Рейтинговые действия, 27.05.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Ульяновской области на уровне ruВВВ+

Москва, 27 мая 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ульяновской области на уровне ruВВВ+, прогноз по рейтингу стабильный.

Ульяновская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует почти четверть ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, автомобилестроение, авиастроение. Область является одним из первых пилотных регионов Национальной технической инициативы.

Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2021 года (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 424,8 млрд рублей. По итогам 2022 года регион ожидает ВРП на уровне 437,6 млрд рублей. В отчетном году наблюдалось увеличение промышленного производства по сравнению с 2020 годом (индекс промышленного производства составил 113,3%). Рост промышленного производства обеспечили предприятия обрабатывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса.

Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывает умеренно высокий объем ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 350,8 тыс. рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки. На 01.01.2022 (далее – отчетная дата) численность населения региона составила 1204,0 тыс. человек и за последние 3 года сократилась на 2,8%. Основными причинами снижения численности являются естественная и миграционная убыль. Коэффициент демографической нагрузки на отчетную дату составил 0,816, что выше среднероссийского показателя. Также давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2021 год составил 71,3 млрд рублей. Отношение внебюджетных инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года оставалось на низком уровне и составило 16,4%. Среднегодовой уровень безработицы по итогам отчетного года, на фоне восстановительных процессов, снизился на 0,6 п. п. и составил 4,3%.

Агентство отмечает умеренную зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2021года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов составила 64,4%, что на 0,8 п. п. ниже, чем по итогам 2020 года. Снижение доли связано с опережающим ростом межбюджетных трансфертов по сравнению с ростом налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД). За отчетный год доходы бюджета региона выросли на 13,7% по сравнению с 2020 годом, в том числе трансферты на 14,9%, ННД на 12,4%. В 2021 году регион получил из федерального бюджета почти 30 млрд рублей, которые были выделены на заработную плату работникам бюджетной сферы, обеспечение жильём детей-сирот, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, решение проблем обманутых дольщиков, подготовку образовательных организаций к новому учебному году, ремонт и оснащение учреждений здравоохранения, решение вопросов водоснабжения. Положительную динамику поступлений по ННД поддержали все основные бюджетообразующие налоги. Наибольший рост сложился по налогу на прибыль организаций (+30,0%), налогу на доходы физических лиц (+11,2%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+20,9%). Лидирующую позицию по объемам поступлений в 19,0 млрд рублей занимали акцизы. Структура налоговой базы области в отчетном году носила умеренно концентрированный характер: на долю крупнейшего налогоплательщика приходилось 15,2% налоговых доходов, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, т. к. бюджет региона существенно зависел от финансового состояния компании.

Расходы региона в 2021 году выросли на 10,2% по сравнению с 2020 годом. Расходы бюджета имели социальную направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 57,5 млрд рублей, что на 6,4% выше предыдущего года. В разрезе расходов наибольшее увеличение в абсолютном выражении произошло по разделам «Национальная экономика» и «Образование» – по 2,0 млрд рублей соответственно. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал снижение на 2,3 п. п. Падение доли социального блока связано со снижением расходов по здравоохранению на 0,1%, что обусловлено большим ростом данных расходов в 2020 году в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции и физической культуре и спорту на 11,5%. Гибкость расходов бюджета по итогам отчетного года оценивалась положительно: доля капитальных расходов в структуре расходов составила 8,8%.

Региональный бюджет по итогам 2021 года был исполнен с дефицитом в размере 7,5 млрд рублей или 14,1% ННД, который был покрыт за счет заемных средств. По итогам 2022 года ожидается исполнение бюджета с дефицитом 11,1% ННД или 6,2 млрд рублей. Источниками покрытия дефицита будут являться заемные средства.

Долговая нагрузка по итогам 2021 года сложилась на умеренном уровне, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Отношение долга на 01.01.2022 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 77,5%, что на 6,1 п. п. выше, чем на 01.01.2021. Совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 41,1 млрд рублей, что на 22,1% выше уровня предыдущего года. По итогам 2022 года ожидается рост государственного долга до 47,4 млрд рублей, долговой нагрузки на 7,5 п. п. Основной причиной увеличения долга по итогам текущего года является финансирование заложенного дефицита регионального бюджета. В связи с предоставлением Минфином России в отчетном году региону бюджетного кредита на замещение коммерческого долга в сумме 13,5 млрд рублей структура долгового портфеля изменилась. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составила 54,0%, облигационные займы формировали 40,9% долга, банковские кредиты – 5,1%. По итогам 2022 года существенных изменений в структуре портфеля не ожидается. График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.01.2022 составляла 19,0% от совокупного долга региона. В связи с принятыми мерами поддержки регионов со стороны федерального центра, на фоне обострения геополитической ситуации, не подлежит погашению задолженность по бюджетным кредитам в 2022 году, а также коммерческий долг со сроком погашения март-декабрь 2022 года будет замещен на льготный бюджетный кредит с выплатой  равными долями с 2025 по 2028 год. Под данные меры подпадает часть короткого долга региона, что положительно отразится на рейтинговой оценке. В регионе стоимость фондирования находится на умеренном уровне: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2021 год составило 3,2%. Область имеет доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 82,4 млрд рублей, объем расходов бюджета – 89,9 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ульяновской области был впервые опубликован 18.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.12.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 18.05.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ульяновской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ульяновской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев оказывало Ульяновской области дополнительные услуги.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024