Москва, 17 января 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Томской области на уровне ruBBB+. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Томская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Экономика региона является диверсифицированной с упором на добычу полезных ископаемых, доля которой в ВРП за 2020 год, по оценке региона, составила около 21%. Экономика северных районов области основывается преимущественно на добыче нефти и газа. Население южных районов занято сельским хозяйством, заготовкой и переработкой древесины. Область входит в десятку российских регионов, ведущих интенсивную добычу нефти и газа. На территории области работают дочерние предприятия ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», а также другие крупнейшие российские и зарубежные компании.
Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: по оценочным данным региона, объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил 636,5 млрд рублей, что на 2,3% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. По итогам отчетного года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 102,7%, который был поддержан увеличением добычи полезных ископаемых (+1,5%) в связи с ростом добычи сырой нефти и природного газа; увеличением производства в таких отраслях как обрабатывающие производства (+5,1%) за счет увеличения обработки древесины и производства изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производства кокса и нефтепродуктов и производства резиновых и пластмассовых изделий; обеспечение электрической энергией (+11,2%).
Положительно оценивается уровень ВРП на душу населения, который по расчетам агентства, составил 597,2 тыс. рублей. По предварительным данным, численность населения региона за последние три года снизилась на 16 тыс. человек и на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составила 1061,4 тыс. человек. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2021 года регионом оценивается на уровне 7,7%. Коэффициент демографической нагрузки – на уровне 0,655. Низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП все также оказывает давление на рейтинговую оценку. По итогам 2021 года внебюджетные инвестиции оцениваются на уровне 92,9 млрд рублей, отношение инвестиций к ВРП за последние три года составляет порядка 15,0%.
Бюджет области характеризуется умеренным уровнем достаточности: по предварительным данным, доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов бюджета по итогам 2021 года составляет 64,4%, что на 4,9 п. п. выше уровня 2020 года. Рост доли обусловлен постепенным восстановлением экономики региона. За 2021 год доходы региона выросли на 13,1% по сравнению с 2020 годом, в том числе ННД на 22,5%. В структуре налоговых доходов наблюдалась положительная динамика по всем бюджетообразующим налогам. Наибольшая сложилась по налогу на прибыль организаций, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и акцизам. Рост поступлений по налогу на прибыль обусловлен низкой базой 2020 года в связи с недопоступлением налога из-за коронакризиса, по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системой налогообложения – ростом количества предприятий, применяющих данный налоговый режим, по акцизам – увеличением перераспределения поступлений по акцизам на нефтепродукты по сравнению с 2020 годом.
Расходы субъекта в 2021 году, по предварительным данным, выросли на 5,3% по сравнению с 2020 годом и сложились на уровне 90,8 млрд рублей. В структуре расходов региона также преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2021 году направлено 61,3 млрд рублей, что сформировало 67,5% всех расходов региона. По итогам 2021 года капитальные расходы выросли почти в 2,0 раза по сравнению с 2020 годом, на долю капитальных вложений в расходах бюджета пришлось порядка 13,0%, что поддержало гибкость бюджета. Такой рост капитальных вложений связан с реализацией в рамках национальных проектов крупных инвестиционных проектов, а также началом реализации на территории региона программы модернизации первичного звена здравоохранения.
Бюджет региона традиционно исполняется с дефицитом. По итогам 2021 года, по предварительным данным, бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,6 млрд рублей или 8,3% ННД. Основным источником покрытия дефицита являлись облигационные займы.
По итогам 2021 года долг области вырос до 48,4 млрд рублей, при этом долговая нагрузка, по предварительным данным, снизилась до 87,1% в связи с ростом ННД. Портфель долга на 01.01.2022 сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 64,3% и облигаций – 35,7%. В 2021 году регионом был получен бюджетный кредит на рефинансирование коммерческого долга в размере 20,2 млрд рублей, из которого 14,8 млрд рублей направлено на замещение задолженности по рыночным заимствованиям области, что позволило удлинить долговой портфель. Остаток бюджетного кредита в размере 5,4 млрд рублей планируется также направить на погашение долговых обязательств в виде государственных ценных бумаг в 2022 году. График погашения обязательств оценивается позитивно, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2021 составляет 13,7% от совокупного долга региона. Для региона характерна умеренно высокая стоимость фондирования – отношение расходов по обслуживанию долга к ННД по итогам отчетного года сложилась на уровне 3,7%. Область имеет доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета, по оперативным данным региона, по итогам 2021 года, составил 86,2 млрд рублей, объем расходов бюджета – 90,8 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Томской области был впервые опубликован 27.07.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 26.07.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Томской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Томской области принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Томской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.