Москва, 29 марта 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Калининградской области на уровне ruА-. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Калининградская область (далее – область, регион) – субъект Российской Федерации, расположенный в Северо-Западном федеральном округе, граничащий с Польшей и Литвой и не имеющий сухопутных границ с остальной частью страны. Площадь территории региона составляет 15,1 тыс. кв. км, административный центр – г. Калининград. Экономика региона является высокодиверсифицированной с упором на обрабатывающую промышленность, доля которой в ВРП за 2020 год составила 18,9%. Особенностью экономики области является то, что в ней действуют различные производства, связанные с географическим положением региона: янтарные производства, рыбная ловля, добыча полезных ископаемых, а также сфера услуг для иностранцев из соседних регионов.
Регион характеризуется невысокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 574,6 млрд рублей или на 4,4% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах, что обусловлено высокими темпами роста торговли и сферы услуг. Увеличению сферы услуг способствовало развитие внутреннего туризма. По итогам 2022 года ожидается ВРП в размере 613,8 млрд рублей. Промышленное производство в отчетном году также продемонстрировало рост – индекс промышленного производства составил 102,9%. В структуре промышленного производства просела добыча полезных ископаемых – индекс производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» составил 94,5%, что обусловлено снижением добычи сырой нефти и природного газа на 10,5%.
По итогам 2021 года ВРП на душу населения, по расчетам агентства, составил 561,6 тыс. рублей, что на 6,0% выше уровня 2020 года в действующих ценах. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает, невысокая динамика роста численности населения. Область входит в число немногих регионов страны, где наблюдается прирост населения. За последние три года численность населения увеличилась на 2,5% и на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составила 1027,7 тыс. человек. В отчетном году среднегодовой уровень безработицы снизился на 0,9 п. п. до 5,0%, что на 0,2 п. п. выше среднероссийского. Несмотря на снижение данного показателя, допандемийный уровень не был достигнут. Поддержку рейтинговой оценке оказывает умеренно низкий коэффициент демографической нагрузки, который на отчетную дату, по оценке, составил 0,713. Давление на рейтинговую оценку оказывает низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Объем внебюджетных инвестиций в основной капитал, по оценке, сложился в 2021 году на уровне 64,9 млрд рублей. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года, по оценке, составило 13,8%. На территории области действует особая экономическая зона, промышленные площадки.
Агентство отмечает умеренную зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2021 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 64,8%, что на 3,9 п. п. выше уровня 2020 года. Рост доли обусловлен увеличением поступлений по ННД на 18,9% и снижением трансфертов из федерального бюджета на 2,2%. За 2021 год доходы бюджета региона выросли на 11,7% по сравнению с 2020 годом. Для целей анализа кредитоспособности региона из расчета всех показателей были элиминированы трансферты на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов особой экономической зоны. В 2021 году объем указанных трансфертов составил 40,3 млрд рублей или 33,0% совокупных доходов региона. В структуре налоговых доходов по итогам отчетного года наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц – 33,4%, налог на прибыль организаций – 25,2%, налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения (далее – УСН) – 15,0%. В структуре ННД наблюдается рост как по налоговым (+16,8%), так и по неналоговым (в 2,7 раза) доходам. По неналоговым доходам рост обусловлен увеличением поступлений от штрафов, в том числе за нарушение ПДД, а также появлением нового источника в виде доходов от операций по управлению остатками на казначейских счетах. На отчетную дату поступления по данным доходам составили 655,0 млн рублей. По налоговым доходам положительная динамика поддерживается увеличением поступлений по всем бюджетообразующим налогам. Наибольший рост сложился по налогу, взимаемому в связи с применением УСН (+39,7%) и по акцизам (+39,1%). Рост поступлений налога, взимаемого в связи с применением УСН, связан с отменой единого налога на вмененный доход и переходом налогоплательщиков на другие системы налогообложения, в том числе на УСН. По акцизам – в связи с увеличением на федеральном уровне нормативов зачисления в доходы бюджетов субъектов и изменением механизма распределения акцизов на средние дистилляты. Диверсификация налоговой базы региона оценивается положительно: доля крупнейшего налогоплательщика составила 2,8% в налоговых доходах, а на долю двенадцати крупнейших налогоплательщиков приходилось 16,7% налоговых доходов консолидированного бюджета.
Расходы региона в 2021 году выросли на 3,9% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2021 года было направлено 47,2 млрд рублей, что выше 2020 года на 6,8%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал рост на 1,6 п. п. Увеличение доли социального блока связано с ростом расходов на образование на 22,1% и снижением расходов на здравоохранение и социальную политику на 3,9% и 2,0% соответственно, что обусловлено ростом расходов в 2020 году на противоэпидемические мероприятия, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции. Гибкость расходов бюджета оценивается агентством положительно: доля капитальных расходов в общем объеме расходов составила 14,8%.
По итогам 2021 года региональный бюджет исполнен с профицитом в размере 4,7 млрд рублей или 8,8% ННД. В 2022 году, в соответствии с законом о бюджете, ожидается исполнение областного бюджета с дефицитом в размере 10,5 млрд рублей или 18,3% ННД. Источниками финансирования дефицита регионального бюджета будут остатки средств на счетах, а также коммерческие заимствования в форме государственных ценных бумаг и банковских кредитов.
По итогам отчетного года долговая нагрузка региона сложилась на комфортном уровне. В течение 2021 года объем государственного долга снизился на 4,1% и составил 22,3 млрд рублей. Долговая нагрузка на отчетную дату составила 42,0%, что на 10,1 п. п. ниже, чем на 01.01.2021, что связано с опережающим ростом ННД по сравнению со снижением долга. По итогам 2022 года ожидается рост долга в 1,3 раза, долговой нагрузки почти до уровня предыдущего года. Увеличение долга обусловлено финансированием инвестиционных проектов, а также привлечением бюджетного кредита из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в размере 1,5 млрд рублей. Долговой портфель на начало 2022 года был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 57,6%, банковских кредитов – 17,0%, облигационных займов – 15,5%, государственных гарантий – 9,9%. По итогам 2022 года существенного изменения структуры долгового портфеля не ожидается. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем, внутри года погашаются банковские кредиты. Эффективное управление долгом, а также преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствует низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД на 01.01.2022 составило 0,6%. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года составил 122,2 млрд рублей, объем расходов – 117,5 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Калининградской области был впервые опубликован 17.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 05.10.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Калининградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Калининградской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Калининградской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.