предприятий. По итогам 2022 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 94,5%. Этот показатель является одним из факторов снижения объема ВРП в текущем году.

Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывает умеренно высокий объем ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 400,1 тыс. рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения, невысокое отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума. На 01.01.2022 (далее – отчетная дата) численность населения региона составила 1204,0 тыс. человек и за последние 3 года сократилась на 2,8%. Основными причинами снижения численности являются естественная и миграционная убыль. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние три года составило 2,4. По итогам отчетного года среднедушевые денежные доходы населения сложились в размере 26,9 тыс. рублей, что на 9,4% выше уровня 2020 года, величина прожиточного минимума – 10,6 тыс. рублей. По итогам текущего года ожидается рост данных показателей на 15,1% и 16,4% соответственно. В 2023 году рост прожиточного минимума составит 10%. По итогам второго квартала 2022 года размер среднедушевых денежных доходов населения региона увеличился на 17,1% ко второму кварталу прошлого года и составил 31,0 тыс. рублей. Также давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП. Объем инвестиций в основной капитал за 2021 год составил 108,5 млрд рублей. Отношение инвестиций к ВРП за последние три года оставалось на умеренно низком уровне и составило 20,0%. По итогам 2022 года регион ожидает инвестиции в основной капитал на уровне 87,7 млрд рублей, снижение инвестиций связано с прекращением и приостановкой ряда инвестиционных проектов от реализации. Среднегодовой уровень безработицы по итогам отчетного года, на фоне восстановительных процессов, снизился на 0,6 п. п. и составил 4,3%. По итогам текущего года регион ожидает безработицу на уровне 4,4%.

Агентство отмечает умеренную зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2021 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов составила 64,4%, что на 0,8 п. п. ниже, чем по итогам 2020 года. Снижение доли связано с опережающим ростом межбюджетных трансфертов по сравнению с ростом налоговых и неналоговых доходов. За отчетный год доходы бюджета региона выросли на 13,7% по сравнению с 2020 годом, в том числе трансферты на 14,9%, ННД на 12,4%. В структуре налоговых доходов по итогам 2021 года наибольшую долю занимали акцизы – 36,7%, налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 26,7%, налог на прибыль организаций – 22,5%. По итогам 2022 года существенных изменений в структуре налоговых доходов не ожидается. Налоговая база области в отчетном году носила умеренно концентрированный характер: на долю крупнейшего налогоплательщика приходилось 15,2% налоговых доходов, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, т. к. бюджет региона существенно зависел от финансового состояния компании. Доля десяти крупнейших налогоплательщиков в налоговых доходах регионального бюджета составляла 39,0%. За прошедшие 9 месяцев текущего года доходы регионального бюджета выросли на 11,4% относительно аналогичного периода прошлого года, в том числе поступления по ННД на 12,1%, трансфертам на 6,3%. В структуре налоговых доходов увеличение поступлений наблюдалось по всем бюджетообразующим налогам. Наибольший рост сложился по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+21,4%), налогу на прибыль организаций (+15,2%), налогу на доходы физических лиц (+13,8%). Поступления по УСН приросли за счет увеличения налогооблагаемой базы и количества налогоплательщиков; НДФЛ – роста среднемесячной заработной платы в организациях области. По налогу на прибыль увеличение поступлений связано с годовыми расчетами организаций за прошлый год. Увеличение трансфертов обеспечено ростом субсидий в 1,6 раза при одновременном снижении поступлений по дотациям на 20,1%, субвенциям на 20,2% и иным межбюджетным трансфертам на 12,9%. Наращение объема субсидий произошло за счет поступлений субсидий, которые не поступали в 2021 году – на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях, на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в рамках нового строительства или реконструкции детских больниц (корпусов), а также увеличение объема субсидий на софинансирование капитальных вложений ряда объектов. По итогам текущего года регионом ожидаются поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет на 6,5% выше уровня 2021 года.

Расходы региона в 2021 году выросли на 10,2% по сравнению с 2020 годом и имели социальную направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 57,5 млрд рублей, что на 6,4% выше предыдущего года. Гибкость расходов бюджета по итогам отчетного года оценивалась положительно: доля капитальных расходов в структуре расходов составила 8,8%. За январь-сентябрь текущего года расходы областного бюджета выросли на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Расходы социального блока сложились в размере 40,5 млрд рублей, что на 5,3% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Удельный вес социальных расходов составил 63,4% или на 1,0 п. п. ниже, чем в январе-сентябре 2021 года, что связано с ростом расходов на национальную экономику на 13,2% или на 1,4 млрд рублей в результате увеличения расходов на ремонт дорог, развитие транспортной системы, сельского хозяйства, обеспечение детей-сирот жильем и т. д. По итогам текущего года регионом ожидается рост расходов регионального бюджета на 0,7%, в том числе капитальные затраты увеличатся в 1,4 раза в связи со строительством детского инфекционного корпуса ГУЗ «УОДКБ», модернизацией спортивной инфраструктуры, переселением граждан из аварийного жилищного фонда и т. д.

Региональный бюджет по итогам 2021 года был исполнен с дефицитом в размере 7,5 млрд рублей или 14,1% ННД, который был покрыт за счет заемных средств. По итогам 2022 года ожидается исполнение бюджета с дефицитом 11,4% ННД или 6,5 млрд рублей. Без учета задействования остатков средств региона и бюджетного инфраструктурного кредита дефицит составит 7,3% ННД, который будет покрыт за счет рыночных заимствований.  

Долговая нагрузка по итогам 2021 года сложилась на умеренном уровне, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Отношение долга на 01.01.2022 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 77,5%, что на 6,1 п. п. выше, чем на 01.01.2021. Совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 41,1 млрд рублей, что на 22,1% выше уровня предыдущего года. По итогам 2022 года ожидается рост государственного долга до 48,6 млрд рублей, долговой нагрузки на 8,5 п. п. (без учета бюджетного инфраструктурного кредита на 4,7 п. п.), что окажет давление на рейтинговую оценку. Основной причиной увеличения долга по итогам текущего года является финансирование заложенного дефицита регионального бюджета, а также привлечение бюджетного инфраструктурного кредита. В связи с предоставлением Минфином России в отчетном году региону бюджетного кредита на замещение коммерческого долга в сумме 13,5 млрд рублей структура долгового портфеля изменилась. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составила 54,0%, облигационные займы формировали 40,9% долга, банковские кредиты – 5,1%. По итогам текущего года структура долгового портфеля изменится в сторону увеличения доли банковских кредитов – банковские кредиты будут составлять 9,9%, бюджетные кредиты – 53,3%, облигационные займы – 36,8%.  График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.09.2022 составляла 13,7% от совокупного долга региона. В регионе стоимость фондирования находится на умеренном уровне: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2021 год составило 3,2%. Область имеет доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 82,4 млрд рублей, объем расходов бюджета – 89,9 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ульяновской области был впервые опубликован 18.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 27.05.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ульяновской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ульяновской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев оказывало Ульяновской области дополнительные услуги.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024