Москва, 27 декабря 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» пересмотрело рейтинг кредитоспособности Томской области и присвоило кредитный рейтинг на уровне ruВВВ-, прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruВВВ+ со стабильным прогнозом.
Понижение рейтинга обусловлено применением обновленной методологии присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти РФ. Давление на рейтинг оказывают невысокие экономические и финансовые показатели, а также в ряде случаев негативная их динамика. Вместе с тем регион характеризуется умеренно высокой долговой нагрузкой и низкой инвестиционной активностью.
Томская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Экономика региона является диверсифицированной с упором на добычу полезных ископаемых, доля которой в ВРП за 2021 год, по оценке региона, составила 22,8%. Экономика северных районов области основывается преимущественно на добыче нефти и газа. Население южных районов занято сельским хозяйством, заготовкой и переработкой древесины. Область входит в десятку российских регионов, ведущих интенсивную добычу нефти и газа. На территории области работают дочерние предприятия ПАО «Газпром», а также других крупнейших российских компаний.
Регион характеризуется умеренными размерными характеристиками: по оценочным данным региона, объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год) составил 693,7 млрд рублей, что на 0,8% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. По итогам 2022 года регионом ожидается ВРП на уровне 764,6 млрд рублей, индекс физического объема ВРП на уровне 98,7%, что связано с негативными последствиями введенных санкций. В отчетном году в регионе наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства по итогам 2021 года составил 107,3%. Положительная динамика была поддержана увеличением производства во все отраслях промышленности. По итогам 10 месяцев текущего года показатели промышленности продемонстрировали небольшое снижение – индекс промышленного производства составил 99,5% к аналогичному периоду прошлого года, что было связано со снижением экономической активности во всех отраслях промышленности: добыче полезных ископаемых (-0,5%), обрабатывающих производствах (-0,4%), деятельности организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (-0,1%), а также деятельности организаций по обеспечению водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов (-4,4%). По итогам 2022 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 99,1%.
Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2021 года, по расчетам агентства, составил 648,7 тыс. рублей, что выше уровня 2020 года на 25,2% в действующих ценах. Прирост показателя обусловлен ростом ВРП и снижением численности населения. На 01.01.2022 (далее – отчетная дата) численность населения составила 1,1 млн человек и за последние три года сократилась на 0,8%, что оказало давление на рейтинговую оценку. Основными причинами снижения численности являются как естественная убыль, так и миграционный отток населения. Также давление на рейтинговую оценку оказало умеренно низкое среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе, которое за последние три года составило 2,5. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2021 году сложились в размере 31,0 тыс. рублей увеличившись на 7,4% к уровню предыдущего года, величина прожиточного минимума – 12,2 тыс. рублей. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 34,9 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на 2022 год в размере 14,0 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2021 года оценивается на умеренном уровне. В отчетном году показатель снизился на 1,8 п. п. по сравнению с 2020 годом и составил 6,8%. За август-октябрь текущего года данный показатель сложился на уровне 4,0%, что ниже значения аналогичного периода 2021 года на 1,5 п. п. По итогам 2022 года регионом ожидается безработица на уровне 6,6%.
Объем инвестиций в основной капитал в 2021 году составил 114,7 млрд рублей, что на 1,4% выше, чем в 2020 году в сопоставимых ценах. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года оставалось на низком уровне и составило 17,0%, что отрицательно сказалось на рейтинговой оценке. В январе-сентябре текущего года в регионе наблюдалось снижение инвестиционной активности, инвестиции в основной капитал составили 71,0 млрд рублей, что ниже уровня аналогичного периода отчетного года на 16,6% в сопоставимых ценах. Определяющее влияние на динамику объема инвестиций оказало снижение инвестиций в добычу полезных ископаемых (-18,3%), обрабатывающие производства (-0,4%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (-0,2%), строительство (-6,8%), сельское и лесное хозяйство (-34,6%), занимающих высокую долю инвестиционных вложений области. Снижение инвестиционной активность в январе-сентябре 2022 года связано с осуществлением структурной перестройки производственно-логистических цепочек, в том числе поиском новых поставщиков технологий, оборудования, материалов, комплектующих, рынков сбыта, из-за санкционных ограничений и «добровольного отказа» иностранных партнеров от сотрудничества с российскими компаниями, а также роста цен на товары инвестиционного назначения и строительные материалы. По итогам текущего года объем инвестиций ожидается на уровне 111,0 млрд рублей, что ниже показателя 2021 года на 13,0% в сопоставимых ценах.
Бюджет области характеризуется умеренным уровнем достаточности: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов бюджета по итогам 2021 года составила 64,4%, что на 4,9 п. п. выше уровня 2020 года. За отчетный год доходы региона выросли на 13,3% по сравнению с 2020 годом, в том числе ННД на 22,8%, трансферты снизились на 2,2%. В структуре налоговых доходов наблюдалась положительная динамика по всем бюджетообразующим налогам. Наибольшая сложилась по налогу на прибыль организаций (+56,3%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+38,2%) и акцизам (+23,9%). Диверсификация налоговой базы оценивается на умеренном уровне, доля крупнейшего налогоплательщика составила 10,4% в налоговых доходах, на долю 10 крупнейших налогоплательщиков приходилось 30,7% налоговых доходов областного бюджета. За 10 месяцев текущего года поступления по ННД выросли на 24,3% к аналогичному периоду 2021 года. Положительная динамика сложилась за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль организаций (+36,6%), налогу на доходы физических лиц (+16,0%), налогу на имущество организаций (в 1,4 раза). По итогам 2022 года регион ожидает рост поступлений ННД до 65,9 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 18,5%, межбюджетные трансферты сократятся на 3,2% и составят 28,5 млрд рублей.
Расходы субъекта в 2021 году выросли на 5,3% по сравнению с 2020 годом и сложились на уровне 90,8 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2021 году было направлено 61,3 млрд рублей, что сформировало 67,5% всех расходов региона. Гибкость расходов бюджета оценивается на умеренно высоком уровне: доля капитальных расходов в структуре расходов по итогам отчетного года составила 8,5%. Капитальные расходы в 2021 году приросли в 1,5 раза, что связано с завершением основного объёма работ по строительству восьми детских садов (4 объекта введены в эксплуатацию в 2021 году), а также завершением основного объёма строительно-монтажных работ на строящемся хирургическом корпусе Томского онкологического диспансера. По итогам текущего года ожидается рост капитальных расходов в 1,4 раза по сравнению с 2021 годом в связи с предоставлением неиспользованных остатков средств федерального бюджета на приобретение медицинского оборудования и дополнительно выделенными федеральными средствами на реконструкцию автодороги Камаевка-Асино-Первомайское. За январь-октябрь текущего года расходы областного бюджета выросли на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 70,3 млрд рублей, в том числе социальные расходы увеличились на 2,6% и составили 47,2 млрд рублей. По итогам текущего года регион ожидает объем расходов на уровне 93,6 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 3,1%.
Бюджет региона традиционно исполняется с дефицитом. По итогам 2021 года бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,4 млрд рублей или 7,9% ННД, что оказало давление на рейтинговую оценку. По итогам 2022 года, по данным региона, исполнение бюджета ожидается бездефицитным.
На 01.01.2022 совокупный долг области вырос на 14,7% по сравнению с аналогичной датой прошлого года и составил 48,4 млрд рублей, при этом долговая нагрузка снизилась на 6,1 п. п. до 86,9%, что обусловлено ростом ННД. По итогам 2022 года ожидается рост государственного долга до 49,2 млрд рублей, при этом долговая нагрузка снизится до 74,7%, что также связано с ожидаемым увеличением поступлений ННД. Несмотря на снижение долговой нагрузки, она все-равно будет оказывать давление на рейтинговую оценку. Увеличение долга связано с привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. Портфель долга на 01.01.2022 был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 64,3% и облигаций – 35,7%. Область одна из немногих регионов, которая помимо биржевых облигаций активно размещает облигации для населения, объем которых в обращении на 01.11.2022 составил 0,3 млрд рублей. По итогам 2022 года произойдет изменение структуры долга региона в сторону увеличения доли бюджетных кредитов – 73,0%, облигационные займы будут формировать 27,0% от общего объема долгового портфеля. График погашения обязательств оценивается как комфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.01.2023 составляет 11,4% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 11,1%. В регионе отмечается умеренная стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2021 год составило 3,7%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года ожидается снижение данного показателя до 1,8% в связи с увеличением доли бюджетных кредитов в долговом портфеле. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 86,4 млрд рублей, объем расходов бюджета – 90,8 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Томской области был впервые опубликован 27.07.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 08.07.2022.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current; (вступила в силу 02.09.2022).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Томской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Томской области принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Томской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.