Москва, 25 февраля 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Чувашской Республики на уровне ruА. Прогноз по рейтингу - стабильный.
Чувашская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, торговля, деятельность по операциям с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители машиностроения, электрооборудования, химических веществ и пищевых продуктов. Сельское хозяйство региона специализируется на производстве зерна, картофелеводстве, овощеводстве, хмелеводстве, мясомолочном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве.
Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 352,0 млрд рублей, что на 1,8% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. Прирост ВРП обеспечен, прежде всего, ростом производства в отдельных отраслях промышленности, реализацией инвестиционных проектов, значительными темпами роста розничного товарооборота и объема платных услуг населению. По итогам 2022 года регионом ожидается рост ВРП на 2,2% к уровню 2021 года или до 372,7 млрд рублей. Вместе с тем, в регионе наблюдалось снижение промышленного производства в отчетном году – индекс промышленного производства составил 98,5%. В структуре промышленного производства снижение наблюдается по обрабатывающей промышленности (-2,1% к уровню 2020 года) и обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (-0,2%).
Низкий уровень показателей благосостояния оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку: ВРП на душу населения по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 291,4 тыс. рублей, коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) – 0,807, численность населения за последние три года сократилась на 2,1% и составила на отчетную дату 1197,9 тыс. человек. Основными причинами снижения численности населения являются сокращение рождаемости и отрицательное сальдо миграции. Помимо этого, давление на рейтинговую оценку оказывает низкий объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП, который за последние три года составил 14,1%. По итогам 2021 года внебюджетные инвестиции приросли на 9,0% в действующих ценах, но докризисных значений не были достигнуты. На территории региона действуют зоны опережающего развития: индустриальные парки, территория опережающего социально-экономического развития «Канаш», которые способствуют привлечению инвестиций и реализации новых проектов. Уровень безработицы в отчетном году снизился до допандемийного значения, по предварительным данным региона, он составил 4,7%, что оказало поддержку рейтинговой оценке.
Агентство отмечает высокую зависимость республиканского бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона по итогам 2021 года составила 46,9%, что на 2,4 п. п. выше уровня 2020 года. За отчетный год доходы бюджета региона выросли на 10,2% по сравнению с предыдущим годом, в том числе ННД на 16,0%, трансферты на 6,1%. В структуре ННД наблюдалась положительная динамика по всем основным бюджетообразующим налогам. Несмотря на положительные результаты 2021 года, прогноз по поступлениям ННД на 2022 год консервативен, регион ожидает снижение поступлений по ННД на 4,1% к уровню 2021 года. В структуре безвозмездных поступлений по итогам 2021 года наблюдался рост по иным межбюджетным трансфертам (на 23,3%) и субсидиям (на 27%), по дотациям и субвенциям снижение.
Расходы региона в 2021 году выросли на 10,1% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность, как и ранее. Гибкость расходов бюджета оценивается на умеренно высоком уровне: доля капитальных расходов в общем объеме расходов по итогам отчетного года составила 8,3%.
На протяжении последних шести лет бюджет региона исполняется с профицитом, что оказывает поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2021 года профицит бюджета составил 0,9 млрд рублей или 2,4% ННД. По итогам 2022 года регион прогнозирует исполнение бюджета с дефицитом 3,8 млрд рублей или 10,8% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства кредитных организаций.
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне, что оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку. Отношение долга на 01.01.2022 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 21,9%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 8,0 млрд рублей. В течение 2021 года республика сократила долговые обязательства на 10,4%. По итогам 2022 года ожидается рост долговых обязательств почти в два раза, в связи с необходимостью покрытия прогнозируемого дефицита бюджета. Долговая нагрузка вырастит также почти в два раза, но будет оставаться на комфортном уровне. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 99,7%, государственные гарантии формировали 0,3% всех обязательств. По итогам 2022 года ожидается изменение структуры долга, портфель будет состоять порядка из 60% бюджетных кредитов, остальную долю будут занимать банковские кредиты. Для региона характерна низкая стоимость фондирования в связи с почти со 100% составом долгового портфеля из бюджетных кредитов: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2021 год составило 0,03%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Регион имеет открытые банковские линии, доступ к казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 77,4 млрд рублей, объем расходов бюджета – 76,5 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Чувашской Республики был впервые опубликован 18.06.2014. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.09.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Чувашской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Чувашской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Чувашской Республике дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.