Рейтинговые действия, 01.12.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Нижегородской области на уровне ruА

Москва, 1 декабря 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Нижегородской области на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.

Нижегородская область (далее – область, регион) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 76,6 тыс. кв. км, административный центр – г. Нижний Новгород. Регион является одним из крупнейших индустриальных центров России и характеризуется диверсифицированной экономикой с акцентом на обрабатывающие производства. В структуре обрабатывающих производств основное место занимают нефтепереработка, металлургия, химическое производство и производство автотранспортных средств. Кроме того, существенную долю в структуре экономики занимает оптовая и розничная торговля и операции с недвижимым имуществом.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2021 год (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 1,7 трлн рублей, что на 6,5% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. По итогам текущего года регионом ожидается объем ВРП в размере 1,9 трлн рублей.  В 2021 году наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства составил 116,3% в результате положительной динамики производства по всем отраслям промышленного сектора. За январь-сентябрь 2022 года относительно аналогичного периода 2021 года индекс промышленного производства сформировался на уровне 100,2%. В положительной зоне оказались показатели динамики добывающих производств (+11,3%), обрабатывающей промышленности (+0,4%). Металлургия, производство нефтепродуктов и химические производства, являющиеся тремя из четырех основных секторов обрабатывающей промышленности, продемонстрировали рост производства, однако в автопроме, занимающем в структуре обработки региона порядка 15%, ситуация остается крайне сложной в результате санкционных запретов на поставки комплектующих. С учетом сложившейся динамики, а также оценок промышленных предприятий области, сокращение индекса промышленного производства по итогам 2022 года может составить до 3%.

По расчетам агентства, ВРП на душу населения региона по итогам отчетного года составил 547,6 тыс. рублей, что положительно отразилось на рейтинговой оценке. Негативное влияние на рейтинговую оценку оказала отрицательная динамика численности населения. За последние три года численность сократилась на 70,4 тыс. человек и составила 3 144,3 тыс. человек на 01.01.2022. Основной причиной снижения численности населения стала естественная убыль: в результате снижения рождаемости и роста смертности коэффициент естественной убыли населения вырос более, чем в 2 раза – с 5,1 промилле в 2018 году до 11,6 промилле в 2021 году. По итогам текущего года ожидается продолжение сокращения численности населения, в том числе в результате миграционного оттока. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за последние три года составило 3,4, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения региона в 2021 году увеличились на 11,1% до 37,6 тыс. рублей, величина прожиточного минимума (далее – ВПМ) – на 3,8% до 10,8 тыс. рублей. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 41,9 тыс. рублей, а ВПМ установлена на 2022 год в размере 13,1 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы в 2021 году составил 4,2%, что на 0,4 п. п. ниже уровня 2020 года, за июль-сентябрь 2022 года безработица составила также 4,2%. Ситуация на рынке труда в регионе остается стабильной в результате поддержки со стороны государства и оптимизации предприятиями своего бизнеса и производства в допустимых законодательством пределах (вводили режимы неполной занятости). По итогам 2022 года регионом ожидается сохранение безработицы на уровне 4,2%.

Объем инвестиций в основной капитал в 2021 году вырос по сравнению с 2020 годом на 0,4% в сопоставимых ценах и составил 385,6 млрд рублей. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 21,3%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Благодаря усилиям бизнеса и поддержке государства, инвестиционные проекты продолжают развиваться в текущих условиях: в 1 полугодии 2022 года инвестиции приросли на 3,6% в сопоставимых ценах. По итогам 2022 года регионом ожидается объем инвестиций в основной капитал в размере 394,0 млрд рублей.

Бюджетная автономия региона находится на высоком уровне: в 2021 году доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета составила 72,8%, что на 4,9 п. п. выше уровня 2020 года в связи с ростом ННД на 24,1% при сокращении объема межбюджетных трансфертов на 5,3% к предыдущему году. Положительная динамика ННД сложилась, преимущественно, за счет увеличения поступлений по налоговым доходам, в том числе по основным бюджетоформирующим налогам: налогу на прибыль организаций (+46,2%), налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+9,4%) и акцизам (+21,9%). Негативная динамика межбюджетных трансфертов обусловлена снижением объема дотаций (-47,0%) и субвенций (-15,6%). Диверсификация налоговой базы региона оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2021 году составила 3,7% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 20,0% налоговых доходов регионального бюджета. За десять месяцев текущего года доходы региона приросли на 17,5%, в том числе ННД на 19,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В структуре налоговых доходов положительная динамика наблюдается по всем бюджетообразующим налогам, в том числе по налогу на прибыль организаций (+18,1%), НДФЛ (+13,8%), акцизам (+19,9%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+22,3%), налогу на имущество организаций (+16,9%). Факторами, повлиявшими на прирост налоговых поступлений, являются рост в текущем году платежей крупных налогоплательщиков области, увеличение выплачиваемой заработной платы на промышленных предприятиях, увеличение норматива отчислений в бюджет региона и рост ставок по отдельным подакцизным товарам, рост налогооблагаемой базы и количества налогоплательщиков, работающих по УСН, а также переоценка остаточной стоимости имущества крупной организации и ввод в эксплуатацию новых основных средств. По межбюджетным трансфертам наблюдалась позитивная динамика относительно аналогичного периода 2021 года (+8,9%), что обусловлено ростом субсидий (+43,2%), несмотря на сокращение объема дотаций (-43,2%), субвенций (-13,9%) и иных межбюджетных трансфертов (-6,8%). По данным региона, по итогам 2022 года регионом ожидается рост доходов на 1,9%, при этом рост по ННД составит 5,8%.

Расходы региона в 2021 году выросли на 7,5% по сравнению с 2020 годом. На финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт в течение отчетного года было направлено 152,0 млрд рублей или 63,0% совокупных расходов. Гибкость расходной части бюджета региона оказала позитивное влияние на рейтинговую оценку: по расчетам агентства, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в отчетном году составила 10,6%. За десять месяцев 2022 года расходы бюджета выросли на 25,5% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составили 228,6 млрд рублей. Среди наиболее существенных направлений расходов наибольший рост наблюдался по расходам на национальную экономику (в 1,6 раза) и жилищно-коммунальное хозяйство (в 2,1 раза). Рост расходов на национальную экономику сложился за счет реализации инфраструктурных проектов (средства бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов) и удорожания стоимости материалов и услуг, а на жилищно-коммунальное хозяйство – за счет поступлений от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и увеличения расходов на реализацию национального проекта «Жилье и городская среда». Расходы на социальный блок выросли на 10,9%, однако на фоне опережающего роста вышеуказанных расходов их доля в структуре расходов снизилась на 7,8 п. п. относительно аналогичного периода 2021 года и составила 59,1%.  Согласно данным области, по итогам 2022 года ожидается рост расходов регионального бюджета на 23,5%, в том числе капитальных затрат в 1,5 раза. Увеличение расходов капитального характера связано c реализацией мероприятий адресной инвестиционной программы, программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019–2025 годы» и мероприятий в рамках заключенных концессионных соглашений.

В 2021 году бюджет региона был исполнен с профицитом. По данным региона, исполнение бюджета в 2022 году планируется с дефицитом в размере 48,2 млрд рублей или 25,5% от ННД. Без учета остатков средств на счетах региона и бюджетного инфраструктурного кредита дефицит региона составит 2,0 млрд рублей или 1,1% от ННД, который будет профинансирован за счет банковских кредитов.

Долговая нагрузка региона находилась на умеренном уровне: объем совокупных долговых обязательств на 01.01.2022 составлял 104,6 млрд рублей, или 58,1 % (за вычетом бюджетного инфраструктурного кредита) от ННД за предыдущие 12 месяцев. По итогам 2022 года ожидается, что долг вырастит на 29,0% в результате привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов, бюджетных кредитов из федерального бюджета на замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона, а также банковских кредитов на финансирование дефицита и увеличения объема гарантийных обязательств. Долговая нагрузка (за вычетом бюджетного инфраструктурного кредита) прирастет на 2,9 п. п. и составит 61,0%. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован из бюджетных кредитов, доля которых составляла 52,5%, облигационных займов с долей 47,4% и гарантийных обязательств с долей 0,1%. По итогам 2022 года в структуре долга ожидается увеличение бюджетных кредитов и гарантийных обязательств до 66,5% и 0,2% соответственно, снижение облигационных займов до 17,0%, а также появление банковских кредитов с долей 2,5%. Расходы на обслуживание регионального долга в 2021 году составили 1,8% от ННД, что оказало умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку. График погашения обязательств оценивается позитивно, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2022 составляет 11,7% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 8,1%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета Нижегородской области по итогам 2021 года составил 245,1 млрд рублей, объем расходов бюджета – 241,3 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Нижегородской области был впервые опубликован 05.02.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 09.06.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Нижегородской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Нижегородской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Нижегородской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024