Рейтинговые действия, 24.08.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Пермского края на уровне ruА

Москва, 24 августа 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Пермского края на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.

Пермский край (далее - регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Административный центр края – город Пермь.  Край является одним из экономически развитых регионов России, ключевыми секторами экономики выступают обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых. Ведущими отраслями в обрабатывающей промышленности являются химическое производство, машиностроение, производство нефтепродуктов, производство пищевых продуктов, металлургический комплекс и производство бумажной продукции.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке региона, за 2021 год (далее – отчетный год) составил 1,6 трлн рублей, что почти на 2,0% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах. По итогам 2022 года регион ожидает незначительное снижение ВРП. В отчетном году, на фоне восстановления экономики, в регионе наблюдалось увеличение промышленного производства – индекс промышленного производства составил 105,3%. По итогам первого полугодия текущего года индекс промышленного производства составил 100,5% к аналогичному периоду прошлого года. Позитивный вклад в динамику промышленного производства края внесли такие виды промышленной деятельности как: производство пищевых продуктов, напитков, одежды, бумаги и бумажных изделий, лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, прочей неметаллической минеральной продукции, готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования, машин и оборудования, не включенных в другие группировки, прочих готовых изделий. Рост индекса промышленного производства связан, в большинстве случаев, с ростом спроса на данного вида продукцию, который обуславливает увеличение объемов заказов, а соответственно и рост объемов производства. По итогам 2022 года регионом ожидается положительная динамика промышленного производства.

Регион характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения. По расчетам агентства, значение показателя в 2021 году составило 606,6 тыс. рублей или на 11,9% выше уровня 2020 года в действующих ценах, что обусловлено ростом ВРП. Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки населения. За последние три года численность населения сократилась на 2,1% и составила 2556,9 тыс. человек на 01.01.2022 (далее – отчетная дата). Неблагоприятные тенденции в динамике численности края обусловлены отрицательным естественным движением. Коэффициент демографической нагрузки сложился на отчетную дату на уровне 0,780. Помимо этого, давление на рейтинговую оценку оказывает низкий объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП, который за последние три года составил 13,5%. В отчетном году наблюдалось снижение уровня безработицы до 4,6% с 5,7% в 2020 году. В апреле-июне текущего года уровень безработицы составил 3,5%. Регионом принимаются все меры чтобы не допустить роста напряженности на рынке труда в дальнейшем.

До пандемийного года край всегда характеризовался высоким уровнем бюджетной обеспеченности (более 80%). По итогам 2021 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов подросла на 10,7 п. п. и составила 75,7%, но еще не достигла допандемийного уровня, тем не менее, увеличение доли положительно отразилось на рейтинговой оценке. По итогам отчетного года доходы регионального бюджета выросли более чем на треть (+36,5%) по сравнению с предыдущим годом, в том числе ННД в 1,6 раза, а трансферты продемонстрировали снижение на 8,5%. Доходная часть краевого бюджета была подвержена умеренно высоким рискам в связи с увеличившейся зависимостью от крупнейшего налогоплательщика, на долю которого пришлось 14,3% налоговых доходов регионального бюджета по итогам 2021 года. Ранее доля крупнейшего налогоплательщика в налоговых доходах составляла порядка 7,0%. По состоянию на 01.07.2022 доходы бюджета региона выросли на 25,2% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 23,0%, трансферты на 16,0%. По налоговым доходам положительная динамика поддерживается увеличением поступлений по всем основным бюджетоформирующим налогам, в том числе по налогу на прибыль организаций (+27,3%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+13,8%), налогу на имущество организаций (+28,0%), налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (+7,5%) и акцизам (+31,6%). Рост по налогу на прибыль обусловлен увеличением налогооблагаемой прибыли по итогам работы предприятий – налогоплательщиков за 2021 год и, соответственно, поступлением в бюджет края в 2022 году годовых расчетов, а также увеличением поступлений от организаций химического сектора экономики в связи с ростом цен на продукты нефтехимии, нефтегазовой отрасли в результате роста цен на нефть, сектора оптово-розничной торговли из-за роста средних цен реализации природного газа на экспорт. В отраслевой структуре поступлений налога основную долю составляют поступления от налогоплательщиков обрабатывающих производств, осуществляющих добычу полезных ископаемых, занимающихся торговлей, ведущих профессиональную, научную и техническую деятельность. По НДФЛ – в связи с ростом фонда заработной платы и увеличением премиальных выплат. Несмотря на положительную динамику поступлений ННД по итогам первого полугодия 2022 года, по данным региона, прогноз поступлений по данным доходам на 2022 год пессимистичен – по отношению к 2021 году, ожидается снижение примерно на 8%.

Расходы края по итогам 2021 года выросли на 4,0% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 120,1 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 4,3%. Гибкость расходов бюджета оценивалась на умеренном уровне: доля капитальных расходов в общем объеме расходов по итогам отчетного года составила 6,8%. За первое полугодие 2022 года расходы регионального бюджета выросли на 23,7% относительно аналогичного периода 2021 года. Социальные расходы составили 63,7 млрд рублей, что на 18,0% выше первого полугодия 2021 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах краевого бюджета показал снижение на 3,2 п. п. Снижение связано со значительным увеличением доли расходов по национальной экономике (на 5,5 п. п.), что связано с увеличением данных расходов в абсолютном выражении почти в 2 раза в связи с ростом объемов дорожного строительства, удорожанием стоимости объектов, в том числе за счет увеличения объемов финансирования из федерального бюджета. По итогам 2022 года, по данным региона, ожидается рост расходов на 17,5%.

В 2021 году региональный бюджет был исполнен с профицитом в 29,5 млрд рублей или 18,4% ННД. По итогам 2022 года прогнозируется исполнение бюджета с дефицитом в размере 28,4 млрд рублей или 19,2% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства банков, инфраструктурные бюджетные кредиты и изменение остатков на счете бюджета.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2022 оценивалась положительно: совокупный объем долгового портфеля составил 14,2 млрд рублей, что почти в 3 раза ниже, чем на 01.01.2021; долговая нагрузка в отчетном году снизилась на 31,7 п. п. и составила 8,8%. Из-за необходимости покрытия прогнозируемого дефицита бюджета, а также привлечение бюджетных инфраструктурных кредитов и предоставлением из краевого бюджетного кредита г. Перми за счет средств федерального бюджетного кредита на замещение рыночных заимствований, в текущем году ожидается рост долга до 30,9 млрд рублей, долговой нагрузки примерно до 21%. Несмотря на рост долговых обязательств, долговая нагрузка останется на низком уровне и будет оказывать положительное влияние на рейтинговую оценку. Долговой портфель на отчетную дату состоял на 100% из бюджетных кредитов. По итогам 2022 года ожидается изменение структуры долгового портфеля в связи с планируемым привлечение банковских заимствований. Край демонстрирует эффективное управление долговым портфелем. В начале отчетного года были погашены более дорогие банковские кредиты за счет доступа к казначейскому финансированию, что позволило существенно сэкономить на процентных расходах. Эффективное управление долгом обусловило невысокий уровень расходов на его обслуживание – 0,1% ННД. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года составил 211,6 млрд рублей, объем расходов – 182,2 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Пермского края был впервые опубликован 09.09.2021. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.03.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 18.05.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Пермского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Пермского края принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Пермскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024