Москва, 15 апреля 2022 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Карелия на уровне ruВВВ-, прогноз по рейтингу стабильный.
Республика Карелия (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Площадь территории региона составляет 180,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Петрозаводск. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающие производства, добычу полезных ископаемых, транспортировку и хранение. Наибольший вес в экономике республики имеют добыча полезных ископаемых (16,8%), обрабатывающие производства (15,9%). В структуре обрабатывающего производства преобладает лесопромышленный комплекс, пищевая промышленность, металлургический комплекс, производство машин, транспортных средств и оборудования. Республика Карелия обладает значительными запасами лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Природные ресурсы региона составляют основу ее инвестиционного потенциала.
Республика характеризуется невысокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2021 году (далее – отчетный год), по оценке региона, увеличился с 319,4 млрд рублей в 2020 году до 380,0 млрд рублей. Такой рост показателя обусловлен улучшением экономической ситуации в регионе. В отчетном году в республике наблюдалось увеличение промышленного производства – индекс промышленного производства составил 101,4%. Наибольший рост произошел в области водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (+18,1%) и добычи полезных ископаемых (+3,9%). По итогам 2022 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 102,0%.
ВРП на душу населения в 2021 году, по расчетам агентства, составил 627,0 тыс. рублей, увеличившись на 20,1 % к уровню 2020 года в действующих ценах. Высокий прирост показателя обусловлен ростом ВРП и снижением численности населения. Давление на рейтинговую оценку оказала низкая численность населения, отрицательная ее динамика и высокий уровень коэффициента демографической нагрузки. За 3 года численность населения сократилась на 15,0 тыс. человек и на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составила 603,1 тыс. человек. Основными причинами снижения численности является естественная убыль, а также отток населения в другие регионы. Коэффициент демографической нагрузки на отчетную дату составил 0,816. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2021 года снизился на 2,1 п. п. по сравнению с 2020 годом и достиг своего минимума за последние 9 лет – 6,6%, ранее у региона данный показатель составлял в среднем 8,5%. По итогам 2022 года регионом ожидается безработица на уровне 7,0%. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2021 год составил 60,0 млрд рублей, что на 37,3% больше, чем в 2020 году в действующих ценах. Рост инвестиционной активности со стороны крупного и среднего бизнеса отмечен в сфере добычи полезных ископаемых, обработки древесины и производства изделий из дерева, металлургического производства, строительства, деятельности в области информации и связи. Среди наиболее значимых инвестиционных проектов – второй этап реконструкции с целью повышения производительности АО «Сегежский ЦБК», действующего в составе одного из крупнейших российских лесопромышленных холдингов. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года осталось на низком уровне и составило 14,1%. В регионе действуют три территории опережающего социально-экономического развития – «Надвоицы», «Кондопога» и «Костомукша», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Бюджет республики по итогам 2021 года характеризовался низким уровнем достаточности. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в отчетном году в структуре доходов приросла на 10,0 п. п. по сравнению с 2020 годом и составила 54,8%, тем самым немного превысив уровень допандемийного года. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимали налог на прибыль организаций – 34,9% и налог на доходы физических лиц – 28,8%. За 2021 год доходы регионального бюджета выросли на 20,6% по сравнению с 2020 годом, в том числе ННД на 47,6%, трансферты из федерального бюджета снизились на 3,7%. Основное влияние на положительную динамику налоговых доходов оказал рост поступлений по налогу на прибыль организаций (в 2,6 раза к уровню 2020 года), акцизам (+44,8%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+44,4%). Увеличение поступлений по налогу на прибыль связано с ростом поступлений налоговых отчислений от ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, а также по организациям отдельных сфер экономической деятельности: лесопромышленного комплекса, энергетики, строительства, транспорта, торговли, финансовой сферы. Одновременно, оказало влияние снижение сумм возвратов налога в 2021 году по сравнению с 2020 годом на 66,4%. По акцизам – увеличением поступлений доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в связи с индексацией ставок акцизов и увеличением норматива отчислений в бюджеты субъектов РФ. По налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения – с ростом налоговой базы благодаря предоставленным в 2020 году региональным мерам поддержки, в том числе налоговой, субъектам малого и среднего предпринимательства, а также переходом организаций и индивидуальных предпринимателей с отмененной с 1 января 2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на упрощенную систему налогообложения. В структуре безвозмездных поступлений наблюдалось снижение поступлений по дотациям (-17,4%) и субвенциям (-16,3%). Диверсификация налоговой базы региона находилась на умеренном уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 11,7% в налоговых доходах. По итогам 2022 года регионом ожидаются поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет в размере 42,0 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 4,9%.
Расходы субъекта в 2021 году выросли на 2,8% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2021 году было направлено 42,8 млрд рублей, что формировало 61,5% всех расходов региона. Наибольшее увеличение расходов произошло по ЖКХ (+ 16,7%) в связи с реализацией мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, предоставлением субсидии на проведение капитального ремонта тепловых сетей и оборудования котельных, а также реализацией мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Карелия на 2020 – 2024 годы в связи с принятыми решениями о предоставлении бюджетных инвестиций на осуществление капитальных вложений. На долю капитальных вложений в расходах бюджета пришлось 17,6%, что поддержало гибкость бюджета. По итогам 2022 года регион ожидает объем расходов на уровне 77,8 млрд рублей, что выше показателя 2021 года на 11,8%.
По итогам 2021 года региональный бюджет исполнен с профицитом в размере 3,5 млрд рублей или 8,8% ННД. В 2022 году, в соответствии с законом о бюджете, исполнение бюджета ожидается с дефицитом в размере 5,6 млрд рублей или 13,3% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться остатки средств на счетах, а также коммерческие заимствования в форме государственных ценных бумаг и банковских кредитов.
Уровень долговой нагрузки региона оценивается агентством позитивно. По состоянию на 01.01.2022 долг региона снизился на 16,9% и составил 19,8 млрд рублей, долговая нагрузка снизилась на 38,5 п. п. и составила 49,6%, в том числе в связи с ростом ННД. По итогам 2022 года ожидается прирост объёма заимствований до 25,4 млрд рублей, долговой нагрузки – до 60,5%. Более существенное повышение долга и изменение пропорций относительно ННД может оказать давление на рейтинговую оценку. Рост долга обусловлен необходимостью покрытия прогнозируемого дефицита республиканского бюджета, а также в связи привлечением инфраструктурного бюджетного кредита. Долговой портфель на 01.01.2022 был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 90,8%, облигационных займов – 7,0% и коммерческих кредитов – 2,2%. Высокая доля бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля способствовала низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 1,1% за 2021 год. График погашения обязательств оценивается позитивно, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.03.2022 составляет 6,7% от совокупного долга региона. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, доступ к казначейским кредитам и открытые кредитные линии для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 73,1 млрд рублей, объем расходов бюджета – 69,5 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Республики Карелия был впервые опубликован 31.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 22.10.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Карелия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Карелия принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Карелия дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.