Москва, 31 января 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Ярославской области до уровня ruА-. Прогноз по рейтингу – стабильный. Ранее у региона действовал рейтинг на уровне ruВВВ+ со стабильным прогнозом.
Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой экономических и финансовых показателей, на фоне восстановления экономики региона, выразившейся ростом ВРП, снижением среднегодового уровня безработицы, повышением доли ННД в доходах бюджета, снижением уровня долговой нагрузки, а также удлинением долгового портфеля, за счет предоставления региону бюджетного кредита на замещение долговых обязательств по рыночным заимствованиям.
Ярославская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, нефтехимия, пищевая и легкая промышленность.
Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: по оценочным данным региона, объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил 650,2 млрд рублей, что на 3,5% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. По итогам отчетного года индекс промышленного производства оценивается регионом на уровне 106,3%, индекс физического объема оборота розничной торговли – 106,5%.
Положительно оценивается уровень ВРП на душу населения, который по расчетам агентства, составил 526,3 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы, по предварительным данным региона, восстановился до допандемийного уровня и по итогам 2021 года составил 5,4%, что положительно отразилось на рейтинговой оценке. Давление на рейтинговую оценку оказывает отрицательная динамика численности населения и высокая демографическая нагрузка. На 01.01.2022 (далее – отчетная дата) численность населения оценивается регионом в размере 1229,1 тыс. человек и за последние три года сокращение составило 2,4%. Коэффициент демографической нагрузки составил на отчетную дату, по прогнозу региона, 0,825. Низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП все также оказывает давление на рейтинговую оценку. По итогам 2021 года внебюджетные инвестиции оцениваются регионом на уровне 89,4 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 10,8% в действующих ценах. Отношение данных инвестиций к ВРП за последние три года составило порядка 14,0%.
Бюджет области характеризуется умеренно высоким уровнем достаточности: по предварительным данным, доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов бюджета по итогам 2021 года составила 76,2%, что на 5,6 п. п. выше уровня 2020 года, но допандемийный уровень еще не достигнут, ранее у региона данный показатель был выше 80%. За отчетный год, по предварительным данным региона, доходы регионального бюджета выросли на 15,1% по сравнению с 2020 годом, в том числе трансферты сократились на 8,3%, а ННД приросли на 24,2% и превысили бюджетные назначения на 5,1%. Основное влияние на положительную динамику оказал рост поступлений по налогу на прибыль организаций и акцизам по подакцизным товарам. По налогу на прибыль прирост поступлений связан с наращением производственных мощностей предприятий региона на фоне улучшения экономической ситуации, по акцизам – в связи с увеличением к концу года суммы акцизов на алкогольную продукцию, распределяемую в бюджеты субъектов РФ пропорционально объему розничных продаж алкогольной продукции. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренном уровне: на долю крупнейшего налогоплательщика – Филиал ООО «ПК «Балтика» – «Пивзавод «Ярпиво», пришлось 10,4% в налоговых доходах отчетного года, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.
Расходы субъекта в 2021 году, по предварительным данным, выросли на 7,4% по сравнению с 2020 годом и сложились на уровне 90,9 млрд рублей. В структуре расходов региона, как и в предыдущие годы, преобладала социальная направленность. Гибкость расходной части областного бюджета оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2021 году составила 12,0%.
Региональный бюджет традиционно исполнялся с дефицитом. По предварительным данным, в 2021 году бюджет исполнен с профицитом в размере 4,3 млрд рублей, или 5,9% ННД.
Несмотря на рост долга в 2021 году (на 5,7% до 41,8 млрд рублей), который произошел в связи с предоставлением части бюджетного кредита на замещение рыночных заимствований муниципалитетам, долговая нагрузка на отчетную дату снизилась на 10,1 п. п. в результате роста ННД и находилась на комфортном уровне (57,7%), что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2021 года структура долгового портфеля претерпела изменения. Ранее в 2017–2020 гг. в структуре долгового портфеля преобладали облигационные займы с долей более 50% от общего долга, кредиты коммерческих банков формировали порядка 3,0–10,0%, остальная часть приходилась на бюджетные кредиты. На 01.01.2022 долговой портфель был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составила порядка 68,0%, облигационные займы формировали около 32,0%. В 2021 году регионом был получен бюджетный кредит на рефинансирование коммерческого долга в размере 14,0 млрд рублей, из которого 2,3 млрд рублей было предоставлено местным бюджетам, 11,7 млрд рублей направлено на замещение задолженности по рыночным заимствованиям области, что позволило удлинить долговой портфель, а это в свою очередь положительно отразилось на рейтинговой оценке. График погашения обязательств оценивается позитивно, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.01.2022 составляет 6,0% от совокупного долга региона. Преобладание в долговом портфеле бюджетных кредитов способствовало снижению расходов на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД по итогам отчетного года снизилось на 0,7 п. п. по сравнению с 2020 годом и составило 2,7%. Область имеет доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета, по оперативным данным региона, по итогам 2021 года составил 95,2 млрд рублей, объем расходов бюджета – 90,9 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Ярославской области был впервые опубликован 26.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 13.08.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Ярославской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ярославской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ярославской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.